Страна имени Майдана

Вторник, 30 декабря 2014, 13:09

В каждой стране есть место, с которым связаны ключевые моменты ее истории. В Украине  такую роль играет центральная столичная площадь — Майдан Независимости

Майдан стал уникальным явлением, кристаллизовавшим протестные движения и революции в Украине XXI века.

В октябре 1990 года площадь, имевшая тогда название "Октябрьской революции", стала свидетелем "студенческой революции на граните". Это был первый и единственный в Европе протест, организованный исключительно студентами. Затем эстафету студенческих волнений подхватили бастующие шахтеры. Те протестные акции начала 90-х годов стали прологом предстоящего краха советской империи.

После провала августовского путча в Москве и распада СССР в 1991 году площадь обрела свой нынешний облик и название - "Майдан Независимости". Это предопределило ее будущее предназначение. Все, что здесь происходило, связано со становлением государственной независимости и развитием гражданского общества в Украине.

Зима-весна 2000/2001 годов. Киевский Майдан - свидетель акций протеста "Украина без Кучмы". Дикое убийство независимого журналиста Георгия Гонгадзе всколыхнуло украинское общество. Тогда люди вышли на Майдан, требуя проведения демократических реформ и равенства всех перед Законом. Народное возмущение против авторитаризма стало первым звонком для нарождающейся в стране власти олигархов.

Осень-зима 2004/2005 годов. Политический кризис в Украине, связанный с президентскими выборами. "Оранжевая" революция. Столичный Майдан – большой палаточный городок. Это был мирный протест сотен тысяч митингующих. К сожалению, активность людей была трансформирована в "бунт миллионеров против миллиардеров".

Эйфория от победы "оранжевых" сил довольно быстро сменилась разочарованием в их лидерах. Идеалы Майдана — свобода, демократия, законность и уважение к воле граждан — вскоре были преданы забвению. Время показало, что украинская власть не достойна собственного народа, вышедшего на Майдан-2004. "Оранжевый" президент оказался неспособным к проведению реформ в стране. Его бездарная политика привела к возврату криминальной власти.

Олигархический режим быстро разрушил хрупкое общественное согласие. Коррупция во всех сферах жизни и дерибан государственных ресурсов стали базовыми принципами его поведения. Демонстративный отказ от ассоциации с Европейским Союзом и жестокое избиение силовиками мирных студентов-демонстрантов привели к новому социально-политическому кризису в стране, к острому противостоянию власти и народа.

Зима 2013/2014 годов. Майдан стал Евромайданом. Его лозунгом был не просто возврат к евроинтеграционному процессу, а полная перезагрузка власти в стране. Началась Революция Достоинства. Ее отличие от своей предшественницы 2004 года заключалась в том, что действующая власть переступила последнюю, кровавую черту. Люди осознали элементарную истину: достоинство — это не только личное благо для человека, но и основа цивилизованности общества, его непреходящая ценность. За него следует бороться, жертвуя собственным благополучием, здоровьем и даже жизнью.

События прошедшего года развивались со скоростью меняющихся узоров в калейдоскопе. Мирный студенческий протест. Избиение "Беркутом" молодежи. Народное вече. Антимайдан и "титушки". Баррикады горящих шин и "коктейли Молотова". "Небесная сотня". Бегство опального президента. Государственный переворот. Аннексия Россией Крыма. Самопровозглашенные республики Донбасса. Российско-украинская война на востоке страны. Досрочные президентские и парламентские выборы …

Витязь на распутье

Все смешалось в нашем украинском доме. Сейчас у многих соотечественников в головах возникает немало вопросов. Какое будущее ждет украинское общество? Почему за двадцать с лишним лет государство так и не определилось со своим геополитическим выбором? Отчего в богатой ресурсами стране столько обездоленных и несчастных людей?

Мог ли кто-нибудь из нас представить год назад, что произойдет аннексия украинского Крыма, что в Донбассе будет кровавая бойня? То, что еще в прошлом году мы сочли бы чей-то глупой фантазией или бредом больного человека, ныне наблюдаем воочию. Как же мы подошли к той роковой черте? Давайте вспомним и проанализируем основные исторические вехи становления украинской государственности.

Страна свой выбор — стать цивилизованным, независимым и процветающим государством — сделала еще в 1991 году. Тогда у нас проводились 2 референдума: первый — всесоюзный — до, и второй — всеукраинский. Если на всесоюзном референдуме 90,2% украинских граждан посчитало необходимым сохранение СССР, то через 9 месяцев на всеукраинском референдуме 90,3% жителей страны однозначно высказались за независимость Украины.

Распад Советского Союза поставил перед Украиной вопрос о построении адекватных отношений со своими соседями и основными игроками мировой политики. Двадцать лет назад мы добровольно отказались от ядерного вооружения под гарантии безопасности, которые дали ведущие ядерные державы. С тех пор молодое государство стало играть роль своеобразного буфера между Западом и "Русским миром".

Перед страной уже тогда возникла дилемма: какой стратегический вектор избрать для собственного развития — европейский или евразийский? Судьбоносное решение затянулось на десятилетия. Все это время Украина напоминала одинокого витязя, находящегося на развилке дорог, который не может определиться с выбором.

С одной стороны, старые экономические связи со странами постсоветского пространства и зависимость от российских энергоресурсов делало страну уязвимой от восточного соседа. С другой стороны, модернизация экономических отношений, переход на другие, более качественные стандарты жизни давали нам шанс на долгосрочную перспективу цивилизованного сотрудничества с европейскими партнерами. Но этот вариант не устраивал восточного соседа, активно использовавшего методы подкупа и шантажа для удержания Украины в сфере своего влияния.

Национальная политическая элита за все прошедшие годы так и не смогла предложить обществу стратегию развития страны, которая не зависела бы от политической конъюнктуры, смены президента или правительства. Формальное заявление о приверженности европейским ценностям и стремление выторговать дешевле российские ресурсы фактически привели к неопределенности государственного стратегического курса, прикрываемого понятием "многовекторности".

На первых порах многовекторность сглаживала острые разногласия между конкурирующими политическими силами. Это позволяло временно избегать прямой конфронтации между внутренними политическим оппонентами, находить баланс интересов на международной арене. Однако любое обострение отношений между основными геополитическими игроками каждый раз негативно отражалось на внутренней ситуации во "всеядной" Украине.

Страна подошла к рубежу, когда многим стало понятно, что действующая модель украинского государства, основанная на коррупции, безответственности власти и бесправии людей, не отвечает интересам общества, требует коренного пересмотра. Также стало ясно, что не удастся усидеть на двух разъезжающихсяё стульях, предлагаемых Европейским Союзом и Россией.

Невозможно стремиться к европейским стандартам, сохраняя совковый менталитет. У страны появился реальный шанс подписать договор об ассоциации с ЕС. Однако нежелание власти принимать судьбоносное решение вновь вывело граждан на площадь.

По ком звонит колокол Майдана?

Евромайдан и последующие за ним события, связанные с аннексией Крыма и войной на востоке страны, показали, что будущее Украины не может строиться по проектам, присланным из Москвы. Также стало очевидным, что в ближайшей перспективе наше государство не станет членом Европейского Союза. Зачем старушке Европе еще чьи-то трудности, когда хватает своих забот?

У страны, имеющей внеблоковый статус, возникла реальная угроза потери части своей территории. Меморандум о гарантиях безопасности (уважение независимости, суверенитета и территориальной целостности) нашей страны, подписанный двадцать лет назад Россией, США, Великобританией, оказался "филькиной грамотой". Может ли восточный сосед, захвативший целый регион Украины и активно поддержавший сепаратистские движения, быть гарантом территориальной целостности? Отрицательный ответ очевиден.

Если бы страна была членом Североатлантического блока, то не было бы у нас нынешних проблем ни в Крыму, ни на Донбассе. Отмена внеблокового статуса является объективной необходимостью для будущей безопасности Украины. Только нельзя забывать, что безопасность страны еще не означает ее суверенитет.

 "Если между свободой и безопасностью народ выбирает безопасность, в конечном итоге он теряет и то, и другое", - сказал когда-то Франклин. Сейчас такой выбор стоит и перед нашим государством. Как сделать так, чтобы обеспечить и безопасность, и суверенитет страны?

Кому-то может показаться, что можно и дальше Украине "торговать собой" (ресурсами, территорией и даже суверенитетом) в споре великих держав. Только не об этом мечтали мужественные украинцы, отдавая свои жизни за свободу и независимость новой страны. Нужно понимать, что лишь поднявшись с колен духовной и экономической нищеты, став равноправным игроком, можно будет самим выбирать и друзей, и врагов, а не принимать навязанные кем-то варианты.

Если мы не будем уважать себя, то не стоит этого ожидать и от других.

Для Украины есть лишь две модели будущего: 1) быть на "подтанцовке" у основных игроков мировой политики и внимать их наставлениям, либо 2) становиться самостоятельным субъектом современной геополитики, строя государство на принципах национальных интересов. До сих пор политическая элита страны, исходя из собственных, эгоистических потребностей, использовала лишь первый вариант. Майдан же требует реализации иной, альтернативной модели государственного устройства.

Первый звонок для украинского политического Олимпа прозвучал на Майдане-2004. Только на вершине государственной вертикали его неправильно истолковали. Мол, общество хочет видеть лица других олигархов. Надежды первого Майдана на предстоящие перемены так и не были реализованы.

Второй Майдан уже зазвучал как общественный набат. Обитатели властных кабинетов кожей почувствовали "по ком звонит колокол" и срочно сделали очередную рокировку. Смещенные и обиженные олигархи, решив сохранить за собой подконтрольные регионы, развернули на востоке страны кампанию за "федерализацию". В итоге Крымский полуостров без единого выстрела был отдан под протекторат России, а в Донбассе была организована кровавая бойня.

Оставшиеся "на плаву" олигархи для видимости работы "социальных лифтов" пристроили в Верховную Раду некоторых активистов Майдана, некоторых журналистов и командиров батальонов из зоны "антитеррористической операции". Только такая "косметика" парламента в целом ситуацию в стране не изменила.

Что ждет Украину в недалеком будущем? Трудно надеяться, что местные олигархи, оказавшиеся вновь на вершине политического Олимпа, быстро осознают свою новую миссию по построению самодостаточной Украины, уважаемого в мире государства. События последних месяцев свидетельствуют, что нынешний политический бомонд не торопится коренным образом менять общественные отношения в стране, повторяет прежние стереотипы поведения, направленные на сохранение лишь собственного статуса.

Неужели мы вновь наступим на старые грабли? Тогда не надо спрашивать, по ком звонит колокол: он звонит по каждому из нас!

 Сила Майдана

Основной движущей силой народного протеста был и остается Майдан. От того, как он поведет себя — обычной толпой или коллективным разумом — зависит судьба нашей страны. Если Майдан осознает свою ответственность за построение современного общества, то у нас появится шанс увидеть новую Украину. Если этого не произойдет, то нам придется лишь смириться с тем, что на место одних негодяев придут другие, и все вернется на круги своя.

Главный вопрос повестки дня: сможет ли общество дисциплинировать  аппетиты олигархов? Они приватизировали украинское государство и грабят его. Хотя внешние государственные атрибуты (Конституция, президент, парламент, судебная и исполнительная ветви власти) формально остались прежними, однако никто не чувствует их организующей роли в обществе. Под вывеской "Украина" сформировался симбиоз коррумпированного государства и олигархических групп. Из-за этого невозможно провести мало-мальскую реформу в стране.

Государство, в котором оптом покупаются фракции парламента, целые министерства и суды — обречено. Государство, игнорирующее публичные интересы и исполняющее роль дойной коровы для чиновников-коррупционеров и олигархов — бесперспективно. Оно может существовать лишь до тех пор, пока общество не организует мощное сопротивление произволу.

К сожалению, энергия участников Майдана-2004 была умело перенаправлена на войну между политико-экономическими кланами и лидерскими партиями. События последних месяцев в стране вызывают обоснованную тревогу: гражданская активность Евромайдана также может быть сфокусирована лишь на борьбу одних олигархов с другими. А нужно ли это украинскому обществу?

Можем ли мы допустить, чтобы президент или премьер-министр страны, заявлявшие о борьбе с олигархами, в конце-концов с ними договорятся? Почему нынешняя украинская власть, благодаря Майдану вновь взобравшаяся на вершину государственной пирамиды, до сих пор не нашла убийц "Небесной сотни", не привлекла к ответственности олигархов, разграбивших страну и организовавших военный конфликт в Донбассе, не начала коренных преобразований?

Надо признать, что без серьезных перемен общество не сможет развиваться дальше. Процесс обновления и перемен следует начинать с первых лиц государства. Без этого трудно представить дальнейшую борьбу со старой системой. Полномасштабные реформы в обществе невозможны, пока олигархи через своих депутатов и людей во власти сохраняют старые правила игры.

Украинскому государству нужна не реформа, а его полная перезагрузка.

Требования Майдана по разгосударствлению, децентрализации и демонополизации власти в сочетании с повышением роли территориальных громад, общественных организаций как нельзя лучше соответствуют возможностям так называемого сетевого государства. В нем сетевые практики не отменяют властные методы управления, а лишь усиливают значение отношений между гражданами, организациями и чиновниками. Сетевые взаимодействия позволяют людям реально участвовать в принятии решений на уровне территориальных громад, регионов, страны.

Новая модель украинского государства сможет воплотить принципы справедливости, способствовать участию каждого из нас в государственном строительстве и управлении, повысить личную ответственность гражданина за ситуацию в стране, сформировать обратную связь между различными секторами общества. В такой модели легко реализуется прямая демократия, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами.

Сетевое государство позволит Украине быть эффективной не только на своей территории, но и конкурентоспособной на мировой арене. Страна сможет успешно взаимодействовать со всеми субъектами геополитики, никого не ущемляя и не отвергая. Поэтому она станет не буфером между конфликтующими сторонами как сегодня, а международной коммуникационной и переговорной площадкой.

Новая модель даст нашему государству большие преимущества в сфере международных отношений. Благодаря ей, Украина сможет быть самостоятельным субъектом геополитики и строить паритетные, партнерские отношения с другими странами. Выступая посредником на международной арене, она будет более действенно отстаивать национальные интересы.

В современном многополярном мире важно определиться с собственным местом в системе сложных международных отношений. Всем известно, что Украина — часть Европы, поэтому ее геополитический выбор очевиден. Только недостаточно быть географически в центре Европы. Нужно ее строить внутри себя. И для этого даже не обязательно становиться членом Европейского Союза. Для обновления украинского общества важно сотрудничество со странами всех континентов, участие в совместных международных проектах. Заняв достойное место на политической карте мира, наша страна станет примером для соседей и друзей по модернизации государственного устройства.

Война в Донбассе и аннексия Крыма сильно подорвали наше доверие к восточному соседу. Однако отгородиться высоким забором от России не получится. Война когда-то закончится, и придется искать компромиссные решения по восстановлению партнерских связей. Несомненно, время расставит все по своим местам. Обновленная Украина расчистит "авгиевы конюшни" пережитков прошлых лет в отношениях с Кремлем, а русский и украинский народы снова смогут стать добрыми соседями.

Сейчас в Украине происходит масштабный эксперимент по формированию государственности европейского типа. Страна испытывается на прочность в борьбе за свою независимость. Станет ли она цивилизованным государством, сумеет ли использовать предоставленный историей шанс - зависит от нас.

Майдан сделал обществу прививку свободы, самоорганизации и инициативы. Он в одночасье изменил не только судьбы людей, страны, но и мировую историю. Люди вышли на площадь, чтобы сделать свою страну чище и лучше. И с этой дороги нам уже не свернуть.

Олег Перетяка, доцент Луганского национального университета

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде