Командир батальона "Артемовск": Пусть армией управляют командиры, которые уже знают, что такое война
...наш внедорожник остановился у очередного блокпоста. Вокруг — поле и узкая грунтовая дорога, вдоль которой растянулась темная "зеленка" - узкая, густая лесопосадка.
Водитель опустил окно и сказал одно слово: "Клавдий". Постовой передал по рации, получил подтверждение, и мы двинулись к следующему блок-посту.
"Клавдий" сидел рядом, на заднем сиденье и с интересом рассматривал журналистов. На гражданке командира батальона "Артемовск", он же - глава Краснолиманской райадминистрации — называют Константин Матейченко. Комбатом и госчиновником он стал всего три недели тому назад, сразу после освобождения Красного Лимана.
Матейченко — местный, он родился в Константиновке, до последнего возглавлял партийную Донецкую областную ячейку "Батькивщины". На прошлых парламентских выборах будущий комбат баллотировался в Артемовске по 46 избирательному округу. Выборы проиграл.
Депутатом стал другой человек - Сергей Клюев, за которого, согласно официальным данным, проголосовало 73% жителей округа. Впрочем, сегодня эти рейтинги уже мало кого волнуют — Артемовск захвачен, его депутат сидит в Раде, а силы АТО готовятся к масштабной операции.
Мы встретились с командиром "Артемовска" накануне прекращения перемирия, неподалеку от штаба АТО. Интервью записывали прямо в машине, по дороге между блокпостами.
- Вы вообще чувствуете себя военным?
- Я закончил военное училище с золотой медалью. А через восемь месяцев командования взводом мне дали целую роту связи. Тогда в украинской армии зарплату не платили, техника была вся без бензина, никому ничего не надо. А я жить хотел нормально - у меня семья, дети. Я пошел в бизнес. Потом два срока избирался сельским головой. Но я всю жизнь был военным. Это было внутри, хоть я шестнадцать лет не был военным.
- Что-то поменялось после того как вы стали командиром батальона?
- Как вам сказать... После этого назначения мой дом полностью сожгли. Я вынужден был вывезти семью, родственников. Выехал в чем было одет. Недавно звали на встречу президента с представителями Востока, а я не мог найти себе костюм. У меня его просто нет.
Сейчас вся семья по всей Украине в беженцах. Мне терять нечего. Но с другой стороны, так и воевать легче. Я этих уродов буду рвать до последнего. Вот подумайте, у меня вчера умер отец, а я не могу поехать к нему на похороны! Хотя это в Артемовске, в 50 км отсюда. И кто-то после этого может подумать, что у меня остались какие-то сомнения?
- А что сейчас происходит в вашем родном городе, у вас есть информация?
- Вы знаете, мою родню загнали за Можайск. Мне отчасти было даже как-то неловко, что из-за меня они все пострадали. Но спустя какое-то время это приобрело всеобщий характер - начали сжигать и обворовывать все хозяйства. Мы просто стали первыми.
А сейчас уже даже явных регионалов травят и палят! Даже тех, кто были за ДНР. Вот мне звонят и говорят: "Я им возил месяц, по блок-постам чуть ли не стоял....". А теперь тупо отбирают машину! За что? За то, что скорость превысил. Отжимают бизнес.
Видео Громадське ТБ
- Мы были на разных блок-постах, и почти на всех обсуждают нынешнее перемирие, как правило — в негативном контексте. Что вы думаете об этом?
- Вы знаете, в этой неделе перемирия есть и позитивный и негативный момент. Позитивный в том как раз, о чем вы говорите. Это ведь как чайник, он вскипает. И если сейчас у нас все получится, это будет выстрел как от пробки шампанского. Понимаете? Я ведь чувствую настрой своего батальона!
Вторая позитивная сторона в том, что за эту неделю на предприятиях Красного лимана люди начали возвращаться на работу. Доходит до смешного. Звонят, спрашивают: "А что нам с ними делать-то? Они вернулись, хотят работать, но они же были по ту сторону". Я считаю, что пусть работают.
Мы ведь уже решили: если человек без крови на руках, начинаем с белого листа. Ну если он стоял на блок-посту, делал чай, ну вот так получилось - обманулся, не понял - так что теперь, отворачиваться от него? Лично я знаю человек двадцать, которые за это время перемирия вернулись из лесов. И это тоже позитивный момент.
Но вот дальнейшее затягивание... вот тут мне кажется, последствия могут быть тяжелыми.
- На блокпостах под Славянском нам рассказывали, что за эту неделю позиции противника только укрепились, строятся ДОТы, подводится техника... Это правда?
- Я не буду вас обманывать. Да, это правда. В моем родном Артемовске пока было перемирие, ничего не происходило, а последние два дня они поняли, что может быть атака, и уже появляются огневые точки на домах, укрепляются районы. Тоже самое вокруг Лимана. Но я вам скажу так: сил и средств у украинской армии хватит. Я в это верю.
- Может, сил и средств хватит. Но бойцы жалуются еще и на неслаженность подразделений, отсутствие координации. Мы были на блок-посту, на котором никто никого не предупредил о подъезде танка, и это чуть не привело к стрельбе по своим. С этим что делать?
- Человеческий фактор никто не отменял. Мы 23 года не воевали, не готовились к войне. А сейчас мы учимся с колес. Если вы посмотрите, месяц назад взаимодействия вообще не было, сейчас уже лучше.
Что делать? Я могу быть не прав, но скажу — это жестоко, но половину генералов надо убирать. Пусть армией управляют командиры, которые уже почувствовали, что такое война. В армии ведь никто не скрывает, что большинство генералов получили свои лампасы за деньги, а среднее звено - это те, у кого не хватило ума даже денег заработать. Это не анекдот.
Так чего вы от этой армии хотите теперь, когда дело дошло до реальных боевых действий? Дайте им шанс, армия никуда не денется - они научатся и воевать и взаимодействовать, теперь уже нет выхода. Но надо время.
- Допустим, если активная фаза начнется завтра, сколько, как вы думаете, понадобится времени, чтобы полностью взять ситуацию под контроль?
- Мне сложно говорить, это будет бахвальство, потому что полной картины я не знаю. Но моя оценка такая: если действительно Россия дай Бог, поймет всю эту глупость и перестанет поставлять вооружение и людей, то максимум месяц. Даже с учетом того, что уже завезено.
Я вижу наши силы, средства и моральный дух. (Кстати, пользуясь случаем, хочу поблагодарить лично Геннадия Корбана за помощь нашему батальону, пожалуйста, не забудьте об этом написать). Так вот, поверьте - максимум месяц.
Командир батальона "Артемовск", он же - глава Краснолиманской райадминистрации — Константин Матейченко. Фото Мустафы Найема |
- А каково отношение жителей Красного лимана к войскам сейчас?
Они с нами. Хотя еще совсем недавно все голосовали за ДНР. Они были настолько уверены в том, что они слышат - про Россию, про большие зарплаты, что просто шли и голосовали!
Информационно мы очень проигрывали. Теперь ситуация поменялась.
Но вы должны понимать - вот был начальник УВД, он человек служивый. Когда все это случилось и сюда пришли сепаратисты, он просто решил не идти против течения. Точно также мэр. Я потом с ним виделся, он говорит: Константин Владимирович, а что мне было делать, я тут двадцать лет работаю, люди пошли в ту сторону... Сейчас они с нами и работают как все.
- Ну как так может быть: сегодня тут, а завтра там?!
- Вы просто не привыкли к такому. Ментальность Донбасса и западной Украины отличается очень сильно. Есть такой простой пример, который я всегда привожу: вот заборы какие на Западной Украине? Их нет. А у нас на Донбассе они по три метра.
Вот эта замкнутость, это недоверие, люди живут в своей скорлупе, "моя хата с краю" - это насаждалось постоянно. Все боялись. И вот получили результат.
Или вот другой пример. Моя сестра вынуждена была переехать в Черкасскую область. Она в первый день звонит мне и плачет: говорит Костя, в деревне нам несут картошку, яйца, деньги! И не богатые люди, а бабушки. Я звоню другу, говорю - такая вот ситуация, сестра там, плачет. А он говорит: ну это первый порыв.
Да, первый порыв. А у нас хотя бы первый бы порыв был? Нет. И это же я вам говорю, житель Донбасса, я тут жил, живу и буду жить.
- Давайте допустим, что Петр Порошенко прочитает это интервью. Что бы вы ему лично посоветовали как человек с полей - без купюр, как есть?
- Чтобы я ему посоветовал?... Больше решительности, больше воли. Политика политикой, но ментальность Донбасса воспринимает только твердость, решительность. Если еще проще - народ Донбасса понимает только силу, как бы грубо и цинично это ни звучало.
Толерантность здесь ну не в почете. Ну давайте смотреть правде в глаза: Янукович раком ставил этот Донбасс, здесь люди к этому привыкли.
- Послушайте, но может надо поменять подход, учитывая последствия?
- ...нет, секундочку! Я говорю про твердость и решительность по отношению к этим уродам. Когда их не будет, тогда нужно уже иначе работать. Тогда нужно будет информационно работать, менять психологию и главное убирать вранье. Это уже другой горизонт.
Даже сейчас — то что поддержало большинство — это обман. Люди сейчас уже наелись этими ДНР, ЛНР. Поверьте! Люди просто уже поняли, кто их завел в этот тупик.
Давайте наведем порядок и спросим у людей их мнение. Я считаю так: любая политика, любые идеи - только в мирное время и на сытый желудок. И я не сомневаюсь, что даже у нас на Донбассе абсолютное большинство проголосует за единую Украину.
Командир батальона "Артемовск" Константин Матейченко: "Мне терять нечего. Но с другой стороны, так и воевать легче. Я этих уродов буду рвать до последнего.." Фото Мустафы Найема |
- Вы как военный человек не можете не понимать, что в случае активной операции могут быть жертвы среди мирного населения. Вас это не останавливает?
- Я вам так скажу: народ и сам это понимает. И те мирные люди, которые мирные, они просто уехали. Любыми путями. Но даже те, кто остались, понимают неизбежность жертв.
Но по-другому ситуацию не исправить - мы же их оттуда не выколупаем! Мы же не можем приходить к этим людям и в чем-то убеждать. Они же не способны понимать! А наемникам, поверьте, мирные жители не нужны тем более.
Чтобы локализовать эту заразу, нужна решительность. Это мое личное мнение.
- Допустим у вас получилось, вы зачистили города и села. Но что делать с теми людьми, которые идейно поддерживают сепаратистов - не все ведь сейчас взяли оружие в руки, кто-то молчит сидит дома и никуда не денется даже после войны.
- Конечно обязательно будут каких-то 10% людей, которые до конца жизни будут свято верить России и т.п. Но знаете как я говорю - для того чтобы убрать квартиру, сначала надо намочить тряпку и помыть пол. Намочил, вытер, а потом уже можно расставлять мебель, наводить красоту.
Давайте сначала покажем людям, где правда, где ложь и установим законный порядок, когда людей не будут убивать на улице просто так. Вы спросите у людей - в Артемовске и Донецке людей грабят и убивают просто так, там ведь нет наших войск и военного времени тоже нет.
Даже те, кто были за ДНР, сейчас уже говорят: твою мать, куда мы попали?! Просто люди в шоке.
- Сейчас принято говорить об активном участии россиян в этой войне. Вы лично как командир батальона видели живые свидетельства того, что тут в вашем районе есть или были россияне?
- Я врать вам не буду: лично я чеченцев не видел. Мы сами изымали достаточно много российского оружия. Но я еще и общаюсь с местными жителями - лично и по телефону. Те, кто оттуда приходят, рассказывают, что там реальные чеченцы, российский говор, оружие и сухпайки. В Славянске эти сухпайки уже раздают местным жителям, потому что есть нечего. Но обертки российские тут же сжигают.
Я видел как у нас это все начиналось. Месяц назад сначала приезжали группки по десять человек местных, шумно, аля-улю. А эти держатся особнячком, говор российский - по ним видно, что они не местные, там были чеченцы, они говорили не по-нашему.
- А насколько правда, что все эти события на востоке в какой-то мере финансируются т. н. "Семьей" бывшего президента?
- Я не являюсь кассиром и знать не могу. Но то, как четыре года они воровали - я это видел и в это верю. И если только заикнешься - или посадят или ограбят. А теперь скажите мне, кто Янукович в России? Беженец. У него что, есть возможность тратить эти деньги? Нет. Сейчас всего лишь продолжается та же волна, когда начали финансировать титушек и тому подобных. Это просто продолжается.
- Вы говорите о воровстве... Какая гарантия, что это не продолжится уже при новой власти? Вы действительно верите, что сейчас не воруют или не будут воровать в будущем?
- Наоборот. Я всем говорю: будут. Но суть в другом. При Януковиче и Азарове, когда обсуждали размеры откатов, то будто говорили не о тяжком преступлении, а как вот вроде пойти в сад и яблок сорвать. То есть воровство стало нормой вещей.
Так вот воровать всегда будут. Но ведь есть разница - он ворует втихаря под столом и сто раз перекрестится, или ворует открыто. Если он знает, что совершает преступление и боится этого, мы рано или поздно это победим. А если это норма вещей, это непобедимо.
- Вы уже знаете, чем будете заниматься после войны?
- В первую очередь я сложу автомат. Я не хочу воевать. Вообще иногда смотрю на это все и думаю - какой бред! …так что оставлю автомат, пойду растить детей. Но это потом…
- И последний вопрос. Почему ваш позывной "Клавдий"?
- А, это (смеется). Это в честь мамы, Клавдии Тихоновны.