Игорь Райнин: Кернес без нас не обойдется – только объединившись с "Оппоблоком"
Выборы в Харькове наделали шуму.
Геннадий Кернес выиграл мэрскую кампанию с огромным отрывом от конкурентов, партия "Відродження", от которой он баллотировался, получила более половины мандатов в горсовете.
Президентская "Солидарность", напротив, показала в Харькове более чем скромный результат – менее 7% голосов за партию и около 5% – за кандидата в мэры Александра Давтяна. Куда успешнее оказалась кампания в области – БПП получил второе место с результатом около 15%. Если не учитывать город, то результат партии на выборах в облсовет и вовсе отличный – 24%.
Как объяснить такой разрыв? Задолго до выборов появились слухи о договорённости между "Відродженням" и БПП. Стороны якобы заключили пакт о ненападении и условились, что представитель президентской силы получит кресло секретаря горсовета.
Косвенным подтверждением этого стала вялая кампания БПП по городу и позднее выдвижение кандидата в мэры. Но если договоренности и были, то результаты поставили на них крест. БПП заняла лишь третье место, пропустив вперед "Самопоміч" и ее кандидата Тараса Ситенко. А результаты "Відродження" по городу позволили Кернесу попросту не обращать внимания на остальных участников избирательной гонки.
Несколько собеседников "Украинской правды" рассказали, что после оглашения экзит-поллов губернатор Игорь Райнин пребывал в шоковом состоянии.
Мы попытались встретиться с ним на следующий день, но Райнин ответил отказом и предложил любое другое время. Губернатор в итоге сдержал обещание, но встреча едва не сорвалась – Харьковскую гоблгосадминистрацию в очередной раз заминировали.
"Мы каждый звонок проверяем очень серьезно, одна из возможных стратегий – усыпить бдительность, чтобы организовать теракт", - говорит Райнин. По его словам, были случаи, когда после таких звонков на месте находили взрывчатку.
Харьков – приграничный город. Райнин рассказывает, что он постоянно на связи с коллегами из Луганской, Донецкой и Днепропетровской областей.
Губернатор говорит спокойно, уверенно, казенно. Нет ни намека на стресс из-за городских результатов. Тем не менее, внятного ответа на вопрос о провале в городе "Украинская правда" так и не получила. От ситуации в Харькове губернатор все время переходит на область.
Райнин – креатура главы АП Бориса Ложкина. По информации УП, сейчас позиции Ложкина в Харькове не прочь пошатнуть Игорь Кононенко и Сергей Березенко – представители конкурирующего крыла в президентском окружении. Результат выборов – отличный повод для этого.
Уже после выборов они дали разные оценки результату в "первой столице". Кононенко заверил "Украинскую правду", что лично позвонил Райнину и поблагодарил за работу. Березенко в интервью "Главкому" сказал, что результат в Харькове плохой и спрашивать надо с губернатора.
Крайним в случае чего действительно может стать Райнин, все остальные тяжеловесы от участия в харьковских выборах открещиваются.
– Рассказывают, что тут в администрации после экзит-поллов у вас было шоковое состояние.
– Я никого не хочу обижать, но я полностью согласен с позицией социолога Бекешкиной. Это никакие не экзит-поллы – они проходят по определенным правилам. Это обычный опрос граждан, не имеющий методики. На него действительно можно как-то ориентироваться, но оценивать и обсуждать его бессмысленно. Есть предметы для совершенствования. Но выборы прошли спокойно, нормально. Мы встречались с Егором Соболевым из "Самопомочі" - он свою позицию сказал: выборы прошли честно и спокойно.
– Как объяснить такой дисбаланс между городом и областью?
– Я крайне благодарен жителям Харьковской области. Мы действительно много работаем, люди это оценили. На селе становится жить если не легче, то комфортнее. Это – дороги, школы, газификация, есть отдельный план действий по отдаленным территориям. И действительно, БПП в районах области набирает 24% – без учета города Харькова. Хотя мы не отделяем Харьков – это областной центр и один из семи городов областного значения.
– А с учетом города – 15%?
– Да, примерно. Часто люди путают. Выборы в областной совет – это голосование в 34-х административных единицах. Харьков – одна из них.
– Это сигнальные результаты возможных перевыборов в парламент?
– Не знаю, будут выборы или нет, но обобщенно – вы правы. Если говорить по отдельным административным единицам, есть позитивный фактор. БПП заняло первое место в приграничных районах с Россией. У нас там от 20 до 45%. Я в целом выборы в Харьковской области оцениваю, как успешные, а в районах – вообще идеальные. Естественно, хотелось бы иметь полную поддержку населения.
– А что все-таки случилось в городе? Отовсюду слышишь о договорняке с городскими властями.
– Послушайте, какой договорняк... Я хочу, чтобы вы зафиксировали. Мы проводили местные выборы, а не выборы в Харькове.
Конечно, по каждой территории могли быть разные результаты. Начну с начала и дойду до Харькова. Например, в Красноградском районе мы имеем 15%, а в более сложном Зачепиловском – 41%. И по кандидатам также. Есть такие, которые набрали 50-60%, а есть – 10-15%.
Все подлежит глубокому анализу. Около 70% выборов сельских голов выиграл БПП. Примерно в 50% советов будет проукраинское большинство на базе БПП. Это очень важно в тех же приграничных территориях. До этого абсолютно все райсоветы были настроены пророссийски и их возглавляли представители Партии регионов.
Следующий уровень – Харьков. Показатель на выборах в горсовет действительно невысокий – около 7%. При том, что по тому же Харькову в областной совет – показатель 8,5%.
– Когда вы говорите, что советы были пророссийские, а стали проукраинскими – кого имеете в виду в качестве союзников?
– У нас же есть парламентская коалиция, она должна иметь отображение в регионах.
– А то же "Відродження", на ваш взгляд, проукраинская партия?
– Я воздержусь от оценок. Мог сказать, что если будут моменты, связанные со строительством дорог, медициной и так далее, то надо учитывать позицию всех депутатов, иначе нарушается принцип представительства.
Политический орган – это Верховная Рада. Здесь у нас исключительно хозяйственные вопросы. Другое дело, что раньше местные советы использовали для политических решений. Мы будем пытаться от этого уходить.
– Без "Відродження" в облсовете вы не обойдетесь…
– И "Відродження" без нас не обойдется – только объединившись с "Оппоблоком".
– Кернес уже сказал, что "Оппозиционный блок" должен быть в оппозиции…
– Я абсолютно искренен с вами. Конечно, если будут политические решения, независимо от количества наших штыков, мы будем отстаивать эту позицию. Могу вас заверить, что, знаете, многие ищут каких-то сенсаций, но их просто нет. И это предмет позитивный.
– Если говорить о формате местной коалиции, то весь список "Відродження" – это бывшие "регионалы".
– Я понимаю вопрос и четко заявляю: коалиция – это политический термин. Никой коалиции в местных советах быть не может. Может быть, большинство постоянное и ситуативное. Я не вижу яркого постоянного большинства ни у одной из сторон. Будет ситуативное большинство, но мы всегда будем на стороне проукраинских патриотических сил. Единственное, может быть, совместное голосование по медицине, по строительству дорог и т.д.
– А кто будет главой облсовета? Представитель БПП или Відродження? Если БПП – это же будет косвенным признаком договоренностей.
– А вы как гражданин против представителя БПП? У нас же диалог, я хочу понять мнения людей…
– Наверное, будет не очень хорошо, если губернатор будет в клинче с облсоветом. А в какой формат это обернуть – надо думать. Так вы будете настаивать на своем главе облсовета?
– БПП предложит свою кандидатуру. Но все должно быть поэтапно. Сначала ТВК огласит результаты. Депутаты должны быть зарегистрированы, на первой сессии вступить в полномочия. Когда мы будем понимать пофамильно, кого ТВК зарегистрирует – потому что мы до конца не понимаем фамилии, рано что-то говорить. Вообще у нас есть хорошие результаты. Хорошо, что заместитель главы ОГА Светличная получила 50%. Есть масса примеров, которые говорят, что в области люди нам доверяют, и мы их доверие однозначно не растеряем.
– Вы все время переходите на область, а хотелось бы говорить о ситуации с голосованием в городе.
– Нет проблем. Я никогда не расценивал город Харьков какой-то отдельной территорией. Он просто входит в область, и, если какая-то конкретная территория интересует – от села до города Харькова – я готов о ней поговорить.
Но сначала о городских головах в городах областного значения. В четырех из семи выиграли кандидаты, которые шли либо напрямую от БПП, либо были поддержаны партией. Харьков и Купянск выиграли представители "Видродження", Чугуев – "Наш край".
По Харькову могу сказать, что реформы до города еще не докатились, отсюда и отношения к власти хуже, чем в районах. Мы действительно удаляли больше времени районам – там сложнее жить. Харьковчанам надо больше, чтобы оценить. Главное для меня – 24% в Харьковской области говорят, что мы на правильном пути. Хотелось бы, чтобы была не четверть населения, а треть. Но это высокий процент.
Что касается Харькова, действительно проанализируем и сделаем выводы. Но всегда говорю, что нет переключателя. Все должно быть циклично и поэтапно. Мы не работали под выборы. И я абсолютно не применял админресурс.
– Что значит не работали под выборы?
– Допустим, мы закупили 22 скорые помощи. Если бы мы работали под выборы, мы бы их вручили одновременно…
– А Геннадий Кернес работал – дороги положил...
– Мы же не будем равняться друг на друга!
Есть графики. Что важнее – медицинское оборудование или скорые помощи, если у вас нет возможности купить и то, и то!
Мы купили 7 скорых и 15 вручим до конца года. В городах областного значения такие же люди, высотные дома, предприятия. Поэтому политическим мошенничеством никто заниматься не будет – это сиюминутные результаты.
Президент ставит четкую задачу – работать системно. Выборы в местные советы – это экзамен, но не госэкзамен. Мы будем учиться, делать выводы. Я вас уверяю, что на следующих выборах результаты по области будут лучше. Без выборов сложно определить правильным путем мы идем или нет…
–Эти выборы показали, что в городе надо что-то менять.
– Мы четко увидели, что мы на правильном направлении в целом в области. И в очень правильном – по районам, но надо добавить темпы реформ на территории Харькова. Филармонию мы запустим в первом квартале2016 года – это важный, культурный долгострой, строительство метрополитена и многое другое.
– А какие рычаги влияния у вас остаются в горсовете? У вас ведь очень небольшая фракция. У "Відродження" – больше половины. Секретаря горсовета Кернес сказал, не отдаст.
– Значит, мы уже перечим, что у нас сговор. Хозяйственные вопросы губернатор и мэр должны решать. Политических договоренностей нет и не было. Я сто раз это повторял, и вы фактически подтвердили. А когда он это сказал?
– Накануне в интервью. Говорит, что секретарем должен стать член его партии.
– Если у них хватает голосов, то они вправе организационную, структурную и кадровую работу проводить сами.
– А какие механизмы контроля остаются у областных властей?
– Есть облсовет, ОГА. Многие факторы подлежат контролю со стороны органов исполнительной власти. У органов местного самоуправления есть собственные полномочия, есть делегированные. В части делегированных полномочий ОГА и облсовет имеют возможность проводить анализ и аудит деятельности.
– Если Рада примет изменения в Конституцию, появятся механизмы роспуска, сейчас их нет.
– Нет, но это не будет бесконтрольная территория. Я всегда это говорил: Харьков – составная часть Харьковской области. И, учитывая невысокий уровень поддержки в Харькове, и высокий в области – мне проще было бы от вас скрыться или сказать – не знаю, это не мое. Но прятаться я не привык.
– Кто коммуницировал с горсоветом при подготовке к выборам? Вы напрямую с Кернесом?
– Была создана рабочая группа при ОГА. В нее вошли представители администрации, горсовета, политических сил.
Это большая группа, они проводили совещания еженедельно, контроль был закреплен со мной. Там были силовики – был же целый ряд проблем, мы работали в очень сжатых условиях – печать бюллетеней должен была закончиться 14 октября, а они только начали 17-го. Были шероховатости, местные выборы – это самые сложные, идут на нескольких уровнях.
– Кто вел кампанию по городу?
– У нас есть областной и городской штабы. Стратегические моменты по области определял я, а непосредственное исполнение – начальник штаба Виталий Маляренко. Городской штаб возглавлял Вадим Феоктистов.
– А кто курировал из Киева – Сергей Березенко или Борис Ложкин?
