Родина против холодильника
У них – шпион, у нас – разведчик. У них – бандит, у нас – партизан. У них – паническое бегство, у нас – тактическое отступление.
Этот набор двойных стандартов, сопровождающий любые военные конфликты, можно дополнить еще одной парой. У них – телевизор и холодильник, у нас – Родина и колбаса. Гибридное противостояние Украины и России продемонстрировало это во всей красе.
Неприятельские будни принято описывать как борьбу телевизора с холодильником; трескучей имперской пропаганды с объективными материальными проблемами.
В телевизоре – Путин, "Крымнаш", вставание с колен и бряцание ядерным оружием. В холодильнике – санкции и контрсанкции, обесценивание рубля, падение жизненного уровня и повышение пенсионного возраста.
Читайте также
Соответственно, верность телевизору считается проявлением российского безумия, а поворот граждан в сторону холодильника – признаком отрезвления.
В то же время отечественные будни описываются как борьба между Родиной и колбасой; между высокими ценностями и низменными инстинктами.
С одной стороны – историческая схватка с Москвой, отстаивание суверенитета и национальное строительство. С другой – экономические проблемы последних лет, девальвация гривни, растущие цены и коммунальные тарифы.
И здесь все с точностью до наоборот: первоочередная забота граждан о колбасе считается безумным и безответственным инфантилизмом, а готовность жертвовать всем ради Родины – признаком взрослости и трезвого рассудка.
Но, как ни соблазнителен взгляд на вещи сквозь призму двойных стандартов, нужно считаться с реальностью. А реальность такова, что в обоих случаях речь идет об одном и том же процессе.
О выборе между личными интересами и предполагаемыми интересами страны. О столкновении условного "холодильника" с условной "Родиной".
Да, украинская Родина защищается, а российская – атакует, но и наша оборона, и их нападение привязаны к экономике и благосостоянию граждан.
В теории рецепт украинской победы очень прост. Украинцы обязаны стойко переносить все тяготы и невзгоды, а россияне должны болезненно реагировать на любое ухудшение экономической ситуации.
В конце концов обнищавшей России, сотрясаемой социальными волнениями, станет не до нас, и Киев выиграет гибридную войну. Хэппи-энд.
Однако на практике ожидаемый российский коллапс все не наступает, и по уровню народного недовольства РФ так и не превзошла Украину.
Едва наши пассионарии успевают порадоваться падению рубля – как следует очередное ослабление гривни. Только отпразднуешь повышение пенсионного возраста в России и досаду тамошних обывателей – как в Украине повышаются цены на газ, и раздосадован уже отечественный обыватель.
Не успеешь поиздеваться над одураченными россиянами – как приходится клеймить отсталых украинских пенсионеров и несознательную молодежь. И это вполне предсказуемо.
Можно наслаждаться крикливой пропагандой; приписывать противнику все мыслимые пороки, а себе – всевозможные достоинства; рассуждать о вековой ущербности россиян и о казацком духе украинцев.
Но в действительности обыватели, живущие в разных странах, весьма схожи друг с другом.
Тем более похожи жители Украины и России, вышедшие из одного советского инкубатора и разошедшиеся в разные стороны относительно недавно. Поэтому рассчитывать на радикальную разницу приоритетов во время выбора между холодильником и Родиной, увы, не приходится.
Человеческий фактор в затяжном украино-российском противостоянии не дает явных преимуществ ни одной из сторон. Зато имеются другие факторы, объективно играющие на руку нашему противнику.
Россия лучше приспособлена для длительного существования в формате осажденной крепости.
С одной стороны, у Москвы больше ресурсов, и российская экономика изначально мощнее: на пятом году войны украинцы продолжают ездить на заработки в РФ, а не наоборот.
С другой стороны, российская оппозиция, апеллирующая к материальным проблемам, давно маргинализирована и скована авторитарными порядками.
А в Украине повестка "холодильника" активно эксплуатируется самыми разными силами: от непредсказуемой госпожи Тимошенко с популистским "Новым курсом" до откровенно прокремлевских политиков, обещающих стране мир и достаток.
И уже сейчас исход президентских и парламентских выборов внушает серьезные опасения.
Вывод ясен: Украина едва ли способна победить Россию в состязании пустых холодильников, где ставка сделана исключительно на Родину.
И если в исторической перспективе мы надеемся восторжествовать над северным соседом, у нас есть лишь один реальный путь к победе. Не вытеснение условного "холодильника" условной "Родиной", а устранение противоречий между первым и вторым.
Нынешняя Россия предлагает населению пушки вместо масла – следовательно, противостоящая ей Украина должна предлагать и пушки, и масло.
Опираться не только на голый патриотизм, но и на естественные материальные стимулы. Думать не только об армии, но и об обывателях, содержащих армию.
Предоставить осязаемую перспективу роста не только человеку в камуфляже или профессиональному пропагандисту, но и обычному гражданину. А это невозможно без свободной экономики и защищенных прав собственности.
Без независимых судов. Без сокращения регуляторных функций государства и, соответственно, устранения разорительных коррупционных схем.
"Оборона важнее экономических свобод", "Национальная безопасность важнее борьбы с коррупцией", "Украинская идентичность важнее инновационного развития", "Главное – затянуть пояса, стиснуть зубы и выстоять, а остальным займемся потом".
Подобные мантры страна слышит уже не первый год. И с каждым годом становится все очевиднее, что перед нами классическая ложная дилемма.
Потому что в наших реалиях экономические свободы – это необходимое условие успешной долговременной обороны.
Борьба с коррупцией – важнейший элемент национальной безопасности.
Динамичное развитие – залог сохранения украинской идентичности. И, раз за разом откладывая все перечисленное "на потом", Украина существенно уменьшает свои шансы выстоять.
Михаил Дубинянский