Крым, мир и российские трубы

Пятница, 14 марта 2014, 13:21

С захватом Крыма Путин пытается вывести свою деятельность по денонсации фундаментальных принципов существующего после второй мировой войны мирового порядка на глобальный уровень.

В отличие от операций с отчуждением территорий у других стран, которые этот бывший агент КГБ ранее проводил в Абхазии и Приднестровье как локальные диверсионные операции, сейчас им реализуется глубоко эшелонированная спецоперация по разрушению самих основ мирового правопорядка.

В реализации этой задачи Крым стал для президента РФ очень удобным плацдармом.

Во-первых, вводом российских войск дискредитирована возможность с помощью международных договоров и гарантий высокого уровня держать под контролем распространение ядерного оружия.

Ведь страна, добровольно отказавшаяся от третьего в мире ядерного арсенала, стала жертвой вооруженной агрессии, столкнувшись с реальной угрозой утраты своей территориальной целостности.

Одним махом перечеркивается многолетняя кропотливая работа пятерки стран, членов официального "ядерного клуба" по нераспространению ядерного оружия: после украинского прецедента говорить о добровольном отказе от возможности обладания ядерным арсеналом станет невозможным в принципе.

Во-вторых, под надуманным и полностью отсутствующим в международном праве предлогом защиты прав русскоязычного населения граждан другой страны, Россия принимает решение о введении войск в эту страну и пытается оторвать часть ее территории.

Придать сколько-нибудь основательную видимость законности своим действиям в Крыму Москва не собиралась изначально.

В-третьих, украинцы в тяжелейшей борьбе и с человеческими жертвами добились права самостоятельно определять направление развития своего государства и быть в Европе. И тут же это их право демонстративно давится кремлёвским сапогом.

Евросоюз, заканчивающий своё оформление в качестве мощного геополитического игрока, не может допустить того, чтобы нация, на глазах всего мира доказавшая делом приверженность европейским ценностям, демонстративно была не допущена в Европу.

Собственно, добиться геополитической победы над ЕС на примере Украины и стремится российский президент.

Схемы Путина

Как и в случае с определением настоящих целей экс-президента Януковича, в случае с амбициозными целями Путина необходимо принимать во внимание  огромное количество полностью иррациональных схем в сознании обладателя кремлёвского ядерного чемоданчика.

Это именно то, о чем, по информации газеты "New York Times", говорила канцлер Меркель президенту Обаме: Путин оторван от реальности, он живёт в какой-то придуманной им же реальности, в другом мире.

Но, в отличие от Януковича, который был не способен просчитывать свои действия дальше, чем с "сейчас на сейчас", Путин ведет хорошо просчитанную долговременную стратегическую игру.

Поэтому его нельзя недооценивать, сводя его мотивы исключительно к простым и понятным шпионским схемам. Правда, опыт советского спецслужбиста и является для российского президента краеугольным камнем в его глобальных геополитических комбинациях.

И до последнего времени эти комбинации приносили Путину успех – чего только стоит его операция со Сноуденом.

Однако, в случае с Крымом, обычная осторожность хозяина Кремля дала сбой. Ввязавшись в крымскую авантюру, Путин не просчитал всех последствий своих действий.

Это вполне объяснимо для человека, который живет в своём мире, подходит к миру реальному со своими оторванными от действительности критериями и на все 100% убежден в истинности последних.

Наглядный пример такого поведения ярко демонстрирует "сводный брат" российского президента – Виктор Янукович, когда в своих посланиях миру из Ростова учит американцев, кому и как нужно выдавать деньги, рассказывает о голосованиях в ВР под дулами автоматов и тому подобное.

"Приземление" подобных отвлеченных концептуалистов – процесс не простой и болезненный. Украина с помощью Запада с Януковичем эту задачу успешно решила.

Подобную же задачу сейчас вынужден решать весь мир по отношению к Путину. Используя инструменты практического давления, а не виртуальные схемы.

Первый из таких инструментов – экономические санкции. Они станут той бездонной ямой, в которую свалится Путин и вместе с ним начатая Кремлём против всего мира холодная "Третья мировая война".

Для того, чтобы объявлять "крестовый поход" по подрыву всех устоев существующего мирового политико-правового устройства, агрессору нужно иметь чрезвычайно мощный экономический фундамент.

К примеру, такой был у СССР, который вёл с Западом холодную войну десятилетиями.

Если такого фундамента нет, начавший войну со всем миром агрессор вынужден будет быстро капитулировать – имеющиеся скудные ресурсы не позволят вести долговременную позиционную войну.

Собственно, это и начало происходить с Путиным, которого первые же серьезные экономические провалы заставили отыграть назад.

Сейчас скопление войск на восточных границах вместе с запланированными на 16 марта "потешными" вече-референдумами на площадях городов Юго-Востока используются Кремлём, в первую очередь, как манёвр, отвлекающий внимание от Крыма.

Провести референдум в Крыму – это для Путина дело чести: в той придуманной им шахматной партии, которую он ведёт с Западом.

Это его "ответ за Косово" – после провозглашения независимости которого, ее тут же признали США, Великобритания, Франция – всего 108 государств.

