Виктор Янукович вышел из истории

Мустафа Найем, УП — Пятница, 29 ноября 2013, 16:54

…В пятницу утром в главном зале Саммита Восточного партнерства собрались главы государств 27 стран Европейского союза. Официальная церемония должна была начаться с минуты на минуту. Но в зале все еще отсутствовали четверо: канцлер Германии Ангела Меркель, глава Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу, президент Европейского Совета Герман Ван Ромпей и президент Украины Виктор Янукович.

Накануне украинская делегация до глубокой ночи продолжала консультации и переговоры о возможных форматах завершения саммита. И теперь, когда до финальной точки оставались считанные минуты, интрига превращалась в триллер. И вот наконец двери открылись.

Виктор Янукович шагнул зал с широкой улыбкой на лице. Вслед за Януковичем зашла Ангела Меркель, затем Баррозу и Ромпей.

По залу и среди журналистов пробежал шепот. В это утро только эти четыре человека могли договориться о судьбе целой страны и теперь только они знали, чем закончилась эта эпопея.

ТАИНСТВЕННЫЕ МИЛЛИАРДЫ

Виктор Янукович приехал в Вильнюс не один. Его главным евроэмиссаром во время саммита называли первого вице-премьера Сергея Арбузова. Именно он был главным переговорщиком украинской делегации, от которого ожидали сигналов по смягчению позиции украинского правительства.

Многие еврочиновники полагали, что в противовес Николаю Азарову, господин Арбузов станет "добрым полицейским" в переговорах с ЕС.

Впрочем, Арбузов эти надежды всячески подтверждал. Он прибыл в Вильнюс на день раньше Януковича, отдельным бортом вместе с министром финансов Юрием Колобовым и министром энергетики Эдуардом Ставицким. В первый же день своего визита он стал одним из главных спикеров бизнес-форума.

Украинская делегация вошла в зал в сопровождении большой свиты охранников и помощников. Самого Арбузова по залу сопровождал личный охранник с неприлично выпяченной кобурой на поясе. Посадив шефа, он, не задумываясь, занял место Эдуарда Ставицкого, в результате чего министру топлива и энергетики пришлось наблюдать за дискуссией из глубины зала.

Форум открывал еврокомиссар по вопросам расширения Штефан Фюле. Уже с первых слов его выступление стало холодным душем для украинцев. Фюле заговорил о сумме, в которую украинские политики оценивают потери от подписания соглашения с ЕС.

- Цифра 160 млрд. евро, которые приводят некоторые люди в качестве оценки затрат Украины не пропорциональна и не заслуживает никакого доверия, - начал Фюле.

По информации "Украинской правды", европейцы до сих пор не получили от украинской стороны детальное обоснование этой цифры. В ответ на требование представительства ЕС в Украине МИД отправил электронное письмо, к которому были приложены расчёты Института экономического прогнозирования Валерия Гееца.

Что интересно, эти расчеты были датированы… сентябрем 2012 года. Однако за все годы переговоров эта сумма ни разу не была озвучена публично.

- Но эта цифра, даже если ее распределить на десять лет, составляет 10% от ВВП Украины в год! – возмущался Фюле. По его словам, эти оценки "глубоко  противоречат  опыту стран, которые ранее уже вступили в ЕС", и в которых общие затраты составляли всего несколько процентов ВВП в год.

Фюле явно был раздражен. По сути, это был первый публичный ответ европейцев на постановление правительства Украины о необходимости приостановить подготовку к подписанию Соглашения об ассоциации.

- Я разочарован тем, что финансирование, необходимое украинскими предприятиями для модернизации, указывается как потери, а не как инвестиции. Украинская экономика нуждается в огромных инвестициях, но это ведь не расходы! Единственные расходы, которые я вижу – это деньги на бездействие, которые приведут к застою экономики.

В этот момент на экране появился крупный план Сергея Арбузова в наушниках. Сзади него также неподвижно сидел внимательно слушающий охранник – тоже в наушниках.

- Для нас это разочарование. Но это разочарование не только для Европейского Союза, но и для всего народа Украины. Впрочем, наше предложение по-прежнему на столе. Соглашение об ассоциации готово для подписания, как только Украина будет готова, - завершил свое выступление Фюле.

Немного позже у Сергея Арбузова была возможность ответить еврокомиссару. В своих выступлениях вице-премьер всячески демонстрировал оптимизм, который на фоне всеобщего разочарования выглядело почти вызывающим.

- Сам наш приезд означает, что нам нечего бояться и мы готовы к любым вопросам.  Что касается Соглашения, я лично занимаюсь подготовкой его подписания последний год. И я уверен, что решение явно будет положительным. Мы найдем выход. Это наша судьба и наш выбор.

Несмотря на то, что украинский язык был признан одним из восьми официальных языков Саммита, вице-премьер Украины выступал на русском. Впрочем, ничего конкретного Арбузов не сообщил.

Кстати, во время выступления Сергея Арбузова в зале не было ни одного оппозиционера. Единственное, что было противопоставлено вице-премьеру – это два плаката, которые появились в зале во время его выступления. На больших листах ватмана маркером было написано: "Вы обещали подписать соглашение в Вильнюсе" и "Свобода дороже цены на газ". Один из плакатов держал член штаба Арсения Яценюка – Игорь Жданов.

Впрочем, Арбузова плакаты не смущали. Практически на все вопросы модератора он отвечал заготовленными фразами о необратимости европейского пути Украины и заверениями, что "завтра результат будет позитивный".

Уже после форума выяснилось, что уклончивые ответы Арбузова продиктованы тем, что украинская делегация продолжает вести переговоры о деталях подписания Соглашения.

В какой-то момент корреспонденту "Украинской правды" удалось преодолеть сопротивление охраны и все же задать Арбузову несколько вопросов.

- Сергей Геннадиевич, а насколько вам там было комфортно – чувствовать себя на фоне Молдовы и Грузии в роли плохого ученика?

- Нет, ну что вы! Я чувствовал себя прекрасно, потому что я знаю тему, - уверенно парировал вице-премьер.

- А чего вы вообще ожидаете от своего визита – ведь уже известно, что Соглашение не подпишут – об этом ведь четко заявил Николай Азаров, - не отставал журналист.

- Почему вы так решили? – удивился вице-премьер, будто впервые об этом слышит. -  Завтра будет саммит, и вы увидите: решение будет позитивным. Но как его сформулируют, и что в итоге мы решим, зависит от переговоров.

- Постойте, то есть переговоры все еще ведутся?! На этот момент до финала Саммита оставалось меньше суток.

- Однозначно! Я для этого и приехал.

- Но если верить правительству, вы фактически отказались от подписания Соглашения?

- Мы не отказывались, поверьте. Это просто следующий шаг.

- А с кем вы собираетесь говорить?

- Вот прямо сейчас - с господином Фюле.

- Но только что Фюле с трибуны заявил, что требования Украины о 160 млрд. евро компенсации не заслуживают доверия. О чем вы с ним собираетесь говорить?

Сергей Арбузов замолк на несколько секунд, но потом снова заговорил, еще более уверенно.

- Я буду работать с ним! Я буду работать и обосновывать эту цифру. Поверьте, для меня этот процесс не новый, я этим занимаюсь давно…

- А как вы вообще рассчитывали получить эти миллиарды?

- Почему получить? Это возвратные деньги. На общих основаниях. Мы знаем, куда их вкладывать, чтобы они вернулись.

- Но он обвинил вас в том, что вам эти деньги нужны для бездействия, а не для развития.

- Для развития! Я надеюсь, что он ошибся. Это для развития, поверьте, для развития и инвестиций.

- А откуда вообще взялись эти цифры? Почему они не звучали раньше?

- Мы постоянно об этом говорили. Просто вы об этом не знали. А когда соглашение уже было готово, а мы поняли, что мы к нему не готовы, мы приняли решение озвучить публично. То есть, нет такого, что мы спали-спали, а потом вдруг проснулись и заявили! Я последние полгода из Брюсселя не вылазил, и об этом постоянно говорил. Но когда стало понятно, что это переговоры, а не договоренности, стало понятно, что мы можем провалиться еще глубже. И мы озвучивали эти цифры, поверьте. Я могу назвать четыре фамилии, четырех еврокомиссаров, которые получали лично от меня эти документы.

- Вы готовы назвать эти фамилии сейчас?

- Да, конечно. Мы встречались с господином Дегухтом, с господином Фюле, с господином Левандовски и с господином Реном. И это было не один раз!

- Но представители ЕС в Украине заявляют, что у них нет официальных расчетов…

- Это вопрос к ним, – ответил Арбузов и скрылся в переговорной комнате.

Днем вице-премьер действительно встречался со Штефаном Фюле, где также присутствовал глава представительства ЕС в Украине Ян Томбинский.

Судя по всему, именно на этой встрече украинцам было предложено в качестве компромиссного варианта выступить с неким совместным заявлением глав стран ЕС, которое бы позволило всем сторонам сохранить лицо и при этом не закрывать дорогу для дальнейших переговоров.

По одной из версий, инициатива этого документа принадлежала польской делегации, которая в случае провала саммита, может понести наибольшие репутационные потери. Однако после нескольких часов переговоров эта инициатива не принесла никаких позитивных результатов – украинская сторона отказалась от предложенного документа. И именно стало причиной заявления Ангеллы Меркель о том, что она уже не рассчитывает на подписание Соглашения с Украиной.

Однако в действительности европейцы продолжили попытки договориться с украинской делегацией. До полуночи Виктор Янукович и его команда получили как минимум еще два предложения.

"ВИКТОР ЯНУКОВИЧ, СПАСИ ВАС ГОСПОДЬ"

Сам украинский президент прибыл в Вильнюс и появился на публике ближе к вечеру. Янукович вышел из машины на площади перед Дворцом Великих князей примерно в 20:45.

Он бодро прошагал по красному ковру, стараясь не обращать внимания на импровизированный Евромайдан украинцев в Литве.

- Виктор Федорович, какое у вас настроение? - спросил кто-то из журналистов.

- Нормальное, - ответил Янукович, подняв вверх большой палец.

- Не боитесь на банкет идти? – попытались продолжить диалог из толпы. Но президент больше не отвлекался от своего маршрута и даже не услышал угрожающее "Виктор Федорович, спаси вас Господь!" в спину.

К этому времени Виктор Янукович уже успел встретиться с главой Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу и президентом Европейского Совета Германом Ван Ромпеем.

Вместо запланированных 45 минут, встреча длилась полтора часа. По словам очевидцев, службы протоколов европейских лидеров несколько раз пытались прервать встречу. Но безуспешно.

Как сообщают источники, в ходе переговоров Виктору Януковичу был предложен еще один сценарий завершения саммита, инициированный уже совместно – польской и литовской делегацией при поддержке Германии.

Уже на самом ужине Янукович имел возможность в неформальной обстановке пообщаться с президентом Литвы Далей Грибаускайте и канцлером Германии Ангелой Меркель. Благодаря аппарату литовского президента, стали известны некоторые отрывки этих бесед.

В частности из обнародованного видео видно, как вначале встречи Ангела Меркель намекает Януковичу, что европейцы "ожидают большего, чем просто встречи".

Чуть позже оператор показывает, как Виктор Янукович в присутствии Дали Грибаускайте пытается объяснить госпоже Меркель всю сложность ситуации, в которой оказалась Украина.

- Экономическая ситуация в Украине очень тяжелая, говорит Янукович. – У нас очень большие угрозы. Я хочу, чтобы вы меня услышали: я три с половиной года в очень тяжелых условиях, с очень сильной Россией мы один на один…

Теперь, когда исход саммита уже известен, эти слова Виктора Януковича звучат как минимум странно.

ЧТО ПРЕДЛОЖИЛИ ВИКТОРУ ЯНУКОВИЧУ

В течение суток накануне саммита Украине было предложено как минимум два варианта компромиссного подписания Соглашения об Ассоциации от имени европейских делегаций.

"Füle papers"

Первый из них был озвучен Штефаном Фюле и условно называется "дорожная карта Фюле" или "Füle papers". В распоряжении "Украинской правды" оказалась копия этого документа.

План, предложенный Штефаном Фюле 

Помимо прочего, в этом проекте предполагается теоретическое участие в переговорах по урегулированию экономических вопросов российской стороны. Но как указано в документе, этот участие россиян не может быть институализирован, т.е. переговоры могут вестись лишь неформально, но их результаты могут быть учтены всеми сторонами.

Главный пункт "Füle papers" предполагает конкретные обязательства европейской стороны по компенсации потерь Украины от перехода на европейские стандарты. С одним лишь условием: вся вопросы касательно возможной финансовой помощи могут обсуждаться только в случае подписания Соглашения об ассоциации. При этом украинцам предлагается в качестве компромисса взять на себя обязательства по выполнению всех условий до следующего саммита Украина-ЕС в феврале-марте 2014 года.

По информации источников, к вечеру четверга украинская делегация отказалась вести переговоры на таких условиях. Главная причина – Виктор Янукович и его команда требуют зафиксировать финансовые обязательства европейцев до подписания Соглашения, а не после.

"Подпись в обмен на Тимошенко"

Второе предложение, было озвучено Виктору Януковичу во время встречи с

главой Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу и президентом Европейского Совета Германом Ван Ромпеем.

Суть его состоит в том, что Германия пошла на уступки польской и литовской делегаций и выразила готовность оказаться от ультиматума по вопросу о лечении Юлии Тимошенко. Достаточным условием для подписания называется любой сигнал со стороны Виктора Януковича о намерении решить эту проблему в ближайшее время.

Взамен Ангела Меркель потребовала неукоснительного выполнения Украиной всех остальных обязательств, а также отказ рассматривать какие-либо финансовые требования Украины до подписания Соглашения об ассоциации с ЕС.

По информации "Украинской правды", к полуночи украинская делегация отвергла и это предложение.

НОЧЬ В КЕМПИНСКИ

Виктор Янукович остановился в пятизвездочном отеле Kempinski Hotel Cathedral Square. Именно сюда он должен был прибыть после ужина с лидерами европейских стран.

В холле гостиницы президента ожидала большая делегация украинских и европейских чиновников. Среди прочего здесь без особого ажиотажа разгуливали Сергей Арбузов, министр иностранных дел Украины Леонид Кожара, министр топлива и энергетики Эдуард Ставицкий и еврокомиссар Штефан Фюле.

Первый вице-премьер спокойно ожидал президента, облокотившись об колонну.

- Что сейчас происходит?

- Они сейчас взяли паузу, думают. Впереди еще есть время.

- Но если вы не подпишите, Россия продолжит давление, как вы с этим справитесь?

- Будем посмотреть. Мы пока здесь. И рассчитываем на подписание.

- А как вы оцениваете шансы на подписание соглашения в данный момент?

- Сто процентов, - уверенно сообщил Арбузов.

- Вы сейчас серьезно?!

- Мы работаем над этим. Но давайте не обсуждать это до результата. Будет хорошо - будем радоваться, будет плохо - будем грустить.

- Что сейчас главное препятствие для подписания?

- Времени нет. Мы ничего не успеваем. Все наши поездки закончились одними разговорами. А надо было конечно получать от них бумагу, фиксировать результаты, обязательства и оговаривать сроки. Тогда бы мы сегодня имели результат. А так мы ездили, нам обещали, а в результате как студенты - ночью сдаем экзамены.

- А почему на переговорах сейчас нет Андрея Клюева – он же был главным переговорщиком по Соглашению?

- Андрей Петрович занят.

В этот момент в холл ворвался Виктор Янукович. На его лице по-прежнему светилась улыбка, он спокойно прошагал к лифту и исчез вместе с Арбузовым.

"МНЕ ГРУСТНО"

Украинскую делегацию взглядом до лифта провожала сдержанная улыбка еврокомиссара по расширению Штефана Фюле. Сидя в гостиничном баре, дипломат активно рассказывал Элмару Броку, какой шанс упускает Виктор Янукович, отказываясь подписать Соглашение.

Корреспондент "Украинской правды" застал еврокомиссара за встречей с главой украинского МИДа. После приветствия Леонид Кожара попытался вступить с Фюле в разговор.

- Мне больше нечего сказать, - оборвал министра господин Фюле.

- Давайте попробуем поговорить, - настойчиво попросил Кожара.

- Нет, дальше без меня, - снова отрезал Фюле.

Однако Леонид Кожара продолжал о чем-то просить еврокомиссара. В какой-то момент Фюле не выдержал и, невзирая на присутствие журналиста, выпалил:

- Приведите мне Арбузова, я с ним готов говорить. Но только с ним!

На этом диалог между чиновниками прекратился. Расстроенный Леонид Кожара покинул холл гостиницы и удалился.

Он категорически отказывался комментировать что-либо, стараясь при этом всем своим видом дать понять, насколько все удручающе в переговорном процессе.

- Я вам ничего не скажу, - ответил он на вопрос "Украинской правды" о шансах на подписание Соглашения. – Я просто не имею права, понимаете?

- Но вы хоть намекните!

- Не могу ничего вам сообщить, - заулыбался Фюле, демонстративно прикрывая рот ладонью.

- Ну, хорошо, не говорите нам факты, скажите, что вы чувствуете?

Штефан Фюле слегка улыбнулся и ответил одной сухой фразой:

- Мне грустно.

До церемонии подписания соглашений со странами восточного партнерства оставалось меньше девяти часов. Но как оказалось, они ничего не решали.

… В пятницу утром Виктора Януковича символично посадили рядом с представителями белорусской делегации. Членам украинской делегации не пришлось утруждать себя: с Украиной не подписали даже Соглашения о совместно авиапространстве.

Между тем, провал Вильнюсского саммита – это не просто очередной упущенный шанс.

В следующем году своих постов могут лишиться те европейские дипломаты, которые вели переговоры с Украиной о подписании Соглашения. Сменится также и председатель Совета Европы – место дружелюбной Литвы займет проблемная Греция. Вернуться в ту же реку не просто не удастся, а будет практически невозможно.

Для самого Виктора Януковича провал саммита – это потеря авторитета и доверия. Последний раз таким вниманием европейские политики удостаивали Украину только после Оранжевой революции.

Но если Виктор Ющенко "терял" свой вес пять лет, Виктор Янукович умудрился это сделать за одни сутки. И если вчера с его капризами мирились во имя геополитики, завтра его будут просто игнорировать.

Но самая большая проблема Виктора Януковича ждет внутри страны. Упустив возможность подписать Соглашение об ассоциации, почетный глава Партии регионов собственноручно подарил оппозиции идеальный стимул для мобилизации всего протестного электората.

И что самое важное: в 2015 Януковичу грозит встреча с 2004-м. Как и девять лет назад, у молодого поколения снова появился повод прийти к избирательным урнам. И их кумиром вряд ли будет лидер, укравший еще несколько лет их будущего.