"От Сяна до Кавказа", или Как в лагерях националистов воспитывают детей
11 дней муштры, жизнь в палатках, комары, затяжные ливни. Вместо гаджетов – зубрежка 10-ти заповедей националиста. Физические нагрузки и дисциплина.
Летом тысячи юных украинцев не едут в село к бабушке. Их отправляют на "курсы молодого бойца".
В 2015 году в Киеве по инициативе одного из лидеров националистов, нардепа Андрея Билецкого проводят военно-патриотический лагерь "Азовец". Он станет предтечей организации под названием "Юнацький корпус", образованной в 2016 году.
"ЮК" – своеобразная "первичка" "азовского движения", средним звеном которого являются "Нацдружины".
"Юнкор – це не звання, а спосіб життя. Це діти, які зростали під час війни. Це діти, що одного дня подорослішають та побудують Велику Україну", – так на сайте "ЮК" описывают свою целевую группу и задачу националисты.
"Юнацький корпус" проводит "Уроки мужества" в начальных учебных заведениях Украины, а также лекции и тренинги по оказанию первичной медпомощи и поведению в экстремальных условиях.
Каждое лето военно-патриотические лагеря "ЮК" открывают в Киеве, Харькове, Днепре, Запорожье, Черниговской и Черкасской областях.
"Украинская правда" побывала в лагере под Черниговом.
Этот текст не является пропагандой какой-либо идеологии, политической партии или персоны.
Мы хотели понять, почему дети едут в военно-патриотические лагеря. Чему и как их там учат? Какой образ жизни и мыслей прививают? И что по этому поводу думают их родители?
Никто не знает, как сложится судьба героев репортажа всего через несколько лет.
Вспомнят ли они хотя бы строчку из заученного этим летом гимна националиста?
Пройдут ли факельным маршем по улицам городов в день рождения Бандеры?
Уедут из страны? Или посвятят жизнь Родине?
Все это может случиться потом. Пока же они остаются детьми. Играющими во взрослые игры в воюющей стране.
Буратино для "Меченого"
– Готов? Раз, два, три!
Высокий и худой 13-летний Илья берет в руки массо-габаритный макет АК-47. Старается разобрать его и собрать как можно быстрее. Но что-то идет не так.
– Блин, крышку заело! – сердится мальчик, внезапно поранив большой палец.
Алая кровь течет с руки Ильи на черный макет автомата "Калашникова".
– Пойдешь за пластырем позже. Давай быстрей! – командует воспитатель.
– Да я уже заляпал эту штуку! – давит на жалость Илья.
– Ничего страшного. Время идет! – гнет свою линию взрослый.
– Да у меня палец болит, бли-и-и-н!
Илья – один из 32 детей, кто приехал в военно-патриотический лагерь "Північний корпус". На его рекламу он наткнулся в интернете. Родители, говорит Илья, отпустили без проблем.
– В школе таких навыков не дают. Здесь чувство побратимства развито сильно. В обычной жизни его не хватает, – расскажет он позже, когда ему перебинтуют травмированный палец.
В сосновый лес возле села Колычевка, в десяти километрах от Чернигова, мальчиков и девочек от 11 до 16 лет завозят на 11 дней. Палатки разбивают на территории бывшего пионерлагеря "Юный техник". Здесь нет электричества. Из "удобств" – летний душ и две архаичных кабинки туалета.
Спартанские условия обходятся родителям в 1500 гривен за ребенка. Деньги идут на питание и транспортные расходы. Еду возят по несколько раз на день из Чернигова.
– У програму входить багато спорту, – рассказывает Анастасия Горшкова, руководитель лагеря. – Є інтелектуальні заняття та ігри з історії України. Приїжджають інструктори, психолог проводить тренінги. Також навчаємо військовим дисциплинам. Намагаємося працювати за програмою всеукраїнської дитячо-юнацької гри "Сокіл"/Джура" (в 2015-м Минобразования включило ее в "Стратегию национально-патриотического воспитания детей и молодежи на 2016-2020 годы" – УП).
Физические упражнения, муштра и строжайшая дисциплина – в лагере многое напоминает армейский быт.
Вместо имен – позывные: Кацап, Хантер, Хаммер, Палево, Динамит, Панда, Кирпич, Адик, Шульц, Новичок, Винтаж, Стрела… Всё зависит от силы воображения. И обстоятельств.
– Я – "Снежок", потому что на футболке было написано Sniezka (марка строительных материалов – УП), – поясняет тайный смысл своего позывного один из "юнкоров".
– А я – "Палєво", – говорит другой, хитро улыбаясь. – Приїхали ми, значить, у табір. Нас попросили здати телефони. Один я здав, а другий хотів спрятати. Але спалився...
На время смены ребят разбивают на отряды. Их называют "роями". У каждого роя свое название: "Якудза", "Скауты", "Дети огня".
Есть свой девиз и флаг, который дежурные охраняют по ночам от вылазок "диверсантов". От этой игровой части дети особенно в восторге. Есть у них и другие "военные" игры, к примеру, настольная "Криївка", в которой "хорошие люди должны уничтожить воображаемых НКВДистов".
Главный в отряде – "роевой". Но главнее всех – воспитатели. Они забирают гаджеты и мобильные телефоны. Выдают ненадолго только вечером для созвона с родными.
Весь день, от подъема и до отбоя, детям положено ходить с личным "оружием" – деревянным муляжом АК-47.
– Это вырабатывает дисциплину, – поясняют воспитатели.
Если где-то оставишь "калаш" – отжимаешься. Есть и другие наказания.
У 14-летнего "Меченого" с муляжом АК явно не заладилось. "Меченый" вынужден бродить по лагерю с поленом, напоминающим Буратино.
– Провинился я, – вздыхая, объясняет он свой комичный вид. – Автомат нужно еще заработать.
12-летняя Соня с позывным "Адик" (от "Adidas" – УП) говорит, что к муляжу АК-47 привыкаешь быстро.
– Ой, мне некоторые дети, которые тут уже были, рассказывали: домой возвращаешься, поначалу просыпаешься и сразу ищешь автомат. Это механически получается. Через несколько дней в лагере его не чувствуешь в руках. Он уже как родной, – делится она.
"Думав, їду отдихать на рiчку"
13-летняя Соня с позывным "Бигфут" (англ. Big foot, "большая нога" – УП) родом из оккупированного Луганска. С началом войны переехала с семьей в Чернигов.
Попробовать военно-патриотические игры ей предложила подруга. В этом году "Бигфут" приехала во второй раз и сумела "дослужиться" до роевого.
– Почему поехала? Хотела привести себя в форму. Мне не нравилось, как я выгляжу, – по-взрослому кокетничает девочка.
– Ну еще, типа, – продолжает она, – хотела попробовать опять те переживания. Тут можно научиться всяким военным штукам. Особенно нравится полоса препятствий.
Интенсив в черниговской ячейке "Юнацького корпуса" этим летом пройдут порядка ста детей.
Заданный ритм выдерживают не все. Особенно в первые дни. Некоторые в буквальном смысле слезно просят родителей забрать их обратно.
13-летний Миша с позывным "Орел" из Бобровицы в военно-патриотической теме не новичок. В лагере он в третий раз.
– Мені в пєрвий раз мама сказала, тіпа: "Їдеш у табір", – вспоминает он. – Думав, їду отдихать на річку… Коли приїхав, ситуація була, один з інструкторів сказав: "Паднімітє руку, хто приїхав сюда отдихать?". Я один зі всього табору підняв. І дитина, яка рядом стояла, сказала: "Опусти руку, не позорься!".
Спочатку ти боїшся. Вперше три-чотири дні в мене були сльози. Але вони проблему не вирішать. Почав виконувати все, що мені казали. Зараз це вже подобається.
– Почему? – интересуемся.
– Хочу отримати знову це чувство побратимства, – отвечает "Орел". – Для мене це не гра. Все серйозно! Тута ми конкретно напрягаємо мораль свою i силу волі. Тут набагато інтереснєй, чим у комп’ютер грати.
"Орел" хвалится, чему успел научиться: как ложиться на землю, когда враг ведет прицельный огонь; как стоять и садиться, когда стреляешь.
– А враг – кто? – спрашиваем.
– Вороги України ті, хто не патріоти. Наприклад, Росія. Треба Україну захищати від різних загарбників, щоб землю нашу не забрали, – отвечает "Орел".
"Бандера – герой. Но не идол"
В свои 13 "юнкор" с позывным "Юджин", как и многие здесь, не прочь поговорить не только о пользе дисциплины и физических нагрузок. Он уже знает, что такое "украинский национализм". Во всяком случае, теоретически.
– Бандера – український націоналіст, який створив УПА, – делится он выученным материалом и переходит на привычный ему русский. – Не думаю, что "националист" – плохое слово. Националист – человек, который поддерживает Идею Нации, старается делать страну лучше. Таких в Украине пока что мало.
– Націоналіст – той, хто повстав проти влади. Він захисник і повстанець, – добавляет "юнкор" "Палево".
Всему этому дети учатся на лекциях, а еще узнают из "Карманных книжечек юнкора". Их раздают каждому, кто приезжает сюда.
В брошюре – цитаты основателей украинского нацдвижения и его философии: Евгения Коновальца, Николая Михновского, Николая Сциборского и Дмитрия Донцова, Степана Бандеры и Романа Шухевича. В ней также тексты "Молитвы" и "Декалога", десяти заповедей украинских националистов, которые "юнкоры" сдают наизусть перед отъездом домой.
Есть в книжечке и статья, посвященная Андрею Билецкому. В ней он представлен как "инициатор создания "Юнацького корпуса", первый командир "Азова", лидер "Національного корпуса", депутат, политзаключенный режима Януковича".
– Наша діяльність з політикою ніяк не пов’язана, – утверждает 26-летний воспитатель, преподаватель истории с позывным "Вий". – Так, ми – складова частина "азовського руху". Так, у них у книжках це є. Але ми цього не нав’язуємо. Особисто я не є членом "Нацкорпусу" чи "Нацдружин". Політично я не заангажований. Я тут, тому що я патріот, я – націоналіст.
По словам "Вия", в лагерь приезжают дети "атошников", ребята, чьи родственники имеют отношение к "азовскому движению". Но большинство – из обычных семей, которые нашли рекламу в интернете или услышали от знакомых. Есть категория родителей, которые отправляют сложных детей на перевоспитание.
– На жаль, це покоління гаджетів, – констатирует "Вий". – Дуже багато часу вони в телефонах. Їм не вистачає живого спілкування, природи. Не вистачає духу побратимства. Зазвичай, є аватар в інтернеті, за яким вони ховаються. Тут вони один з одним співпрацюють. Це і йде на користь, безумовно.
Читайте также
Діти тут дуже змінюються. Коли приїжджають додому, батьки їх не впізнають. Дитина може елементарно помити за собою чашку, ложку, спортом починає займатися.
– А без идеологии нельзя обойтись? – спрашиваем.
– Ідеологічна складова дуже важлива, у нас патріотичний табір, – отвечает воспитатель. – Як вам пояснити, чому ми їх вчимо? Розумієте, ми їм пояснюємо: націоналізм – це не просто вдягнути вишиванку, сидіти на кухні, говорити про Україну.
Націоналізм – це патріотизм у дії. Підніми бумажку, кинь в урну! Це буде набагато краще, чим просто балакати, як ти любиш Батьківщину.
– Должен ли украинский националист уметь воевать? – уточняем.
– Ми тут не вчимо дітей воювати, – отрицает очевидное "Вий". – Ми даємо навички, які їм потім знадобляться. Наприклад, перша медична допомога. Також у нас тут поряд кордон з Росією, не так далеко Донбас. Дитина може натрапити на якусь розтяжку, знайти гранату чи уламок бомби. Ми їм розказуємо, що робити. Воювати ми їх не вчимо.
– Хто для них Степан Бандера? – переспрашивает "Вий". – Історію треба знати, щоб ніхто не перекручував минуле. Щоб знати наших національних героїв. Для росіян Бандера та Шухевич – вороги, кати, вбивці, людожери. Для поляків те саме. Хмельницький для них такий же. Але кожна нація має своїх героїв. А ми чомусь весь час не знаємо, забуваємо їх.
Хоча я не загострюю увагу дітей на Бандері, – продолжает "Вий". – Навіть лекції про це не було. Я кажу: "Так, Бандера герой, але не ідол". Хай вони самі включать інтернет, пошукають, що таке УПА, хто такий Бандера, Шухевич. Хай порівнюють, критикують, мають свою думку. До всього треба ставитися критично.
Раны ужасающие и угрожающие
В день сдачи экзаменов "юнкоры" усаживаются на бревна в полукруг. Они играют в игру "Ведун", во время которой нужно быстрей всех ответить на вопросы.
– Яке гасло "Юнацького корпусу"? – спрашивают у детей.
– Майбутнє країни – це ми! – звучит в ответ.
– Що робили запорожці на відомій картині Рєпіна? Як захиститись від Вія? Рік Хрещення Русі? Рік прийняття Конституції? Звідки походить гасло "Слава Україні!"? Найвідоміший козак-характерник? Останній гетьман України? – вопросы сыплются один за другим.
– Розкажіть, що таке "азовський салют", – предлагает ведущий.
– Це традиційне азовське рукостискання? – неуверенно отвечает мальчик.
– Ні, не вгадав.
– "Азовський салют" використовується під час гімну та молитви українського націоналіста, – говорит еще один "юнкор".
– Показуй!
– Виконується він так, – мальчик встает. – Спочатку згортаємо долоню в кулак. Це означає, що разом ми – сила. Потім ставимо кулак на серце. Це значить, що, ну, ми вірні державі. Поставивши кулак на серце, ми показуємо, що віримо в Ідею Держави та будемо її захищати до кінця. Треба також зняти головний убор, якщо він є…
– Молодець! Сідай.
В предпоследний день смены у "юнкоров" насыщенная программа. Они будут преодолевать полосу препятствий под взрывы шумовых гранат и в чаду дымовых шашек. Покажут знания истории и медицины. Проверят меткость в тире, взяв в руки пневматическое ружье, а также посостязаются в тактической подготовке.
Инструктор по тактике с позывным "Корень" рассказывает: пошел на Донбасс, в Авдеевку в 18 лет, на летних каникулах, в перерыве между учебой.
– На бухгалтера учился, – уточняет он. – Диплом в итоге получил. Сейчас учу детей тактике. Работа по группам, наступление и отступление двойками, позиции стрельбы стоя, лежа...
Эти базовые вещи помогают на войне. Эффектные позы при стрельбе, как в голливудских фильмах, в жизни не работают. Вообще занятия по тактике дисциплинируют, учат командному мышлению.
"Корень" – не единственный в лагере, кто прошел Донбасс. Инструктор по медицине с позывным "Космос" был на передовой в составе "Азова". Говорит, война многому научила в профессиональном плане – так много серьезных ран на "гражданке" обычно не встретишь.
Циничные шутки "Космоса" понятны не всем. Его не впечатлит даже самое ужасное ранение. Он смотрит на раненое тело, как на "механизм", который нужно "починить".
Флегматичный, со взглядом удава, воспитатель-медик проводит экзамен по медицине. Дети его заметно побаиваются.
– Если человеку оторвало ножку, что нужно делать? – спрашивает тихим, гипнотизирующим голосом.
– Сразу, ну, нужно вызвать, во-первых, "скорую". Ну, долго человек не протянет. Надо срочно закрыть ранение, – волнуясь, вспоминает мальчик с позывным "Штиль".
– Что такое критическое кровотечение? – обращается медик к девочке с позывным "Панда".
– Бывают раны страшные, бывают ужасные, – отвечает она.
– Ужасающие и угрожающие, – поправляет учитель.
– Ужасающие – это когда, вот, человек лежит, и у него большая рана. Мясо есть. Но она, в общем… Как сказать?
– Не всегда то, что страшно выглядит, опасно, – подсказывает экзаменатор.
– Да. А угрожающая рана может быть маленькой, но задеть что-то очень важное для жизни, – смелеет Панда.
– Хорошо. Иди. Следующий!