Именно поэтому и Москва, и московские марионетки в Крыму, обосновывая крымский "референдум" 16 марта, ссылаются на опыт Косово.

Путин как реликт советской эпохи, причем в ее крайней, гебистской модификации пытается действовать в условиях мира 21 века по советским лекалам эпохи "застоя". Которые в свою очередь уходят глубокими корнями в глубочайшие архетипы российского самодержавия с непременным подавлением права "меньших братьев" на свободную жизнь.

В разное время в этой роли оказывались поляки – восстание 1830-31 годов против власти Российской империи, венгры и чехословаки, пытавшиеся в 1956 и 1968 годах соответственно вырваться из-под социалистического диктата Москвы.

Теперь пришла очередь украинцев.

Как выбить фундамент из-под Кремля

Успешный этап "принуждения Путина к миру", проведенный на прошлой неделе, является лишь первым шагом в направлении выхода из кризиса.

До сих пор остаются без ответа два других важнейших вопроса –  какими инструментами разрешить уже зашедший чрезвычайно далеко крымский кризис, и какое наказание для Москвы будет адекватно де-факто содеянному Путиным – разрушению миропорядка, существующего в мире после окончания второй мировой войны?

Для того, чтобы найти на них ответы, мировому сообществу, прежде всего странам Запада, придется пересмотреть свою многолетнюю политику умиротворения России. И признать, что она где-то была ошибочной, способствуя тому, что Москва на постсоветском пространстве делала все, что ей заблагорассудится.

Пройдя опыт сделки с Западом по Грузии и проигнорировав выполнение "Плана Медведева-Саркози", Кремль расширил собственную географию действий.

Западу придется искать новые методы умиротворения Москвы. Фото mk-turkey.ru

Так, в списке поражений Запада, который закрыл глаза на "абхазскую аферу"-2008 Москвы, в 2013-ом появились Сирия и Сноуден.

Крым оказался следующим пунктом в применении российской практики "проверки боеготовности" Запада.

По вышеназванным причинам на этот раз у Запада, как в случае с Абхазией, не выйдет закрыть глаза на действия Кремля. "Крымский узел" не может быть разрублен с прямым применением военной силы – нужно срочно искать способы, как его развязать.

Поэтому, доказавшие свою действенность меры экономического давления Запада на Москву, будут продолжены.

Правда, в том виде и в тех объемах, в которых они были применены, эти санкции не заставили Россию признать власть в Киеве и пойти на деэскалацию конфликта в Крыму.

Для достижения успеха, эти санкции должны быть гораздо масштабнее и результативнее.

Поэтому после проведения референдума в Крыму 16 марта, уже на следующий день, 17-го, ЕС готовится объявить начала второго этапа санкций.

Он предусматривает визовые ограничения для высокопоставленных российских представителей и замораживание их зарубежных активов.

Список мер на семи страницах уже готов, сообщило 12 марта агентство Reuters. Пока неизвестно, коснутся ли санкции только политиков, чиновников и военачальников или они будут распространены также на близких к Кремлю олигархов.

Именно санкции против олигархов сработали в случае с Януковичем и предопределили падение его режима.

Правда, в российских условиях отстраненности олигархов от влияния на политическую жизнь, такого же скорого впечатляющего результата сами по себе санкции против олигархического окружения Путина не принесут.

Для достижения результата они должны быть распространены на две ключевые для Москвы сферы – энергетическую и финансовую.

Отказ Европы от российских энергоносителей стал бы непоправимым ударом по агрессивным амбициям Кремля.

Предпосылки для принятия такого решения имеются. Комиссар ЕС по энергетике Гюнтер Эттингер уже притормозил переговоры с российской стороной о прокладке газопровода "Южный поток".

Эттингер также сообщил, что после чрезвычайно мягкой зимы газохранилища в ЕС очень хорошо заполнены. К тому же в европейских нефтехранилищах имеются запасы на четыре месяца.

Вторым непоправимым ударом по "другому миру" Путина станут финансовые санкции против его надёжной опоры – крупнейших госкорпораций.

Это лишь в конструкциях кремлёвской пропаганды положение российских монополистов чрезвычайно устойчиво.

На самом деле долги российских компаний и банков, включая государственные "Газпром", "Роснефть", Сбербанк и ВТБ, перед иностранными кредиторами превысили 650 миллиардов долларов США.

Это существенно больше международных резервов РФ, которые к концу февраля снизились до 493 миллиардов долларов.

Если в ходе "войны санкций" российские компании и банки прекратят или хотя бы даже приостановят обслуживание своих долговых обязательств, они будут объявлены банкротами и на долгие годы окажутся отрезанными от международного рынка капитала.

После этого им можно будет поставить крест на любых крупных инвестиционных проектах в России, не говоря уже об инвестициях за рубежом.

Это то, чего меньше всего хочет российский президент. И поэтому можно ожидать, что после проведения референдума в Крыму и введения второго этапа санкций со стороны ЕС, Путин будет гораздо более договороспособен и конструктивен.

Андрей Миселюк, Институт социально-политического проектирования "Диалог" http://i-dialog.com.ua/, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде