ПП: Принципы президентства
"Самый тихий и тонкий голос у здравого смысла".
Иван Капустин, "Телетайп"
Если б Лев Толстой написал роман "Виктор Янукович", первой фразой в нем стала бы: "Все успешные президенты похожи друг на друга, каждый неуспешный президент неуспешен по-своему".
В мире полно заведений, в которых учат быть руководителями крупных корпораций. А вот искусство быть первым лицом державы преподают разве что в королевских династиях Старого Света.
В Украине, с учетом конфронтационной смены власти, отсутствует даже неформальная передача вместе со знаком, печатью и булавой также неких принципов управления страной.
Помните, как в старом анекдоте, когда начальник получает от предыдущего три пронумерованных конверта? Здесь если и получит, то со спорами сибирской язвы…
А эти принципы есть. Но понятными чиновнику номер один они становятся уже к концу его срока.
Первый и главный: президент НИКОМУ НИЧЕГО не должен. КРОМЕ НАРОДА.
У бизнесмена Порошенко были обязательства .У политика Порошенко – договоренности. А у президента Порошенко – нет! Обнулились при переходе на новый уровень. Остались лишь перед согражданами, причем, не важно, за кого они голосовали.
К примеру, Виктор Андреевич считал себя обязанным своим односельчанам. Попристраивал их на все мыслимые и немыслимые доходные места. В итоге антирекорд падения президентского рейтинга – от 52% до 5,5%.
А вот Виктор Федорович пытался рулить в убеждении, что не должен совсем никому. А народу – так в первую очередь не должен. Теперь не возникает даже в виде инсталляции из Ростова.
Почему-то есть предчувствие, что с первым принципом президентства у Петра Алексеевича сложится без труда. Обиженных, правда, будет множество. Но перетопчутся. В приемной главы АП.
Второй: главное – внутри страны.
Практически всем президентам Украины в какое-то время начинает казаться, что основное – это высокая геополитика. Что надо помотаться по официальным визитам, двинуть глобальную инициативу в ООН, подписать какой-нибудь меморандум с G-7 и Евросоюзом, и все наладится. Враки это все и чиновный подхалимаж!
Если в родной стране патриотический настрой, прогрессирующая экономика, стабильная общественно-политическая обстановка, то все внешние проблемы утрясаются гладко.
Судите сами: Россия вообще-то хотела бы наезжать не на Украину, "спасая русский язык", а на Швейцарию с целью защиты русских денег, коих туда из РФ закачано действительно море.
Но что-то не рискует связываться. Хотя Швейцария – тоже безъядерная, не член НАТО и населения не густо.
Вот к "внутренней Швейцарии" и следует стремиться. Хотелось бы, чтобы так.
Третий: быть, а не казаться.
Как имиджмейкер со стажем, категорически настаиваю: очень здорово пиарить действия, и куда хуже – слова. Пусть супер правильные и пупер значимые.
Для Петра Алексеевича этот принцип особо актуален. Когда он грамотно рассуждал по родному телеканалу по любому поводу, народ не цепляло. А как только – в период Майдана – и начал действовать, народ увидел, ПОВЕРИЛ и доверился.
С упором на поступки и надо продолжать. В идеале: "проинформировал о планах – реализовал – подвел итоги". Но на регулярной основе в Украине такого не припомнить. Поэтому может стать фирменным эксклюзивом.
Четвертый: президент должен целиться за горизонт.
Именно руководитель державы обязан намечать цели прекрасные, пусть и труднодостижимые. А его помощники-советники – грамотно приземлять грандиозные прожекты, превращая их в масштабные, но реализуемые госпрограммы.
Раньше для Украины такой полуфантастической целью было вступление в Евросоюз. Теперь из стратегических тема переместилась в тактические.
Новыми могут быть полноценное возвращение в клуб космических держав, переселение жителей "хрущевок" в современное социальное жилье, превращение Украины в транзитную супердержаву – перспективных направлений предостаточно.
К сожалению, пока в Украине происходило ровно наоборот: президентская команда плодила маниловщину в надежде вымутить реальный бюджет под блеф аля LNG-терминал, а президент был озабочен незамысловатыми схемками вроде личной доли от газовой трубы.
Кстати, какой-то период на руководителя, думающего о перспективе, походила Тимошенко. Но потом она стала целиться так далеко, что стрелы облетали Землю и втыкались ей в спину.
Пятый и самый главный: постоянно помнить, чем президент отличается от царя.
Руководителями государств становятся по воле Божьей. Но президент – земной человек со своими достоинствами, недостатками и зигзагами в голове.
Он – не кладезь мудрости вроде библейского Соломона, поэтому ему необходимы эксперты, мнением которых он руководствуется в конкретных вопросах.
Президент может ошибаться и ДОЛЖЕН нести за свои ошибки ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
И наконец, время правления президента неизбежно заканчивается, и он должен думать, как будет жить НЕПРЕЗИДЕНТСКОЙ жизнью. Что услышит от сограждан, когда исчезнет барьер из волкодавов госохраны.
Власть царя же – непосредственно с небес и потому вечна. Мнение народа интересует его, в основном, из патерналистских соображений.
Царь знает все и прав всегда. Ему нужны ретивые исполнители, а не умничающие советники. Он неподсуден и некритикуем, его можно только славить и обожать. И так далее вплоть до канонизации как святого.
Кравчук и Кучма пытались быть руководителями. Ющенко так и не догнал, в чем разница. Янукович мнил себя царем. Путин, Каддафи, Хуссейн – стали.
Между прочим, еще одно существенное отличие руководителя от царя – при всей безоблачности царской жизни она частенько заканчивается на плахе.
Кроме президентских принципов Петр Алексеевич обрели безотлагательные архисложные задачи.
Прежде всего – мир. Но поскольку война уже экспортирована "братьями", прекращение ее возможно только с позиций силы.
Автор не считает себя военным стратегом. Но ведь чтобы сложить два и два, не надо быть Эйнштейном.
Почти все говорят о перекрытии границы с Россией. Но говорят не всё. Умалчивают о том, что из-за ее дырявости, количество боевиков на украинской территории не уменьшается, а увеличивается!
Вдумайтесь: их уничтожают ценой украинских жизней, а просачивается еще больше.
Несмотря на призывы со всех трибун, ситуация на границе принципиально не меняется. Значит, это либо саботаж, либо служебное несоответствие. Вне зависимости, что именно, у беды с границей есть известная фамилия, имя, отчество. А также звание – генерал армии. Этот чиновник что, вечен, как горец?
Но важно не только пресечение "зеленого – в цвет долларов – коридора" для оружия и террористов. Не менее важно перекрытие потока денежных средств для боевиков. Чисто за идею там воют десятки. А тысячи профессиональных убийц получают посуточно в твердой валюте столь ненавистных россиянам США и ЕС.
Оставить их без денежного содержания – четверть победы. Еще четверть – развернутая наконец контрпропаганда – ау, СНБО! Остальное – героизм украинских воинов, который, увы, сейчас перекрывает незаполненные сектора.
Вопрос: ВТБ, Сбербанк России, Банк Москвы и прочие оттуда же – они работают в Украине в убыток или в прибыль? Полагаю, что в прибыль. Тогда почему эту прибыль получают банки враждебные, а не украинские – Укрэксимбанк или тот же Приват?
Тем более, что именно через карты российских банков идет непрекращающаяся финансовая подпитка боевиков и их пособников, закупающих все необходимое для войны.
Кстати, о больших деньгах для сепаратистов.
Чем дальше, тем подозрительнее выглядит поведение самого богатого пока еще соотечественника. После произнесения воинственных речей не последовало ну никаких ужасов! Не вяжется. Ахметов – не такой. Не прощает он даже малейших посягательств на свое "типа величие".
Естественнее было увидеть его с гатлингом наперевес, защищающего "Донбасс-арену", чем позорно сбегающего из Донецка в компании с пресно-диетическим Тарутой.
Автор изо всех сил пытался разглядеть проукраинскую "руку Ахметова" хоть в каких-то процессах, происходящих в Донбассе. Хоть в хаотических маневрах очень странного батальона "Восток".
Нет этой руки за единую и неделимую! Ни пальчика! Зато террористы скоропостижно воспылали к Ринату Леонидовичу глубоким уважением и начали высоколобые переговоры с директорами его меткомбинатов. О чем, любопытно? О поставках металлопроката в гипермаркеты "Метро"?
Пора называть своими именами. Происходящее возможно только, если Ахметов исходно договорился с Путиным о своем невмешательстве. И это логично, потому что основная часть продукции СКМ продается именно в Россию. В таком случае все становится на места.
Если б Ахметов сразу заявился во главе сепаратистов, это была бы враждебная, но позиция. Но если он клянется в поддержке Украины, фактически работая против нее – это предательство.
Похоже, нацеленность на договоренности исключительно с паханами второй раз вышла Ринату Леонидовичу боком. Первый – с беглым Януковичем.
Может, оно и к лучшему. Для экономики Украины. Которой сейчас жизненно необходимы свободные активы. И если сепаратисты передумали национализировать предприятия Ахметова, то Украина – уже не факт.
Автор обращал внимание в предыдущей статье на УП, что насущная внутриполитическая проблема президента после завоевания мира – это прослойка граждан Украины, считающих себя россиянами на всю голову.
И часть из них таки жаждет слиться в имперском порыве. Но не так, чтобы с вещами и туда в рай, а чтобы он пригромыхал сюда в виде вооруженных до зубов зеленых ангелов на бронетехнике.
Поэтому Петру Алексеевичу придется возглавить процесс настоящей, глобальной люстрации. Нельзя столь важное для страны и деликатное для людей дело кому-то передоверять. Так как начинать с самого верха, то есть, с себя.
Идея на счет не пускать на должности тех, кто были на них до 2014 года – это дилетантский лепет. Смысл в том, чтобы ВСЕ БЮДЖЕТНИКИ, включая пенсионеров, а также люди ПУБЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЙ – журналисты, педагоги, врачи, артисты, кинематографисты, деятели шоу-бизнеса и прочие – подтвердили свою преданность независимому единому государству Украина в его границах.
ПИСЬМЕННО! Что-то вроде клятвы госслужащего, только конкретнее и для всех.
Если человек нарушит свои обязательства, то моментально лишается украинского гражданства, а с ним бюджетных выплат и права заниматься публичными профессиями.
То есть, хочешь "мучиться и страдать" вместе с народом – живи, но на правах иностранца и без возможности глумиться, что Украины, мол, не существует.
Разумеется, поднимется обширный скулеж о "запрете на профессию и охоте на ведьм". Киселевы, выпучив глаза и потрясая ручонками, возопят про маккартизм и "заокеанских хозяев".
Но уж лучше такой запрет на клевету об Украине, чем, не дай Боже, запрет на Украину.
Насчет выплат бюджетникам: в отношении ДНР и ЛНР – давно пора.
И последнее из незамедлительного и персонально президентского – поместная православная церковь.
Президенту Украины пребывать в лоне церкви, позиционирующей себя духовной скрепой гибридного агрессора – непатриотично и глупо. А покинуть каноническую церковь по политическим соображениям "в связи с избранием" – небогоугодно и грешно.
Единственный вариант – объединение украинского православия под патриархатом Константинополя. Сейчас или никогда. И – да: поручить эту духовную миссию все равно, что отправить кого-то вместо себя на исповедь и причастие.
Но первыми после инаугурации должны быть указы о награждении тех уникально самоотверженных работников ЦИК, которые, рискуя жизнью, провели выборы и доставили протоколы из Донецкой и Луганской областей. Эти люди творят историю истинно европейской Украины.
Александр Кочетков, аналитик, специально для УП