Как захватили ТВi. документы

Сергей Щербина, УП — Вторник, 28 мая 2013, 13:07

Скандал вокруг ТВi стал одним из самых громких событий этой весны. 23 апреля оппозиционный телеканал был фактически захвачен.

Организаторы захвата пытались провести все по законам жанра, выставив свою охрану, взяв под контроль административное здание, назначив новое руководство и так далее. Более того, провозглашалась благородная цель - они якобы спасают СМИ от перехода под контроль власти.

Однако сделать все "чисто" не получилось. Организаторы не учли того факта, что телеканал - это не обычное предприятие. Журналисты, тем более оппозиционные, которые хорошо ориентируются как в политической жизни, так и в хозяйственных вопросах, потребовали объяснений.

В ответ на это новые владельцы и руководители ТВi фактически ввели цензуру. Следствием стало увольнение трех десятков журналистов и клиническая смерть бренда оппозиционного телеканала.

Эти печальные события сопровождались большой дозой юридической казуистики. "Старые" владельцы утверждают, что их фактически обокрала организованная группа, использовав поддельные документы. И все это происходило при полном молчании украинской власти.

Как известно, телеканал ТВi был основан еще в 2007 году двумя опальными российскими бизнесменами - Владимиром Гусинским и Константином Кагаловским. Управлять новым СМИ поставили отечественного медиа-менеджера Николая Княжицкого и российского журналиста Евгения Киселева.

Структура собственности телеканала от рождения не отличалась прозрачностью и понятностью.

Первый скандал вокруг ТВi вспыхнул в 2009 году. Гусинский якобы предлагал Кагаловскому покупать по завышенным ценам для трансляции на ТВi медиапродукты своей компании.

Кагаловский в интервью "УП" об этой ситуации рассказывал так: "Жизнь скорректировала его (Гусинского) амбиции, и его доля в телеканале уменьшилась с 50% в соответствии с действующим законодательством, до 1%".

Существуют разные мнения относительно соответствия законодательству этой манипуляции. Гусинский решил отстаивать свое право на телеканал в суде США. Летом прошлого года суд Нью-Йорка даже вынес промежуточное решение в его пользу. Сейчас дело в апелляционной инстанции. Интересно то, что Кагаловский "отжимал" Гусинского вместе с Княжицким.

В частности, в судебном решении указано, что они действовали совместно для того, чтобы "усыпить" Гусинского и размыть его долю.

Как бы то ни было, во времена Виктора Януковича ТВi стал едва ли не единственным оппозиционным телеканалом. Что, конечно, не прошло мимо внимания власти.

Сначала у телеканала отобрали лицензию на эфирное вещание. Затем - прислали налоговиков, выставили штраф, завели уголовное дело, в частности, против тогдашнего гендиректора Княжицкого, и начали выключать из кабельных сетей.

Одним из последствий "пресса" стало вхождение Княжицкого в Верховную Раду по списку Объединенной оппозиции. Уголовные дела тихо исчезли, а штраф налоговикам выплатили, собрав деньги "всем миром".

Здесь надо сказать, что ТВi никогда не был монстром телерынка. Фактически - это небольшой кабельный/спутниковый телеканал. Более того - безнадежно убыточный. Учитывая последний факт, создавалось впечатление, что для Кагаловского это больше хобби, чем бизнес.

Тем не менее, это был оппозиционный канал в стране, где телевидение давно превратили в инструмент манипуляции общественным мнением. Но 23 апреля произошло событие, которое способно навсегда перечеркнуть имидж оппозиционного и независимого телеканала.

Коротко ситуация выглядела следующим образом. Утром этого дня появилось сообщение об увольнении с должности гендиректора телеканала Натальи Катеринчук и назначении на эту должность журналиста Артема Шевченко. В этом же сообщении говорилось о появлении нового "инвестора" ТВi Александра Альтмана.

Уволенную Катеринчук и владельца ТВi Кагаловского новый менеджмент не допускал в здание телеканала. Публичную поддержку захвату обеспечивал нардеп Княжицкий, а юридическую - заместитель директора ТВi по правовым вопросам Олег Радченко, которому до последнего времени принадлежал 1% телеканала.

Кагаловский называет захват ТВi "спецоперацией", которую осуществили Княжицкий, Радченко и Альтман. "Духовными лидерами" названных людей он считает замсекретаря Совета нацбезопасности и обороны Владимира Сивковича и его руководителя Андрея Клюева.

Долгое время оставалось неясным, каким образом Альтман стал инвестором. Бизнесмен не считал нужным демонстрировать какие-либо документы, подтверждающие новый статус.

Структура собственности

Еще недавно, по данным Нацсовета по телевидению и радиовещанию, структура собственников ООО "ТелеРадиоСвит" (юридическое лицо телеканала ТВi) выглядела следующим образом: ООО "Международная Медиа Компания" - 7,40%, кипрская компания "Seradgill Holdings LTD" - 92, 60%.

