Итоги минской ночи – опасности соглашения для Украины
В четверг утром в Минске завершились ночные переговоры в "нормандском формате". Встреча лидеров продолжалась более 12 часов, переговоры на рабочем уровне – еще дольше.
Переговори з понед до четверга. Останні 18 годин - поспіль. Так довго ще не мовчав ніколи. Першим сказав @poroshenko pic.twitter.com/NdZf3IjppR
— Oleksii Makeiev (@Makeiev) 12 Лютий 2015
Но несмотря на то, что по итогам переговоров все стороны сделали заявления (да и сам текст подписанного документа уже официально обнародован), немало важных деталей до сих пор остаются за кадром.
Прежде всего – мало кто может дать ответ на вопрос, выиграла ли Украина в Минске.
Ситуация, как всегда, не является однозначной.
Но тот факт, что россияне и их сателлиты до последнего пытались сорвать подписание – весьма красноречив: для РФ этот документ точно нежелателен.
Как известно, в конце концов – после дополнительных переговоров в узком кругу – документ подписали. Похоже, европейским лидерам пришлось еще раз объяснить Путину, что виновным в срыве сочтут лично его.
Итак, сейчас все стороны, включая украинскую, публично утверждают, что довольны договоренностями. Ведь те включают полное прекращение огня, отвод тяжелого вооружения (за 16 дней), обмен заложниками (за три недели), восстановление украинского контроля над границей с Россией.
Мы же попробуем объяснить, где спрятаны самые большие проблемы нового минского документа.
Но для начала стоит отметить, что подписанные 12 февраля бумаги не заменяют сентябрьские минские соглашения. Старые договоренности до сих пор являются действующими.
То, что украинская сторона отстояла этот факт – безусловно, победа. Ведь многочисленные источники "Европейской правды" еще с января утверждали, что российская сторона (в том числе ее сателлиты из "ДНР" и "ЛНР") настаивала на замене сентябрьского документа новым.
А это полностью разрушало международную линию защиты Киева, ведь все существующие решения европейских органов, стран ЕС и США – которые требовали от РФ выполнить минские обязательства – автоматически стали бы недействительными.
Но, к сожалению, немало других ключевых пунктов не стали победой для Киева. Скорее, здесь можно говорить о проблемных или даже проигрышных для Украины решениях. Среди них – зафиксированная или потенциальная потеря территорий, подконтрольных центральной власти; гарантии неприкосновенности для террористов; и даже их официальное признание в качестве легитимной власти на подконтрольных боевикам территориях Донбасса.
К сожалению, по некоторым из этих моментов Киев не получил желаемой поддержки европейских переговорщиков.
"Неотложно, но только через три дня"
Тем не менее, эта победа далась путем непростых уступок Киева. Сюрпризы содержатся уже в первом пункте документа с названием "Комплекс мер по выполнению минских соглашений".
Стороны (Украина, Россия, "ДНР" и "ЛНР") договорились о "Немедленном и полном прекращении огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгом выполнении, начиная с 00 ч 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года".
Странная комбинация слов – "немедленно" и "с 15 февраля", не так ли?
Источники "Европейской правды" свидетельствуют, что изначально в проекте была другая дата – перемирие должно было начаться в полночь 14 февраля. Но Россия и ее сателлиты настояли, чтобы отодвинуть эту дату – мол, переговоры, которые начинались 11 февраля, тоже перешли на следующий день.
Казалось бы, зачем оттягивать перемирие, если о нем договорились? Но пророссийским террористам крайне нужны дополнительные два с половиной дня.
Причина проста, и название ее – Дебальцево.
Владимир Путин, к слову, во время итоговой пресс-конференции отдельно остановился на вопросе Дебальцевского котла, заверив, что он знает ситуацию лучше, чем украинская власть.
"Там (представители сепаратистов) окружили значительную группировку украинской армии, от 6 до 8 тысяч человек, и они исходят из того, что эта группировка сложит оружие. В руководстве Украины полагают, что окружения нет. Но у меня изначально были сомнения по этому поводу", – сообщил Путин, выразив уверенность в том, что украинцам теперь придется пробиваться из окружения.
"Мы ждем, что теперь атаки усилятся. Русские сделают все, чтобы за два с половиной дня взять Дебальцево в окружение", – поделился один из собеседников.
Уже через несколько часов после завершения встречи в Минске заявление пресс-центра АТО подтвердило эти предположения.
Путь к потере Дебальцева?
Дебальцево и вправду очень нужно сепаратистам – чтобы понять это, достаточно посмотреть транспортные карты региона (по ссылкам в следующем абзаце).
Это – ключевой транспортный узел Донбасса. Через Дебальцево проходят ВСЕ электрифицированные ветки железной дороги, соединяющей Донецк и Луганск. Главный автодорожный коридор между этими областными центрами – трасса М04 – также идет через Дебальцево.
В реальных условиях, когда РФ системно осуществляет военные поставки в Донецк и Луганск, для нее крайне необходимо иметь под контролем быстрый транспортный коридор между ними.
К тому же Дебальцево необходимо боевикам для торговли углем из шахт, которые находятся на подконтрольной боевикам территории. Сейчас уголь из "ДНР" и "ЛНР" вывозится грузовиками. Если же боевики получат контроль над железнодорожным узлом, они будут иметь дополнительный рычаг, чтобы диктовать свои условия поставки угля с шахт, подконтрольных, например, ДТЭК Рината Ахметова.
Но даже если сепаратисты не достигнут успеха за эти три дня, у них есть неплохой шанс отбить Дебальцево чуть позже. Об этом говорится в п. 1 соглашения от 12 февраля.
В соответствии с ним Украина обязуется отвести тяжелое вооружение на расстояние 50 км и более от нынешней линии соприкосновения.
А это означает, что в длинном "ответвлении", подконтрольном Киеву, вообще не останется тяжелой артиллерии.
То есть территория, которая ведет к Дебальцеву, становится легкой добычей.
А то, что боевики в любой момент будут готовы нарушить новые минские договоренности, очевидно, пожалуй, для всех.
А найти повод для того, чтобы обвинить Киев в нарушении соглашения (и нарушить его "в ответ") для российской пропагандистской машины будет несложно.
"Террористам – волю"
Как часто мы слышали от президента Порошенко заявления о том, что помилование, или амнистия, не будут касаться тех террористов, которые совершали тяжкие преступления (убийства, пытки, похищение людей)? Сколько раз об этом говорилось – не счесть.
Следующее такое заявление позволит "ДНР" обвинить Киев в нарушении соглашения.
Ведь п. 5 договоренности от 12 февраля не предусматривает никаких исключений при амнистии. По этому соглашению, "запрещается преследование и наказание лиц в связи с событиями, которые имели место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины".
Без всяких дополнительных условий.
Серые зоны
Многие обратили внимание на то, что в договоренностях от 12 февраля указаны две разделительные линии. Первая – это так называемая "линия 19 сентября", то есть та, которая зафиксирована в первой версии договоренностей трехсторонней контактной группы. От нее отсчитывается отвод техники боевиков.
Вторая – "фактическая линия столкновения", от которой должна отвести тяжелое вооружение украинская армия.
Однако – и это важно понимать – норма об отводе касается только тяжелой артиллерии. Отводить пехоту никто не обязуется. То есть фактически боевики сохранят контроль над той территорией, которую они захватили.
"По договоренности оперативный контроль над этой зоной пока остается у них", – признался один из собеседников издания. И пункт о перемирии запрещает Киеву вернуть ее под свой контроль.
В то же время, по принятому соглашению, эти территории не приобщаются к "ДНР" и "ЛНР". Это – классическая "серая зона", статус которой до сих пор не определен.
Дело в том, что п. 4 нового соглашения обязывает Киев принять закон об особом статусе лишь в отношении территории, ограниченной линией от 19 сентября. Каким должен быть статус иных территорий, захваченных боевиками, но формально не включенных в "особый режим" – прогнозировать трудно.
Что с границей?
Пункт об установлении контроля над границей в течение переговоров минувшей ночью оставался одним из самых сложных. По данным источников, российская сторона настаивала, что – по крайней мере, в течение определенного времени и на определенных участках границы – контроль над ней должен оставаться у сепаратистов.
Украина, конечно же, настаивала на полном контроле Киева над государственной границей.
Ведь неконтролируемая граница – главная причина непрерывного снабжения Донбасса российским оружием, военными и наемниками.
К сожалению, итоговая договоренность больше похожа на российское предложение.
Восстановление полного контроля Киева над украинско-российской границей возможно лишь к концу 2015 года (если достигнутые договоренности будут выполняться круглый год, что само по себе сомнительно) и только при ряде существенных условий.
Для этого Киев должен обеспечить:
- принятие закона об особом статусе отдельных территорий;
- проведение местных выборов на территориях "ДНР" и "ЛНР" в соответствии с законом;
- проведение конституционной реформы, в рамках которой будет конституционно закреплен особый статус "народных республик". Причем новую конституцию нужно не только принять – она должна вступить в силу до конца года.
Признаем честно, график более чем плотный. А его несоблюдение будет дополнительным основанием для того, чтобы сепаратисты объявили о нарушении соглашения Украиной.
"Уважаемые сепаратисты"
Одним из условий восстановления контроля над границей является проведение местных выборов на подконтрольных боевикам территориях Донбасса.
И это – не мелочь.
К сожалению, в этом вопросе позицию пророссийских сил поддержали наши европейские партнеры. "Украинская правда" уже отмечала, что ключевым элементом предложений Меркель и Олланда, с которыми они на прошлой неделе посетили Киев и Москву, было проведение выборов на Донетчине и Луганщине.
"В результате вы будете иметь власть – тех, кто может говорить от имени региона... Мы дальше сможем вести прямые переговоры и, возможно, дальше не будет нужды в работе трехсторонней контактной группы", – объясняла эту потребность Меркель.
Источники во французском дипкорпусе подтверждают эти данные. Собеседник "Украинской правды", французский чиновник, недавно в частной беседе активно убеждал журналистов в необходимости такого шага, откровенно не понимая тех опасений, которые высказывали его собеседники.
Итак, есть смысл детально выяснить, что гарантирует новое минское соглашение "политическим лидерам" "республик"?
1) После проведения местных выборов на особых территориях Киев обязан будет признать легитимность Захарченко/Плотницкого и других. При том, что честность проведения таких выборов и корректность подсчета голосов будет находиться вне компетенции центральной власти.
О том, что многие из них де-факто и де-юре являются террористами, Украина обязалась просто забыть.
Конечно же, в минском соглашении записано, что выборы должны быть честными и должны проходить по стандартам ОБСЕ. Но давайте посмотрим правде в глаза. Возможно ли обеспечить конкурентную предвыборную кампанию и реальную политическую конкуренцию в милитаризованных "ДНР" и "ЛНР"?
2) "Отряды ДНР" и "отряды ЛНР" по итогам выборов ждет легализация, которую Киев, опять же, обязан признать.
Конечно, в договоре это прописано иначе, но суть остается та же: "Создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей". Подчеркнем: участие центральной власти в этом процессе или контроль с ее стороны не предусмотрен.
3) Какими бы ни были результаты выборов и действия "новой власти Донбасса", Киев не должен влиять на их деятельность. На Донбассе прямо запрещены досрочные выборы по решению центральной власти – которые возможны во всех других регионах государства.
"Полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены", – говорится в новом минском соглашении.
4) Все эти прихоти Донбасса придется финансировать Киеву. Украина обязуется найти путь обеспечения соцвыплат.
Конечно, соглашением предусмотрено взаимное финансирование – "полное восстановление социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и прочие выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, восстановление налогообложения в рамках правового поля Украины)".
Но есть подозрение, что, по крайней мере, в начальный период налоговых поступлений от разрушенной экономики Донбасса, которая к тому же находится за рамками оперативного налогового контроля центральной власти, будет очень немного.
Выводы
Новое Минское соглашение никак не являются победой Киева. К сожалению, уступить пришлось во многом, и значительная часть вины лежит на франко-германском тандеме. Да и эти достигнутые договоренности - не факт, что будут выполняться
Пожалуй, лучше всего итоги "нового Минска" охарактеризовала президент Литвы Даля Грибаускайте.
"Решение абсолютно слабое", – подчеркнула она. "Основная часть решения (конфликта. - Ред.) – это контроль над границами. Это не было согласовано и не было решено", – отметила Грибаускайте.
В то же время, эти договоренности не являются поражением Украины. Оперативный контроль над Донбассом сейчас все равно потерян. Активные боевые действия ежедневно уносят жизни наших воинов и обескровливают экономику Украины.
Поэтому это, скорее, лишь шанс, лишь попытка ухватиться за соломинку.
Будет ли она успешной и как быстро она будет нарушена – узнаем со временем.