Битва за Конотоп. Почему мэр-националист не выстоял в борьбе со старыми порядками

Вторник, 11 сентября 2018, 06:00
Битва за Конотоп. Почему мэр-националист не выстоял в борьбе со старыми порядками
фото: Ельдар Сарахман

Осенью 2015-го в Конотопе Сумской области случилось почти невозможное. На выборах мэра победил эксцентричный националист Артем Семенихин. В традиционной вотчине "регионалов" за "свободовца" отдали голоса 6445 человек. "Крепкого хозяйственника" Ивана Огрохина, руководившего Конотопом девять лет, поддержали 5212 горожан.

Битва новых и старых порядков длилась неполных три года, закончившись жестким, по определению самих конотопчан, беспределом. Череда сорванных сессий привела к свержению Семенихина, а Конотоп оказался на грани экономического коллапса.

О том, как целый город стал заложником раздела власти, в чем обвиняют друг друга воюющие стороны, и к чему приводит инертность общества  в репортаже "Украинской правды".

Он шел на выборы в камуфляже бойца 92-й механизированной бригады. Став у руля Конотопа, первым делом освятил свой кабинет и поменял портрет Петра Порошенко на фото Степана Бандеры.

– Не дай Боже, не купляйте Roshen! У тих шоколадках – кров наших хлопців. Я особисто попросив підприємців, які мають буфети в міськраді, комунальних закладах, не продавати Roshen, – рассказывает УП уволенный Артем Семенихин.

Он победил на выборах на фоне усталости конотопчан от тех "правил", которые в городе устанавливали "регионалы". В Конотопе, как и по всей стране, ждали быстрых перемен. Но борьба со старыми порядкам на деле оказалась гораздо сложнее, чем, возможно, Артем Семенихин предполагал.

Выступления на маршах "Руха нових сил" Саакашвили, сожжение флага РФ, пеший поход из Конотопа в Киев, стримы на Facebook, вечная война с местными "рыгами", столичными "барыгами" и "московскими попами" – лишь немногое, чем запомнится мэр-атошник.

Апофеозом противостояния Семенихина и местных депутатов, больше полугода блокировавших принятие бюджета, стала июльская бойня в мэрии. Кастеты, молотки, буры для перфораторов – с таким убийственным арсеналом около 70 "титушек" сорвали очередную сессию горсовета.

Организаторов эпической драки полиция ищет до сих пор. По словам Семенихина, за событиями 26 июля стоит группа депутатов-реваншистов во главе со "смотрящими" города и местными силовиками.

Правда, корреспонденты УП услышали и прямо противоположное мнение. Его оппоненты утверждают, что Семенихин мог сам организовать бойню, чтобы избежать голосования по своей отставке. Хотя это, как и другие обвинения, он отвергает.

Как бы там ни было, в конце августа, после очередных пререканий в сессионном зале, депутаты устроили "дворцовый переворот". Перебравшись в здание райгосадминистрации, которую возглавляет представитель "Блока Петра Порошенко", они в закрытом режиме приняли бюджет и лишили Семенихина кресла мэра.

– Якщо хтось хоче зняти Сємєніхіна, хай робить це в законний спосіб. Фактично, Петро Порошенко зараз через своїх підлеглих кришує страшне беззаконня в Конотопі, – уверен Артем Семенихин.

 
Артем Семенихин шел на выборы в камуфляже бойца 92-й механизированной бригады. Став у руля Конотопа, первым делом освятил свой кабинет и поменял портрет Петра Порошенко на фото Степана Бандеры
все фото: ельдар сарахман

Маша и трамвай

Пока в горсовете не могут поделить власть, Конотоп старается жить своей привычной жизнью. Напротив здания мэрии проезжает громыхающий, едва не разваливающийся на ходу трамвай.

Вагон 1983 года похож на кирпич – уродливый привет от советских инженеров из дальнего города Усть-Катав (Челябинская область, РФ).

За штурвалом 20-тонной махины – хрупкая Маша Подолянко. Вместе с коллегами она переживает не лучшие времена. Из-за долгов по зарплате и электроэнергии этим летом один из немногих символов провинциального Конотопа не выходил из депо фактически два месяца.

 
За штурвалом 20-тонной махины – хрупкая Маша Подолянко
Все фото: Ельдар сарахман

Бывало, работали по 14-15 дней подряд, без выходных, – вспоминает Маша. – Нет водителЕй (делает ударение на последний слог – УП). По расписанию нужно 32, а у нас сейчас 23.

Летом очень жарко, зимой руки-ноги отмерзают. Хуже, когда жарко. Давление поднимается, сознание теряешь.

– Прямо во время движения?

– Конечно! – простодушно отвечает она. – Для этого есть педаль безопасности. На ней нужно все время держать ногу. Когда она соскальзывает, трамвай сразу останавливается.

Несмотря на сложности и ржавый антураж, работа Маше безумно нравится.

 
Маша Подолянко: Вообще без трамвая жить не могу, я б с ним и спала

– Вообще без трамвая жить не могу, я б с ним и спала, – кокетливо смеется она. – Я бы его в гараж загоняла и утром выезжала. Когда мимо деток проезжаешь, улыбаются, руками машут. Им посигналишь, а они аж пищат!

С виновниками своих бед Маша, похоже, определилась. Иногда на своей странице в Facebook даже репостит эмоциональные стримы уволенного Артема Семенихина.

Любовь к опальному мэру поясняет так: "Зарплату не платили. У руководства депо один ответ был: примут бюджет города – будут вам деньги. Но когда мы с девчатами пробились на сессию, то увидели, что там творилось, и кто именно не хотел принимать бюджет".

"В 2012-м я був мільйонером"

– Оце, хлопці, місце, де ми залили смальця москалям за шиворот (имеется в виду Конотопская битва 1659 года – УП)!

Артем Семенихин возит нас улицами Конотопа на потрепанном авто иранского производства Samand.

– Куда делся ваш Volkswagen Touareg? – спрашиваем об одном из пунктов его декларации.

– Поломався. У Києві стоїть. Щось форсунки летять. Дорого. Одна б/ушна коштує 50-70 євро, – жалуется Семенихин.

 
Семенихина обвинили в том, что он, представляясь работником "Киевэнерго", собирал с предпринимателей Святошинского района деньги за электроэнергию

– Вас обвиняют, что вы везде поставили своих людей, выписали им и себе зарплаты по 60 тысяч.

– Брехня! Середня зарплата була десь в районі 15-18 тисяч. Це – заступники, топ-менеджмент. Вантажники в Києві заробляють від 9 тисяч. Я не можу топ-менеджера, який підписує документи на мільйони, тримати на 3 тисячах! Люди просто розбіжуться, якщо не надати можливість красти.

– А вы не давали?

– Ні (по данным ревизии бюджета Конотопа, в 2016-2017 годах в городе нашли нарушения на 4 миллиона 215 тысяч гривен – УП).

– Можете, положа руку на сердце, сказать, что не украли ни копейки?

– Жодної!

– Какая у вас зарплата?

– У 2016-му, здається, в районі 12-14 тисяч приблизно, точно не пам’ятаю. Потім у районі 18-ти з половиною. Потім десь у 20 з копійками.

 
Семенихин: Гроші за електрику в павільйонах, які я здавав, брав законно

– В СМИ писали о том, что вы живете в доме, не указанном в декларации.

Читайте также

– Я жив на Загребеллі (жилой район Конотопа – УП), у приватному будинку, який належить другові. Орендував там кімнату для себе та кімнату для двох своїх дітей. Але зараз живемо в нашій квартирі, де всього 18,5 житлових квадратів.

– Знаєте, у 2012-му я був мільйонером, – продолжает он. – Ланцюг у мене такий золотий був. Touareg у кредит взяв, тому що всі гроші в бізнес вкладав. Мене пів-Києва знало. У мене були кіоски з продуктами харчування, кавою. Кілька десятків об’єктів.

Именно в тот "золотой" период, о котором вспоминает изгнанный мэр, против него возбудили уголовное дело по статье "мошенничество".

Семенихина обвинили в том, что он, представляясь работником "Киевэнерго", собирал с предпринимателей Святошинского района деньги за электроэнергию. Суд признал его виновным и выписал штраф.

Сам Семенихин утверждает: дело сфабриковали бывшие "регионалы".

– У 2012 році ВО "Свобода" вирішила висунути мене нардепом по 159-му округу в Глухові. Коли я почав вести активну діяльність, проти мене відкрили кримінальну справу в Києві.

Гроші за електрику в павільйонах, які я здавав, брав законно. У мого знайомого була поруч автостоянка на "Академмістечку". З неї ми протягли електрику, а я підписав договір про її спільне використання. Гроші, згідно з договором, віддавав володарю автостоянки, – объясняет он.

ProZorro и "синдром феодала"

Решение депутатов и новых руководителей Конотопа Артем Семенихин называет "фейковыми". Говорит, будет бороться за возвращение в кресло мэра в судах, а также на улицах – с помощью акций протеста в Конотопе и Киеве.

Война с местными депутатами, по словам отставленного мэра, началась в 2016 году.

– До мене почали підходити бариги-олігархи, – рассказывает он. – Пропонували: "Давай разные темы решать, дороги вместе делать, давай то, то, то. Будешь иметь свои проценты, хорошо жить". Я їм говорив, що для того є тендери та система ProZorro.

Останньою краплею, яка вивела нас на стезю війни, була ситуація, коли від мене вимагали підписати вартість проїзду в місті до семи гривень. Ми вивчили рентабельність та не підняли. Тоді перевізники вивели проти мене людей.

Депутати відмовлялися затверджувати бюджет. Ми з командою фактично нічого не могли зробити. Жили за кошторисом, який був актуальний на позатой рік.

У оппонентов Семенихина другая версия событий.

Инна Пащенко, депутат местной "Самопомочи", называет уволенного мэра "популистом и манипулятором", страдающим "синдромом феодала".

 
Инна Пащенко, депутат местной "Самопомочи", называет уволенного мэра "популистом и манипулятором", страдающим "синдромом феодала"

– У него были колоссальные ресурсы в связи с децентрализацией. У него был свой исполком, вся власть и рычаги в руках. Но он оказался не тем человеком, который может заниматься хозяйственной частью и благоустройством города, – считает она.

– Но это же вы не утверждали месяцами бюджет. Почему?

– Мэр полностью проигнорировал коллегиальные рекомендации депутатов, – утверждает Инна Пащенко. – У нас была необеспеченность по образованию – больше 7,5 миллионов. Но при этом на сотрудников исполкома начислили до 300% премий. Мы рекомендовали значительно сократить премиальные, а освободившиеся средства направить на бюджетную сферу.

Татьяна Сизон, новоизбранный секретарь горсовета, которая теперь исполняет обязанности мэра Конотопа, считает, что в работе Артема Семенихина было слишком много политики.

 
Татьяна Сизон: У приміщенні міськради протягом двох років, окрім політичних, не вирішувалось жодне питання

– У приміщенні міськради протягом двох років, окрім політичних, не вирішувалось жодне питання, – рассказывает она. – На кожному столі – прапор ВО "Свобода".

Місто зараз, скажемо відверто, в економічному колапсі. Кожне комунальне підприємство Конотопа є збитковим. Головне, що на даний час доведено до повного розладу роботу КП "Конотопське трамвайне управління". Наступне – "Теплогарант", у якого великі борги за газ перед опалювальним сезоном. Третє – комунальне підприємство ЖЕКів.

 
Татьяна Сизон: Місто зараз, скажемо відверто, в економічному колапсі. Кожне комунальне підприємство Конотопа є збитковим

Щоб ви зрозуміли, – продолжает Сизон. – У бюджеті було закладено 10 мільйонів премій на 240 чоловік, при тому що заклади освіти та охорони здоров’я не були забезпечені заробітною платою. Це – головне питання, через яке не приймали бюджет.

Депутат от БПП Тарас Омельченко, первый зам Татьяны Сизон, считает, что трамвайное управление сознательно доводят до банкротства.

 
Тарас Омельченко считает, что трамвайное управление сознательно доводят до банкротства

По моим данным, еще в начале года приезжали люди, то ли из Киева, то ли из Львова, говорит он. – Хотели на базе управления сделать автобусный парк и уничтожить трамвай. Забрать все остальные маршруты у перевозчиков и стать монополистом.

Еще я бы отметил полный развал исполкома и коммунальных предприятий. Сегодня вся система (власти – УП) разбалансирована, не работает. Приведу пример – исполнительный комитет конотопского горсовета практически лидирует в городе по объемам скаченного интернет-трафика. Это – официальная информация, которую мы получили от провайдера. Фильмы, игры, все остальное...

 

Артем Семенихин не согласен с тем, что он виновен в развале коммунальных предприятий. По его словам, они находились в таком состоянии все годы независимости.

При этом отставленный мэр опровергает обвинения в бездеятельности. Среди шагов, которые, по его мнению, удалось сделать, – "реинкарнация" уличного освещения, реально бесплатные детсады, отсутствие поборов в школах, привлечение около миллиона евро инвестиций.

– 13 відремонтованих доріг за перший рік при владі – це більше, ніж було зроблено за попередні 10 років. Це абсолютно відкрита та повністю підзвітна влада. Прийом людей щодня з сьомої ранку. Залучення найбільше в області грантових та кредитних коштів від європейських донорів, перечисляет Артем Семенихин.

Инертность, страх и дикий маразм

Рядовые жители Конотопа от бесконечных разборок в горсовете изрядно утомились. Им надоело выяснять, кто прав, а кто виноват. Кто-то продолжает мысленно поддерживать Семенихина. Кто-то считает, что тот сам виноват.

– Самая большая проблема Конотопа – в горсовете, – жалуется 24-летний Егор Туманов. – То, что там происходит, – дикий маразм. Воюют за власть, это понятно. Там, где власть, – много денег. Зато вокруг бардак: дороги, тротуары, освещение, вода то есть, то нет.

Пенсионерка Надежда Тарасенко на выборах мэра голосовала за Артема Семенихина. Свой выбор поясняет просто: молодой, энергичный, хорошо излагает мысли.

 
Пенсионерка Надежда Тарасенко на выборах мэра голосовала за Артема Семенихина

– Всех оттуда выгнать надо. Они все одинаковые. Избрать новых нужно. Тогда, может, будет какой-то лад, – говорит она.

– Транспорт и дороги – это у нас больной вопрос, – вторит ей уличный торговец цветами Людмила Яковлевна. – Грызня в горсовете – полнейший беспредел. Просто стыдно! Не знаю даже, за Украину или Конотоп стыдно. Какой бы ни был мэр, все должно решаться на самом высоком уровне.

Как к Семенихину отношусь? Скажу так, чтобы меня не убили… Я работала на выборах, на моем участке он шел с большим отрывом. Но я за него не голосовала. Мое отношение к "Свободе", мягко говоря, критическое. Не люблю я националистов.

 
Людмила Яковлевна: Я работала на выборах, на моем участке он шел с большим отрывом. Но я за него не голосовала. Мое отношение к "Свободе", мягко говоря, критическое. Не люблю я националистов

У еще одного уличного торговца Надежды Петровны отношение к изгнанному мэру более трепетное. Она даже начинает плакать, когда говорит о последних событиях в городе.

– Бандиты проголосовали под забором за отставку мэра. Вся наша семья, все знакомые за него. Пусть молодежь работает! Депутаты бюджет не принимали, а у Семенихина не было грошей. Он свет по городу сделал, когда деньги были. Можно хоть голки сбирать. А потом у него денег не стало.

 

– Так а почему вы не собрали митинг, не вышли в его поддержку? – спрашиваем.

– Как его соберешь? У нас тут люди боятся, ходят все скованные.

У местной активистки Эмилии Айзенштат с Семенихиным свои счеты. Она давно наблюдала за публичными высказываниями "свободовца", находя среди них, по ее мнению, антисемитские. Впрочем, критикует его за другое.

 
У местной активистки Эмилии Айзенштат с Семенихиным свои счеты. Она давно наблюдала за публичными высказываниями "свободовца", находя среди них, по ее мнению, антисемитские

– Такого состояния дорог, такой грязи, как сейчас, в Конотопе не было, – считает она. – Ни одно предвыборное обещание не выполнил. Например, коммунальные аптеки. Или реконструкция старого кинотеатра. Не было системности, прозрачности работы власти – и это одна из главных проблем Конотопа.

Конотопский активист и журналист Антон Проценко видит и вину самих горожан, ведущих себя инертно. В массе своей смотрят на конотопскую битву со стороны, не стремясь менять устоявшееся положение вещей.

 
Антон Проценко видит и вину самих горожан, ведущих себя инертно. В массе своей смотрят на конотопскую битву со стороны, не стремясь менять устоявшееся положение вещей

– За то, что Семенихин стал мэром, можно поблагодарить тех людей, которые не пришли на выборы, – размышляет Проценко. Большой процент конотопчан не собираются и дальше на них ходить. Считают, что все заранее куплено.

Семенихин выделялся из толпы. Выходил, громко в рупор набивал себе цену. Победили его необычность, экспрессия, подача. Был тогда и вызов нового времени, когда что-то нужно было менять.

 
Антон Проценко: За то, что Семенихин стал мэром, можно поблагодарить тех людей, которые не пришли на выборы

Много обещаний, которые невозможно было выполнить. Обещал упорядочить уличную торговлю, сделать коммунальные рынки, аптеки. На это повелись, в основном, пожилые люди.

Конотопский волонтер Сергей Безлюдный с позывным "Мойдодыр" уверен: у Артема Семенихина есть амбиции, выходящие за пределы Конотопа. И то, что он делает в городе, ступенька в парламент.

 
Сергей Безлюдный: у Артема Семенихина есть амбиции, выходящие за пределы Конотопа

– Семенихин – аферист, – не жалеет Безлюдный эпитетов. – Талантливый психолог с задатками лидера, но комплексом Наполеона. Продвигая свои меркантильные интересы, он сумел рассорить всех активистов Конотопа.

Но я очень сильно подозреваю, что в финансовых схемах замешаны все, кто сейчас борется за власть в городе. Тут такая карточная игра, в которой все стараются выиграть.

 
Сергей Безлюдный: Тут такая карточная игра, в которой все стараются выиграть

Утка "Белка" и бег по кругу

На лавочке в сквере, возле фонтана в центре Конотопа, сидит упитанный мужчина. К его "кравчучке" привязана живая утка на длинном поводке. Мужчину зовут Юра Евтушенко. Он торговец свистульками и детскими игрушками.

Свою утку Юра почему-то называет лебедем. Он дал ей кличку "Белка".

 
Юра Евтушенко торговец свистульками и детскими игрушками

– Это такой маркетинговый ход, для привлечения покупателей, – объясняет Юра свой довольно сюрреалистичный вид.

По расслабленному лицу Юры и неспешной речи видно, что он близок к пониманию сути происходящего. Ситуацию в городе он награждает собственным афоризмом: "Конотоп, Конотоп, всё на месте топ-топ-топ!".

– Нас, как футбольные мячики, чиновники бутсают, – разводит руками Юра. – Ничего не меняется. Конотоп – мертвый город. Горсовет вопросы как не решал, так и не решает. На Жилмассиве начальник ЖЭКа тоже плохой дядька. Мое мнение: Семенихина подсидели. Специально саботировали решения, устраивали забастовки.

Сегодня у Юры Евтушенко будет прибыльный день. Конотоп отмечает свой праздник. В центре будут толпы народа и много покупателей.

Новая старая власть устроит шествие к мемориалу "Вечной славы", согнав в добровольно-принудительном порядке школьников и работников бюджетной сферы.

Среди них будет и тот самый водитель трамвая Маша Подолянко. После торжественного митинга она отправится на свою обожаемую работу.

 
Новая старая власть устроит шествие к мемориалу "Вечной славы", согнав в добровольно-принудительном порядке школьников и работников бюджетной сферы

Есть несколько вещей, о которых мечтает 32-летняя Маша.

– Хочу, чтобы дочка поступила, – улыбается она. – Чтобы все у нее было хорошо. Чтобы была работа. Что хочу для себя? После того, как дочка выучится, купить себе джипа.

Есть у Маши еще одна мечта побывать во Львове. Но старый, громыхающий трамвай с несгибаемым упорством возит ее строго по кругу, не позволяя вырваться дальше Конотопа.

Четыре-пять кругов за смену. Каждый 1 час 20 минут. Всего до 60 километров в день. Иногда – полмесяца без выходных за пять тысяч гривен зарплаты, которую дают с перебоями. На эти деньги "джипа" Маше не купить. На хороших авто в Конотопе будут ездить другие. Те, кто продолжает бороться за власть.

Главное на Украинской правде