Люстрация по-украински. Хроника саботажа

Среда, 15 апреля 2015, 16:40

Прошло почти пять месяцев с момента вступления в силу закона "Об очищении власти" –  самого, наверное, саботируемого после Конституции нормативного акта,когда-либо принятого украинским парламентом.

Практически каждый день из этих пяти месяцев стал красноречивым подтверждением того, что государственная власть предпочитает очищаться только на словах, но не на деле.

Перед объективами телекамер политики активно рассуждают о необходимости "обновления", "перезагрузки" и "очищения" власти. Но когда дело доходит до их знакомых или родственников, они вдруг неистово начинают критиковать закон. В частности за то, что принят он был под давлением.

Процедура голосования за этот закон в сентябре минувшего года действительно была чрезвычайно сложной, нервозной и едва не закончилась штурмом Верховной Рады.

В итоге, закон был проголосован, подписан президентом Порошенко и вступил в законную силу. Но практически сразу стало понятно – просто так система сдаваться не собирается.

По сути дела, закон о люстрации не устраивает никого, за исключением достаточно небольшого количества политиков и активистов. Поддерживает его также гражданское общество, которое, сформировав запрос на люстрацию,  впрочем, не до конца понимает, какой должна быть процедура очищения власти. Критики  говорят о том, что  некоторые положения закона требуют доработки.  В ближайшее время поправки   в него должны быть вынесены на голосование в Верховную Раду, чтобы у противников больше не было оснований  говорить о его несовершенстве.

Глава парламентского комитета по вопросам противодействия коррупции Егор Соболев, которого называют "мотором" люстрации, считает главным врагом закона Сергея Левочкина и близких к нему парламентариев. Депутат уверен, что они предпринимают все возможные попытки отменить закон.

Глава парламентского комитета по вопросам противодействия коррупции Егор Соболев. Фото SumyNews.TV 

"Юлия Левочкина (родная сестра Сергея Левочкина), используя свой мандат парламентария, инициировала рассмотрение этого закона Венецианской комиссией. Разъяснял же комиссии положения этого закона господин Кивалов, назначенный еще во времена Януковича.

По их плану, заключение комиссии должно было быть негативным. Карманный же Конституционный суд, опираясь на это заключение, должен был признать закон "Об очищении власти" не соответствующим нормам Конституции Украины.

Но Венецианская комиссия отложила дату принятия окончательного решения до июня. Соболев говорит, что для этого ему и его коллегам пришлось приложить немало усилий.

"Мы начали диалог с Венецианской комиссией и доказывали, что люстрация не касается невиновных госслужащих. Мы требуем, чтобы с должностей были уволены те люди, которые не могут объяснить происхождение своего имущества. Люди, которые занимали руководящие должности во время правления Януковича, начиная с него самого, а также бывшие КГБшники, коллеги Путина, которые точно работают на него в Украине. Также мы объяснили, что наш план состоит в том, чтобы люстрационную проверку проходили люди, претендующие на выборные должности, эксперты комиссии согласились с нами, и мы продолжили обсуждение", — объясняет Соболев.

 

Есть противники закона о люстрации и среди представителей нынешней власти.

Первым из чиновников, кто открыто выступил против очищения в своем ведомстве, стал теперь уже бывший Генпрокурор Виталий Ярема. За это общественная организация "Люстрационный комитет" назвала Ярему "главным саботажником люстрации".

Подобная позиция Яремы не стала новостью, так как с первого дня работы бывший генпрокурор окружил себя заместителями и креатурами, которые сами являлись субъектами люстрации.

Это и бывший первый заместитель генпрокурора Николай Герасимюк, работавший при Януковиче заместителем начальника Государственной исполнительной службы. И скандальный приятель и по совместительству заместитель Яремы Александр Даниленко, так и не сумевший объяснить общественности происхождение своей роскошной недвижимости. Входил в список и прокурор города Киева Сергей Юлдашев, которого с неимоверным трудом люстрировали всего несколько недель назад.

Не был в восторге от перспективы увольнять некоторых своих подопечных и министр внутренних дел Арсен Аваков.

В рейтинге "ТОП-50 чиновников, которые должны быть люстрированы", составленном Люстрационным комитетом, попали сразу два заместителя Авакова Виталий Сакал и Василий Паскал, а также начальник ГУМВД в Киеве Александр Терещук.

Все эти люди занимали руководящие должности в милиции при экс-министре Виталии Захарченко и должны были быть уволены еще в октябре прошлого года. Но они до сих пор остаются в своих высоких кабинетах.

Глава СБУ Валентин Наливайченко, который задекларировал свою поддержку люстрации, как и подобает настоящему спецслужбисту, доложил общественности, что сам он субъектом закона не является.

Тем не менее, он создал при своем ведомстве изначально недееспособный, громоздкий общественный совет, который до сих пор не может утвердить положение о своей работе.

 

По факту, вместо четкого выполнения простых однозначных норм, в лучшем случае мы наблюдаем топтание на месте.

В худшем открытое сопротивление люстрации со стороны высокопоставленных украинских чиновников.

"Главная проблема люстрации в Украине — это отсутствие политической воли к очищению власти у высшего руководства страны.

Общественный люстрационный комитет знает о десятках людей, которые до сих пор занимают высшие государственные посты, несмотря на то, что должны были быть люстрированы еще полгода назад, и каждый день борется за их увольнение.

Очевидно, что президент, премьер, главы ключевых ведомств являются если не частью, то продуктом старой системы, и наивно ждать, что они станут пилить сук, на котором сидят. Но, как руководители правового государства, они обязаны выполнять законы", — рассказывает Александра Дрик, представитель Общественного люстрационного комитета.

Представитель Общественного люстрационного комитета Александра Дрик

Глава Департамента по вопросам люстрации Министерства юстиции Украины Татьяна Козаченко утверждает, что на самом деле количество подлежащих увольнению людей не так уж и велико. Козаченко оптимистично смотрит на выполнение закона — она убеждена, что люди, подлежащие люстрации, в конечном итоге не смогут избежать увольнения с госслужбы.

 Глава Департамента по вопросам люстрации Министерства юстиции Украины Татьяна Козаченко. Скриншот видео Громадське Телебачення

"Мы видим, что многих людей от нас пытаются спрятать, говорит Козаченко, — Поэтому 14 марта Кабинет министров издал поручение, по которому все государственные органы, подчиняющиеся Кабмину, обязаны предоставить в Минюст информацию по всем вакансиям, которые попадают под действие закона.

Так мы каталогизируем информацию: кто из чиновников, когда и какое количество времени проработал на должности, чтобы сделать вывод, подлежит он увольнению или нет. То же самое мы предложили сделать органам, не подконтрольным КМУ — прокуратуре, Службе безопасности", — рассказывает она.

Татьяна Козаченко предоставила "Украинской правде" инфографику. Она показывает, что численность чиновников, которые находятся в зоне действия люстрационного закона в структурах ДФС, МВД и Генпрокуратуры колеблется от 2 до 7 % от общей численности сотрудников.

 
 
 

Несмотря на все усилия со стороны активистов, перспективы очищения украинской власти выглядят не настолько радужно, как это виделось изначально.

Система, объявившая о своем намерении очиститься, хочет сама же и контролировать этот процесс. Это иногда приводит к непредвиденным ситуациям.

Например, на место уволенного экс-прокурора Киева Юлдашева был назначен Олег Валендюк, который сам является субъектом люстрации и подлежит увольнению. При Януковиче Валендюк занимал пост замначальника управления представительства интересов граждан и государства в Верховном Суде.

Дальновидный и квалифицированный юрист сейчас пытается избежать люстрации, прикрывшись постановлением Окружного административного суда Киева – оно запрещает Генпрокуратуре люстрировать его.

Чиновники рангом помельче Валендюка просто прячутся от люстрации на рядовых должностях.

Например, экс-руководитель УБОП в Луганской области Ярослав Хотнянский, продолжает развивать свою милицейскую карьеру в УГСБЭП (Госслужба по борьбе с экономической преступностью – УП) в Днепропетровской области.

Собеседники "Украинской правды" в луганской милиции рассказывают, что Хотнянский в том числе руководил отправкой "Беркута" и "Сокола" на киевский Майдан в январе-феврале прошлого года.

Тот же источник утверждает, что Хотнянский протеже Виктора Дубовика, первого заместителя Виталия Захарченко.

***

В своем желании остановить люстрацию, ее противники пошли дальше. Так, на 16 апреля запланировано заседание Конституционного суда, на котором будет рассмотрено представление сорока семи народных депутатов о соответствии закона "Об очищении власти" нормам Конституции.

Любопытная деталь двадцать шесть депутатов из числа подписавших представление, голосовали за так называемые "диктаторские" законы 16 января 2014 года.

Егор Соболев считает реальной угрозу признания отмены закона о люстрации.

"Двенадцать из семнадцати судей — люди Януковича, говорит Егор, — В том числе семь — те, кто давал ему диктаторские полномочия в 2010 году. Де-факто, суд до сих пор находится под контролем Януковича и Левочкина".

СБУ уже расследует уголовное производство по данному факту и, по сведениям общественного активиста Карла Волоха, собирается объявить о подозрении в антиконституционном перевороте нескольким высокопоставленным чиновникам Януковича. В их число, по его информации, входят и несколько судей Конституционного Суда.

Активисты призвали общественность 16 апреля у стен Конституционного суда поддержать закон и требование о привлечении судей, помогавших Януковичу узурпировать власть.

Пребывающий между молотом общества и наковальней былых грехов Конституционный суд в ответ сделал нервное заявление о попытке давления на него.

Похоже, борьба за очищение власти приближается к своей кульминации. Имена победителей и проигравших мы узнаем уже скоро.

Сергей Иванов, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде