Гацько и его команда. Демальянс 2.0
"Ты Гацько? Вот тебе каски…",– таким в феврале 2014-го было знакомство журналиста УП с лидером молодежной партии "Демальянс" Василием Гацько.
Тогда штаб молодой политической силы располагался на Майдане в куполе ТРЦ "Глобус" возле Лядских ворот. Члены партии были одними из первых, кто поставил свои палатки на главной площади страны. Также они организовывали Евромайдан в регионах.
Вторая встреча произошла в июле 2015-го во время выборов на 205-м округе, где помимо Сергея Березенко и Геннадия Корбана за мандат боролся и член "Демальянса" Игорь Андрейченко.
Шансов тягаться с такими конкурентами у него было немного.
Во время парламентских выборов 2014 года несколько членов "Демальянса" вошли в список "Гражданской позиции" Анатолия Гриценко, партия не преодолела проходной барьер. Тогда казалось, что "Демальнс" не переживет кризис и вот-вот развалится. Ряды партии на тот момент покинули несколько знаковых членов.
В январе 2016-го мы опять встретились с Гацько в поезде, который ехал из Харькова, где прошел очередной Антикоррупционный форум "Руху за очищення".
Василий Гацько и харьковские демальянсовцы на фоне хэдлайнера форума Михаила Саакашвили выглядели политическими тинейджерами.
В то время как глава Одесской области грозился уничтожать коррупцию в зародыше, молодые политики рассказывали кейсы антикоррупционной борьбы на городском уровне.
"Так что, скоро будет новая партия?", – поинтересовалась тогда УП у Гацько.
"Возможно…", – уклончиво ответил он.
Спустя шесть месяцев переговоров и согласования планов, выяснилось, что Саакашвили и "Демальянсу" пока не по пути.
Зато более известные участники Антикоррупционного движения присоединились "к партии среднего класса".
Теперь в правление партии входит восемь новых членов, а из бывалых демальянсовцев там осталось всего трое.
Такую ротацию Гацько называет политической зрелостью.
"У "Демальянса" есть все шансы стать субъектом политической борьбы на следующих парламентских выборах", – говорит Гацько с нескрываемым удовольствием.
Каким был путь Василия Гацько в политику и есть ли у "Демальянса" шанс стать альтернативой нынешним политическим проектам?
Факт 1. Активный студент
"Ты киевлянин?", – обратился к Андрею Сидоренко одногруппник.
"Да", – ответил тот. "Ну, все, значит, будешь старостой".
"Старостой в нашей группе буду я", – отреагировал на диалог крепкий парень с задней парты.
Таким было первое знакомство одногруппников с будущими демальянсовцами – Сидоренко и Гацько.
Гацько, победитель городского турнира по боксу, сам себя назначил старостой группы на факультете "государственное управление в сфере экономической деятельности" Национального экономического университета.
В старшей школе он два года был капитаном военно-патриотической команды. На первом курсе с головой ушел в студенческое самоуправление – спортивные турниры, митинги, походы.
О том, что в университете надо еще и учиться, вспомнил лишь спустя год, когда появились проблемы с успеваемостью. Взялся за ум, обложился книжками. К окончанию университета хотел даже поступать в аспирантуру. Научные работы по макроэкономике, философии и психологии, были неплохим подспорьем. Но на первом же экзамене в аспирантуру Гацько получил трояк. С аспирантурой не сложилось.
Факт 2. Прошел школу лидерства Игоря Грынива
Летом 2004 Гацько и его несколько одногруппников, в том числе Андрей Сидоренко (сегодня директор по развитию ГО "Центр.UA" и один из основателей "Демальянса") прошли отбор в одну из первых школ лидерства, организованную тогда политконсультантом Игорем Грынивым.
Грынив – один из тех, кто придумал айдентику "Оранжевой революции". Сейчас он – руководитель фракции БПП.
Гацько и компании эта школа лидерства не понравилась. Хотя преподавали там эксперты московского агентства стратегических коммуникаций "Никколо М".
Осенью 2004, когда украинцы вышли на протест против результатов выборов, команда Гацько присоединилась к молодежному крылу "Нашей Украины". Вместе с Тарасом Шамайдой и Искандером Бариевым стали строить студенческую сеть "Студентська Хвиля".
Напечатали агитки, поехали по регионам, объединяли студентов, проводили точечные акции, кооперируясь с "Порой" и другими такими же группами активистов.
Факт 3. Получил организацию в наследство
В школе лидерства Грынива Гацько познакомился с Александром Яремой, главой общественной организации "Христианская демократическая молодежь Украины".
Читайте такжеПосле победы "оранжевых" Ярему пригласили на работу в министерство молодежи и спорта.
Тогда он передал организацию "Христианская демократическая молодежь Украины" Васе и его друзьям. "Это было неплохим решением, нам передали все документы, мы собрали съезд и так я стал главой ГО", – рассказывает Гацько.
Первый проект, который запустила новая команда ХДМУ, была школа лидерства. Их активисты запускали в Луганске, почти родном городе Гацько. Сами и были тренерами.
"Как мы работали? Отбирали 30 наиболее активных ребят, говорили: "Так у вас в городе проблемы есть? Значит, задание первое – завтра утром выйти на митинг под обладминистрацией", – рассказывает Вася.
Факт 4. В аспирантуре занимался инновациями, но понял, что это бессмысленно
Параллельно с общественной деятельностью Гацько все-таки поступил в аспирантуру Института стратегических исследований. Три года проработал в отделе экономических стратегий.
Он рассказывает, что как-то заметил, что документы с такими же предложениями отдел формулировал семь лет назад.
"Ну что мы можем поделать, если они даже это еще не готовы внедрить?", – развел руками начальник отдела.
"Я вдруг понял, что то, что я пишу про инновации, никому на самом деле не нужно. Наши политики далеки от стратегий. Так у меня отпало желание быть ученым", – рассказывает Василий.
Факт 5. Строил сеть
Гацько с головой ушел в общественную деятельность.
С 2005-го они с единомышленниками побывали во многих регионах Украины. Об этом времени демальянсовцы говорят: "Жили в поездах".
Название организации "Христианская демократическая молодежь Украины" вводила в заблуждение. Андрей Сидоренко вспоминает, как однажды в Луганской области членов их организации родители не пустили на очередные сборы, потому что думали, что это какая-то протестантская секта.
В 2008–м командой было решено сменить название общественной организации на "Демальянс".
Тогда ядром команды были пять человек, помимо Гацько, – Андрей Сидоренко, Анатолий Кароль, Лилия Романюк, Марина Гацько, жена Василия.
Ребята хорошо понимали, что такое протест и как его организовать. Именно этот "инструмент" они передавали в регионы.
С 2005 по 2010-й организация реализовала десятки проектов в разных городах – школа лидерства, школа европейца, школа гражданской журналистики. Благодаря такому обучению формировались сильные команды на местах. В Запорожье, Днепропетровске, Луганске, Николаеве большинство уличных протестов были организованы именно демальянсовцами.
"Формат работы у нас был только через "делай". Делай или ты никто. Делай не для нас. Делай для себя. Ты никогда не ходил на протесты? Иди и делай", – говорит Василий Гацько.
Каждый год "Демальянс" обрастал новыми связями с европейскими организациями и политиками. Больше двух десятков демальянсовцев прошли через стажировку в Европарламенте.
Факт 6. Был депутатом Киевсовета
В 2010-м, когда Янукович стал президентом, члены "Демальянса" собрались на съезд в Киеве.
Две сотни молодых людей со всей страны приехали в столицу после летнего лагеря: "Країна відповідальності". После нескольких часов обсуждения собравшиеся решили зарегистрировать партию.
Глава Николаевской областной ячейки "Демальянса" Евгения Матейчук поясняет мотивацию активистов: "не было никакой другой альтернативы у избирателей и мы решили занять эту нишу".
Николаевские демальянсовцы в 2012-м благодаря уличным протестам добились возвращения долга в 11,5 млн. гривен строительному заводу имени "61 коммунара".
Это они шумным митингом встречали тогдашнего премьера Азарова. Демальянсовцы выводили людей на уличные протесты, когда случилась трагедия с Оксаной Макар и изнасилование во Врадиевке.
На последних выборах мэра Николаева, где Матейчук также была одним из кандидатов, во второй тур неожиданно вырвался айтишник Александр Сенкевич, составив конкуренцию Игорю Дятлову, протеже Вадима Новинского.
В итоге демальянсовцы и другие волонтеры объединись вокруг Сенкевича и помогли ему победить.
Сам Василий Гацько тоже прошел в Киевсовет на выборах.
С 2010-го киевская ячейка Демальянса запомнилась рядом шумных акций. После скандала с вышками Бойко, ребята несколько дней участвовали в лежачем протесте перед офисным зданием госкомпании, приковывали себя наручниками, отбивались от сотрудников "Беркута". А когда им предложили деньги, чтобы прекратить акцию, они обратились к журналистам-расследователям, которые сняли разоблачающий сюжет.
Также шумно они боролись с отменой некоторых кабальных положений Жилищного кодекса.
В 2012-м Гацько решил баллотировался в депутаты Киевсовета по 212-му округу Голосеевского района. Тогда голосов ему не хватило. Активизм не приносил молодому политику необходимой узнаваемости.
На выборах в Киевсовет в 2014-м "Демальянс" все же преодолел 3%-ный барьер – в итоге депутатами стали Василий Гацько и Галина Янченко. Демальянсовцы пытались бороться с коррупцией на городском уровне – Янченко занималась решениями о незаконном выделении киевской земли, Гацько – коррупцией в системе внешней рекламы.
Временная комиссия, инициатором создания которой выступил Гацько, в итоге заработала без его участия. Но кроме озвучивания фактов коррупции, серьезных результатов Гацько добиться так и не удалось.
"В Киевсовете я четко осознал, что формат европейской политики – критика и продвижение альтернативных решений – в украинской политике, не работает. Хочешь изменений – надо идти добывать власть", – говорит Гацько.
Факт 7. Неудачно выбрал союзников и чуть не развалил партию
В сентябре 2014-го "Демальянс" выдвинул нескольких членов своей партии в список "Громадянської позиції" Анатолия Гриценко, экс-министра обороны.
Гацько в списке занял почетное второе место.
По данным соцопросов, на старте кампании рейтинг партии был 8-11%. Но постоянная критика Минобороны дала возможность оппонентам "Громадянської позиції" обвинить Гриценко в причастности к развалу МО. Также к травле Гриценко подключились СМИ олигарха Игоря Коломойского. Все это обнулило рейтинг политсилы.
Впрочем, еще до оглашения предвыборного списка, в самом "Демальянсе" начался кризис.
Бывшие однопартийцы, которые делали вместе с Гацько Майдан, считают, что лидер вел за их спинами переговоры с БЮТ и "Самопомощью". Многие обиделись на Василия за то, что он фактически единолично принимал решения о выборе политических союзников.
Сам Гацько такие обвинения отрицает. Говорит, что проблемы в партии начались тогда, когда он решил пойти в АТО. А однопартийцы его в этом не поддержали.
В итоге Гацько не прошел в парламент, не поехал в АТО. Батальон Киев-1, с которым он ездил на учения, отправили патрулировать освобожденный Славянск.
"Демальянс" после громкого поражения все фактически списали со счетов. Вася сдулся. Появилось ощущение, что "политические тинейджеры" застряли в предбаннике большой политики надолго.
Факт 8. Способен на провокации ради узнаваемости
В октябре 2015-м Гацько все же попробовал себя на выборах киевского мэра. На самом деле, эта кампания была чистой воды профанацией.
Команда "Демальянса", проанализировав социологию, решила "подтянуть" узнаваемость и партии и ее лидера.
Даже в Киеве этот показатель не превышал 3%. Поэтому решили провоцировать. Придумали борды: "Юля боїться Гацька", "Сеня боїться Гацька", "Петя боїться Гацька".
Потратившись только на борды, "Демальянс" все же получил свои пять минут славы. В Киеве борды не остались незамеченными, хотя многие политики над ними открыто смеялись. К "Демальянсу" по-прежнему относились как к моське, лающей на слона.
Василий Гацько и сам признает, что тогда, в 2015-го партия просела и чуть не развалилась.
"По логике революционеры должны строить новую страну, а мы властью не стали, и мы не оппозиция. Второе – в стране война. Какая наша роль? Если на Майдане мы знали, чего мы хотим, то потом мы просто растерялись. Мы не готовились взять власть", – признает Гацько.
Факт 9. Присоединился к Саакашвили
В декабре 2015-го из политической фрустрации лидера "Демальянса" вывел звонок из офиса Саакашвили.
Приятный женский голос сообщил, что глава Одесской ОДА хотел бы встретиться с Василием и другими членами политсовета в одном из ресторанов Киева. На эту встречу в японском ресторане "Сумосан", которую позже назвали "тайной вечерей Саакашвили", были приглашены молодые депутаты из межфракционного объединения "Еврооптимисты", активисты из "Нової країни" и других организаций.
Именно тогда они сформулировали Антикоррупционное движение как способ мобилизации активных граждан. Спустя две недели в столице прошел большой антикоррупционный форум.
Уже там было понимание, что президент голосом Саакашвили воюет со своим политическим конкурентом – премьером Яценюком. И уже там же было понимание, что "Рух за очищення" рано или поздно превратиться в партию.
Факт 10. "Демальянс". Версия 2.0
Члены "Демальянса" сразу включились в организационное ядро "Руха за очищення".
Во-первых, деньги на форумы собирались на сайте партии, а партийцы на местах организовывали съезды, снимали помещения, обеспечивали работу бэк-офисов.
Все участники понимали, что так или иначе дело идет к партии, хотя затейник движения Саакашвили упорно все отрицал.
Пятимесячные переговоры были непростыми. Одной из идей было создание единой платформы на базе двух молодых партий – "Демальянса" и "Силы людей". Но лидеры второй партии, в конце концов, не готовы были к тому, чтобы потерять бразды правления.
Экс-глава партии "Сила людей" Александр Солонтай, которого сместили с занимаемой должности, говорит, что такое объединение противоречило уставу и принципам "Силы людей", никто не мог гарантировать новым членам места в политсовете.
Гацько же, напротив, был готов повышать ставки. Он активно лоббировал идею объединения на базе "Демальянса", терпеливо поясняя, что для самой партии – это следующий этап роста.
У политического "солиста" Саакашвили были иные планы. После отставки Яценюка интерес к антикоррупицонному движению он потерял. И уж точно не был готов критиковать президента.
Когда стало ясно, что переговоры затягиваются и объединение может не случиться, Вася, как и тогда на первом курсе Нархоза, уверенно сказал с задней парты: "Старостой буду я".
Для Гацько это был шанс обновить "Демальянс" и, наконец, попасть в высшую политическую лигу.
Он им воспользовался – заявил о готовности дать новым членам все инструменты управления партией. В итоге большинство в правлении – это новые члены, а устав партии был видоизменен.
От переговорного процесса откололась группа Виктора Чумака, Давида Сакварелидзе и Виталия Касько. Они заявили о намерениях создать свою политсилу.
Тем не менее, в "Демальянсе" эту группу конкурентами не считают, и верят, что два проекта еще смогут объединиться.
Выдержит ли "Демальянс" объединение множества лидеров?
"За скобками медиаполя осталось то, что переговоры об объединении в гражданском обществе велись не последние шесть месяцев, а два с половиной года, фактически сразу после Майдана", – настаивает Валерий Пекар, один из идеологов "Нової країни", который активно участвовал в переговорном процессе.
Два члена "Нової країни" в итоге вошли в правление партии.
Насколько будет устойчива новая партия в турбулентной украинской политике?
На эти вопросы Пекарь уверено отвечает: "Мы за коллективное лидерство. Это очень сильный подход. Как на Майдане, когда все понимали, что делать, и брали на себя роль лидера тогда, когда это было необходимо".
У политтехнологов и политологов прогнозы иные.
Мало кто верит, что обновленный "Демальянс" составит серьезную конкуренцию старым партиям. Например, политтехнолог Тарас Березовец, близкий к Банковой, считает, что "Демальянс" не переживет внутренней конкуренции между лидерами.
Валерий Пекарь уверяет, что в партии все понимают, что конкурировать нужно с внешней средой. Он считает, что обновленная команда молодой политсилы сможет рассчитывать на следующих парламентских выборах на 15% поддержки избирателей.
Политический консультант и координатор движения "Чесно" Андрей Круглашов пока сдержанно оценивает перспективы "Демальянса": "Для "Демальянса" рост партии всегда был сложностью. Я помню, как в 2014-м номинационный совет партии пропускал через три тура конкурсов кандидатов в депутатов Киевсовета от партии. У них была очень сложная процедура принятия в партию".
По его мнению, пока партия похожа, скорее, на ценностный клуб. Даже если общество готово дать 15%, для "Демальянса" ключевым вопросом будет – кем брать? Есть кадровый дефицит. Если парламентские выборы будут очередными, то есть время для серьезной подготовки, работе с избирателями, уверен политконсультант.
"Недостаточно того, что ты как политик организовывал акции пв Межигорье, выводил людей на Майдан или был журналистом-расследователем. Выборы – это всегда про удовлетворение потребностей избирателя, а не про крутость конкретных членов партии. Волонтерский потенциал, который появился в обществе можно перевести в политический, но для этого нужна сильная стратегия, решительность и воля", – комментирует Круглашов.
Кто будет финансировать новую партию?
"Те, кто финансировал наши форумы – средний класс и люди, которые понимают, что без такого политического инструмента как партия нам не справиться с задачей "перезагрузки" системы", – говорит сопредседатель партии Светлана Залищук.
Всегда улыбчивая и активная Залищук только машет рукой, когда слышит слухи о связях "Демальянса" с бывшим главой АП времен Януковича Сергеем Левочкиным или другими олигархами.
"Многим хотелось бы быть причастным к чему-то хорошему, – философски говорит она. – Мы предлагаем "политическому рынку" новый формат партии. Это как с айфоном – до тех пор, пока он не появился, никто не знал, что он нужен".
Залищук и другие члены новой партии, первое, что говорят про партию: "У Гацько и "Демальянса" безупречная репутация, они много лет публично отчитываются за каждую гривну, которую им перечислили".
После четырехчасовой беседы с журналистом УП Василий Гацько предлагает на месте открыть ноутбук и вместе изучить все финансовые отчеты партии.
Гацько, выросший в шахтерском поселке Южная Ломоватка, точно знает, что за "базар надо отвечать".
В 10-м классе он убедил отца отпустить его учиться в Луганск, чтобы серьезно заниматься боксом.
Спустя двадцать лет Вася снова качает мышцы, только уже политические.
Анастасия Рингис, УП