Квазикандидаты

Павел Казарин — Суббота, 11 августа 2018, 07:00

Фактически, президентская кампания уже началась. Мы отслеживаем лидеров, спорим о цифрах, смеемся над аутсайдерами. Тем более, что они – заведомо непроходные – из раза в раз оказываются в списках. Но в том и штука, что второстепенные кандидаты определяют триумфаторов гонки не в меньшей степени, чем наши симпатии.

На прошлых президентских избиратель выбирал из семнадцати претендентов. Можно предположить, что в этот раз их вряд ли окажется меньше. Кто-то отправляется на штурм политического олимпа ради амбиций, кто-то – ради пиара. Впрочем, не самолюбием единым – мотивы попадания в "президентский" бюллетень могут быть самыми разными. В том числе и сугубо технологическими.

В девяностые бал на рынке политтехнологий правили россияне. Спустя полтора десятилетия выборам в РФ пришел конец – но большинство технологий уже были отработаны и даже систематизированы. Изданная на Урале в 2003 году книга "Практика против теории" содержала довольно подробное описание того, какой функционал может быть у "мертвых душ".

Кубышка. В ситуации, когда избирательный фонд ограничен, подставной кандидат нужен в качестве запасного кошелька. Из его официального фонда можно оплачивать листовки и ролики, критикующие конкурента. А отведенное ему законом эфирное время – для отработки повестки главного кандидата.

Рычаг. Применяется в ситуации, когда в регионе есть нишевой электорат (национальные меньшинства или иные электоральные группы). Их кандидат редко становится проходным, но он всегда может поддержать во втором туре нужного человека. Работает тем чаще, чем выше внутригрупповая солидарность меньшинства.

Иногда этот кандидат используется для "бронирования" электоральной группы. Если она изначально не хочет голосовать за нужного кандидата – подставной кандидат нужен для того, чтобы она не досталась конкуренту.   

Раскольник. Этот кандидат выдвигается в тех случаях, когда нужно отколоть часть того электората, что обычно голосует за конкурента. Объектом технологии могут быть профессиональные касты, национальные меньшинства или жители определенных регионов. Отличие от предыдущего кейса в том, что в данном случае подразумевается, что нишевой электорат уже имеет предпочтения и потому нуждается в "дроблении".

Сливной бачок. Обычно такой кандидат нужен для яростной критики конкурентов. Особенно в том случае, если основной претендент до откровенной "чернухи" опускаться не может по имиджевым соображениям. Зато "подставной" не ограничен в своей эксцентрике ничем.

Шумовая завеса. СМИ по природе своей – реактивны. Они идут за повесткой и, чаще всего, послушно ее отрабатывают. А кандидат этого типа нужен для создания нужных информповодов. Пресс-конференции, митинги, иски в суд – мало ли поводов можно придумать для того, чтобы переключать внимание медиа с "невыгодной" для основного кандидата повестки на "выгодную"? В конце концов, можно просто "перебивать" мероприятия конкурента, оттягивая часть журналистов на искусственно созданные.

Жертва. Кандидат нужен лишь для того, чтобы им ритуально пожертвовали в ходе предвыборной кампании. Если главный кандидат – действующий чиновник, то подставной может сняться под предлогом, что "власть давит". Или же может пойти на откровенную провокацию в адрес конкурента, зная, что этот шаг чреват нарушением закона.

Медвежья услуга. Идея проста – выдвинуть непопулярного персонажа, который будет поддерживать конкурента. Тем самым, наращивая его антирейтинг. Это может быть отдельный одиозный человек. Или партия с непопулярными лозунгами (от откровенно социал-дарвинистских до яростно пророссийских). Или общественная организация с неоднозначной в обществе репутацией.

Боксерская груша. Подставной кандидат глуп, одиозен и критикует основного претендента. Но его критика настолько неумна, что лишь добавляет бенефициару очков. "Поставной" может поднимать темы, которые выгодны штабу, освещать выгодные стороны главного претендента и, заодно, обесценивать критику реальных конкурентов. Потому что озвученные ими факты в общественном сознании будут идти через запятую с критикой со стороны "подставного".

Черный лебедь. Кандидат-звезда, который идет в избирательную кампанию для создания рукотворного хаоса для конкурирующих штабов. Даже угроза его регистрации путает социологию, стратегию и тактику. Конкуренты потратят время на то, чтобы адаптироваться к новому вызову. При этом, подставной может в итоге даже не регистрироваться как кандидат.

Список не исчерпывающий. Вдобавок, карманный кандидат может одновременно выполнять несколько функций из списка. Или какие-то еще – в зависимости от повестки предвыборной кампании.  

Вдобавок, не стоит думать, что этой технологии угрожают разоблачения. Авторы книги подчеркивали, что штабы не страдают "комплексом Раскольникова", который после преступления считал, что все вокруг догадываются о случившемся.

В реальной жизни о "подставной" функции кандидатов могут догадываться в лучшем случае элиты и соперники. Но разоблачить этот прием в глазах обывателя попросту не получится.

К тому же, совсем не обязательно, что перечисленные выше функции выполняют только "карманные" кандидаты. "Функциональным" может быть и абсолютно искренний претендент, который попросту не понимает, что играет в чужие ворота. Или не менее искренний, чью кампанию через третьи руки спонсирует чей-то штаб – в расчете на нужный эффект.

Let’s get ready to rumble.

Павел Казарин, для УП