– Ложкин не занимался местными выборами, организационно, я имею в виду.
– А кто занимался?
– Штаб.
– Березенко от Харькова открещивается, у Ложкина – открещиваются. Все открещиваются. Такое впечатление, что городом никто не занимался.
– Объясню, почему открещиваются – поддались настроениям и не видят цифр. Это плохо. Никого не хочу обижать, но сначала надо изучить цифры и понять. Но когда не только журналисты, а и политики путают структуру и дают какие-то оценки…
– Это вы о чем сейчас?
– Это я сейчас в целом о реляциях, которые звучат из уст политиков о том что в Харькове все пропало.
– Есть отзывы Юрия Луценко, что по Харьковской и Днепропетровской областям надо делать выводы.
– Выводы надо делать по всем областям.
– Там контекст был вполне понятный.
– О контексте не знаю. Увижу лично – спрошу. Каждый должен заниматься своим делом. Он на сегодня – руководитель фракции БПП в Верховной раде, и все усилия ему надо приложить для консолидации большинства вокруг БПП. Каждый народный депутат мог приехать в Харьков и поддержать БПП в Харькове и области, поскольку это стратегический регион.
Триста километров границы с Россией, триста километров – с зоной АТО, триста тысяч переселенцев. Если кто-то этого не сделал, то нет смысла этому человеку что-то анализировать сейчас.
– Арсен Аваков имел отношение к кампании? По словам нардепа Сергея Лещенко, за Харьков могли отвечать Ложкин или Аваков.
– Никакого. Лещенко – народный депутат, но он все равно журналист. Он предполагает, я отрицаю.
– А кто вел коммуникации?
– Центральный штаб, областные штабы, районные штабы – вот вся структура. Я тут действительно безинтересен, потому что нет сенсации.
– Вы уходите от персоналий и повторяете формальную структуру.
– Вы хотите, чтобы я сказал, что кто-то конкретно давал какие-то указания. Еще раз говорю, что мы строили свою кампанию в рамках кампании национальной. Они строили брэндбуки, формат наружной рекламы и агитации, придумывали основные месседжи. Мы на региональном уровне эти идеи подхватывали и шли к людям. Там, где они лучше дошли, был лучше результат.
– С Ложкиным вы общались?
– Борис Ложкин – глава АП, мы коммуницируем очень часто, я его советник по региональной политике. Но вы не найдете сенсации. Ни Авакова, ни Ложкина в это время (в Харькове не было – УП)… Аваков был только на презентации полиции, но она ничего общего с кампанией не имела.
–А были в списке представители от Народного фронта?
– Были и от НФ, и от Удара. Но важно отметить, что квотного принципа не было – когда говорили, что будет 25% от "Удара" и 25% от НФ – это были спекуляции.
– А прошел кто-то?
– Один-два человека. Я же за кандидатов работать и обеспечивать им победу не буду.
– Были предложения по Харькову о едином кандидате в мэры?
– Да, еще в начале кампании я делал заявление, что надо выбрать одного, и как минимум все партии коалиции должны его подержать. Этот человек должен быть местный, понятный для харьковчан, иметь гражданскую позицию и поддержку.
– И представлять БПП?
– Об этом речи никогда не было. Это подтвердят и в "Батькивщине", и в "Народном фронте", и в "Самопомочі". Из корректности не назову партию, но одна сразу сказала, что это невозможно – есть установка из Киева.
В Харькове я буду проукраинские демократические силы объединять, разъединять не буду. Поэтому я не буду ее называть. Единый кандидат добавил бы драйва, интереса. И на выборы пришло бы не 45%, а гораздо больше. Как футбольный матч: если он интересный – придет больше.
– Почему выбрали кандидатом от партии Александра Давтяна?
– Логика была простая – он возглавляет городскую организацию. И когда я ему предлагал, эта кандидатура была согласована с центральной радой партии, и с Луценко тоже. И при отсутствии других кандидатов на участие выбор пал на Давтяна.
– Как будет ситуация в Харькове развиваться дальше?
– Будет лучше, чем было, исходя из состава Харьковского областного совета. Мы продолжим реформы в районах – газификацию сел, оздоровительные программы, здравоохранение, образование и все остальное. По Харькову мы запустим часть реформ, которые подошли.
Андрей Самофалов, УП