"Решили отправить для разнообразия"
11 дней жизни в лесу для детей пролетают, как один миг. Ближе к полудню в обычный будний день "Юнкоров" привезут в Чернигов, к стадиону имени Гагарина. Сюда, немного волнуясь, придут взрослые, чтобы встретить своих изменившихся сыновей и дочерей.
– Мой мальчик очень доволен, – говорит Наталья, мама парня с позывным "Динамит". – В лагерь попал через знакомых. Он звонил, делился впечатлениями. Если захочет, в следующем году снова поедет.
Вопросы идеологической подготовки родители в общении с корреспондентами "Украинской правды" в целом стараются обходить стороной. Складывается впечатление, что многие до конца не понимают, чем еще, кроме спорта, занимаются "юнкоры" в лесу.
– Националисты? – простодушно улыбается Наталья. – Мы не верим, что сын вырастет националистом. У нас в семье таких нет. Он – адекватный парень.
Алексей, сварщик из Прилук, ждет своего 12-летнего Олега. На вопрос, почему отдал сына именно в военно-патриотический лагерь, отвечает: "Знаєте, яке в них життя – гаджети, гаджети… Тут хоть трохи фізічєская підготовка".
О лагере Олег узнал тоже через знакомых.
– Рєшилі отправіть для разнообразія, для общєго развітія, – объясняет он. – Зараз така ситуація в країні, що таке виховання не помєшає. Йому вже 12 років, а война вже чотири роки. Та скільки вона продліться, ніхто не знає.
Якщо він захоче стати воєнним, це буде його вибір. Мене ніколи носом ніхто не тикав. Хай і він сам рішає.
Марина Худина, мать 14-летнего "Орла", для которого эта смена в лагере стала уже третьей, не может нарадоваться.
– Знаете, он вставать стал раньше, – рассказывает она. – Рвется на помощь. Помоет посуду, уберет. Становится отзывчивым, самостоятельным. И более взрослым. Правда, не знаю, хорошо это или плохо?
Не найдя ответа на свой философский вопрос, Марина продолжает: "Военно-патриотическое воспитание в наше время важно. У каждого своя голова на плечах. У сына – тоже. Не думаю, что из него получится какой-то националист".
– Знаете, – говорит Татьяна, мама Софии "Бигфут" из Луганска. – Я даже не задумывалась, честно говоря. В прошлому году, когда дочь первый раз поехала в такой лагерь, не заметила, чтобы она вернулась с какими-то националистическими идеями. Чтобы ей что-то в голову вбили? Чтобы она на чем-то зациклилась? Вообще такого не было!
Диана, мама 13-летней Александры с позывным "Удав" выбор лагеря поясняет так: "Во-первых, у нас папа военный. Дочь его позывной и взяла. Папа много ей рассказывал про войну. Во-вторых, девочка у нас спортивная. Сама захотела попробовать свои силы".
Андрей Николаевич, дедушка одного из воспитанников, тоже пришел на встречу к стадиону Гагарина.
– Меня немного смущает, что девочки там ходят с макетами автоматов, – признается он. – Девочку все-таки нужно воспитывать, как хранительницу семейного очага. Чтобы она была женщиной, матерью. Просто она у нас очень энергичная. Думаю, этот лагерь не помешает.
Патриотизм нужно воспитывать с раннего возраста, – продолжает Андрей Николаевич. – Но то, что у нас патриотизм путают непонятно с чем, – это очень плохо. "Правый сектор" и все эти кем-то проплаченные силы… То, что они пропагандируют, – не патриотизм. Это – национализм. Это – раздор!
Через десять минут к стадиону Гагарина подъедет долгожданный автобус с детьми. В фирменных футболках с надписями "Юнацький корпус" и тактических кепках, немного уставшие, они вывалятся из салона с довольными улыбками.
По приказу воспитателей, выстроятся в строй. Приложат к сердцу сжатый кулак правой руки. Показав родным "азовский салют", хором, тихо и немного робко запоют:
"Веде нас в бій борців упавших слава.
Для нас закон — найвищий то наказ:
"Соборна Українська держава —
Міцна й одна від Сяну по Кавказ"*.
---
*"Марш украинских националистов", ставший гимном ОУН в 1932 году
Євген Руденко, відео Ельдар Сарахман, УП