ООО "Международная Медиа Компания" контролировалась рядом кипрских фирм. Среди них были те, бенефициаром которых Кагаловский был назван в решении суда Нью-Йорка по иску Гусинского. Также в том же решении Кагаловский назван опосредованным владельцем "Seradgill".

Константин Кагаловский и директор "Wilcox" Ортодоксия Никия. Фото Мустафы Найема

В сентябре 2012 года в состав акционеров ТВi вошла украинская компания "Медиа Инфо", которой владеет фирма из Британских Виргинских островов "Wilcox Ventures Ltd". На "Медиа Инфо" записали 43% телеканала за счет уменьшения доли "Seradgill".

А 11 апреля уже этого года стало известно, что "Медиа Инфо" сделали единственным владельцем ТВi. 99% этой фирмы принадлежало "Wilcox", которая контролируется Кагаловским, а 1% - Олегу Радченко, куму Владимира Сивковича.

Во время рейдерского захвата, Княжицкий в своем блоге опубликовал документы, свидетельствующие о смене владельцев "Медиа Инфо". Согласно им, у компании Кагаловского "Wilcox" есть только 5% телеканала, а 95% уже принадлежит английской фирме "Balmore Invest Limited".

Пикантности ситуации добавляло то, что согласно реестру фирм Великобритании, основателем и директором "Balmore" в то время была резидент Австралии новозеландского происхождения Рэйчел Эми Эриксон.

Однако 25 апреля Александр Альтман на пресс-конференции заявил, что именно он является конечным бенефициаром "Balmore". Во время того же общения с журналистами он рассказал, что получил курьерской почтой доверенность от компании "Wilcox", на основании которой передал "Balmore" 94% акций телеканала. Еще 1% ему переуступил Олег Радченко.

"Почему так получилось, что мне предложили стать инвестором канала... Инвестировать в канал можно, имея определенный контроль. Господин Радченко мне продал 1%. Плюс к этому каким-то образом мне передали доверенность на управление предприятием, проведение собраний, наверняка были какие-то определенные договоренности. Я совершил таким путем передачу акций", - сказал Альтман.

В свою очередь Кагаловский утверждает, что доверенность Альтмана является фальшивкой. Более того, в Украину прилетала номинальный директор "Wilcox", гражданка Кипра Ортодоксия Никия. Она также заявила, что не выдавала Альтману никаких доверенностей, а ее подпись подделана.

Каким же образом получилось переписать на "Balmore" 95% ТВi? В распоряжении редакции оказалась копия пакета документов, которые сделали возможной эту манипуляцию. В частности, та самая легендарная доверенность, которую Альтман якобы получил по почте.


Та самая доверенность

Как заявлял Кагаловский, вся манипуляция базируется на трех якобы поддельных документах. Сейчас, по его словам, эти документы вошли в уголовное расследование британской полиции, начатое против Альтмана и компании "Balmore".

Основных документов действительно три. По хронологии, первый - это доверенность от компании "Balmore" на имя кума Сивковича Олега Радченко, датированная 9 декабря 2011.

 
 

Этим документом, якобы подписанным тогдашним владельцем и директором английской компании Рэйчел Эми Эриксон, Радченко уполномочен действовать от имени "Balmore". Вместе с тем Кагаловский утверждает, что на этой доверенности стоит британский апостиль, который гласит, что документ действует только на территории Латвии.

Более того, Кагаловский продемонстрировал распечатку электронного письма от Рэйчел, которая утверждает, что у нее украли паспорт, и она не имеет никакого отношения к компании "Balmore". И вообще - простая австралийская одинокая мать. Получается, что паспорт у Рэйчел украли еще в 2011 году и до сих пор успешно регистрируют на него британские компании.

 Письмо Рэйчел

Следующий документ из этой цепочки - протокол собрания компании Кагаловского "Wilcox", на которую было записано 99% промежуточного владельца TBi - ООО "Медиа Инфо". Согласно документу, это "собрание" состоялось почти за месяц до захвата телеканала - 15 марта 2013.

Там якобы было решено продать долю "Wilcox" в "Медиа Инфо" в размере 94% по номинальной стоимости в 940 гривен. Название или имя покупателя не определены. Протокол был составлен от имени директора "Wilcox" Ортодоксии Никии.

 Решение "Wilcox"

Третий документ - центральный и самый скандальный. Это доверенность от "Wilcox" на имя гражданина США Александра Альтмана, выданная того же 15 марта 2013 и действующая до 12 августа 2022.

Этим документом, также составленным от имени Ортодоксии Никии, Альтман якобы был уполномочен решать вопросы, связанные с "реализацией любым способом путем отчуждения доли (долей) в уставном капитале ООО "Медиа Инфо", в размере 94%, что равно 940 украинским гривнам, по его собственному усмотрению любому лицу физическому или юридическому лицу во всем мире".

 Доверенность Альтмана

На основании этих документов был составлен договор купли-продажи доли в уставном капитале "Медиа Инфо", которому принадлежит ТВi. Договор был заключен между "Wilcox" и "Balmore" 18 апреля 2013 - за пять дней до физического захвата телеканала.

Документ, согласно которому доля телеканала была продана за 940 гривен, подписали Альтман и Радченко на основании указанных выше доверенностей.

И в тот же день был составлен протокол общего собрания "Медиа Инфо". Согласно нему, на этом собрании присутствовали Альтман от имени "Wilcox" и директор "Медиа Инфо", владелец 1% общества Радченко.

Этим протоколом были утверждены уступка Радченко своего процента в пользу компании "Balmore" и продажа компанией "Wilcox" 94% той же английской фирме. Формальные бумаги были составлены, и 23 апреля был установлен физический контроль над объектом.

Но, как известно, владелец "Wilcox" Кагаловский и номинальный директор фирмы Ортодоксия Никия утверждают, что никакие доверенности Альтману не выдавались. Более того, номинальный учредитель "Balmore" Рэйчел Эми Эриксон говорит, что не имеет никакого отношения к английской фирме.

"Украинская правда" попросила Кагаловского предоставить образец документа, подписанного Никией, для сравнения подписи. Выводы делайте сами:

Подписи Ортодоксии Никии

Английские фирмы

Что же было дальше? Напомним, директором и владельцем фирмы "Balmore" значилась австралийка новозеландского происхождения Рэйчел Эми Эриксон.

Как писал журналист Дмитрий Гнап, эта женщина возглавляет более двухсот фирм, очевидно исполняя роль номинального директора и учредителя. Более того, мировые СМИ утверждают, что Рэйчел является подругой и матерью троих детей новозеландца Яна Тейлора.

Последний создал огромное количество оффшорных компаний в Новой Зеландии. Отмечается, что услугами Тейлора пользовались мексиканские и колумбийские наркокартели, азиатские мафиозные группировки "Триады", несколько террористических сетей и даже правительство Северной Кореи.

В "биографии" фирм этого человека не обошлось без Украины. В частности, на новозеландскую "прокладку" Тейлора отгружала зерно скандально известная компания "Хлеб Инвестбуд". Последнюю связывали с министром АПК Николаем Присяжнюком и регионалом Юрием Иванющенко, более известным, как "Юра Енакиевский".

Но недавно стало известно, что схема владельцев ТВi была изменена. В середине мая в британском реестре фирм были опубликованы документы, свидетельствующие, что Рэйчел Эми Эриксон больше не является акционером и директором компании "Balmore".

Уставный фонд компании-владельца ТВi в 1 тысячу фунтов стерлингов, который принадлежал Рэйчел, 23 апреля был разделен между пятью новыми английскими фирмами - "Invest Info One", "Invest Rating Two", "Invest Media Three", "Invest Creative Four", "Invest Active Five".

Названные компании были зарегистрированы в Лондоне также 23 апреля. Как известно, утром в этот день в Киеве был физически захвачен телеканал ТВi.

Британские документы свидетельствуют, что эти компании основали интересные люди. Например, "Invest Info One" лично учредил уже упомянутый выше владелец новозеландской "стиральной машины" для "грязных" денег Ян Тейлор, гражданский муж Рэйчел Эми Эриксон.

"Invest Rating Two" и "Invest Media Three" учредил резидент Филиппинских островов Кинг Ховард Энрикез Кордеро из города Манила, 1986 года рождения. Упоминаний об этом человеке в интернете почти нет.

"Invest Creative Four" учредила новозеландка Анжелика Элизабет Лиллей. Об этом человеке можно найти упоминания в публикации новозеландской блогерской сети, посвященной деятельности Яна Тейлора. Анжелика Элизабет Лиллей называется в качестве нового "прокси-человека" сети Тейлора, на которого зарегистрировали более 80 компаний.

Ну а "Invest Active Five", последнюю фирму из нового списка владельцев "Balmore", зарегистрировала все та же Рэйчел Эми Эриксон. Круг замкнулся.

Но на следующий день после захвата телеканала, 24 апреля, все изменилось. Владельцем компании "Invest Info One", "Invest Rating Two", "Invest Media Three" и "Invest Active Five" стал лично Александр Альтман.

 

В настоящее время остается неясным, переписали ли на него фирму "Invest Creative Four". В британском реестре, по состоянию на 27 мая, соответствующие документы не опубликованы. Поэтому одним из владельцев ТВi пока можно считать новозеландку Анжелику Элизабет Лиллей, "прокси-человека" Яна Тейлора.

То есть, согласно британским документам, 95% ТВi, с помощью новозеландской "стиральной машины", почти полностью отошли новому инвестору на следующий день после фактического захвата телеканала.

Хроника захвата

9 декабря 2011

Директор "Balmore" Рэйчел Эми Эриксон выдает доверенность на имя Олега Радченко

15 марта 2013

От имени компани Константина Кагаловского "Wilcox" выдается решение о продаже 94% "Медиа Инфо"

Директор "Wilcox" Ортодоксия Никия якобы уполномачивает Александра Альтмана продать 94% "Медиа Инфо"

18 апреля 2013

Альтман и Радченко от имени "Wilcox" и "Balmore" подписывают соглашение о продаже 94% "Медиа Инфо"

Альтман і Радченко підписують протокол зборів, яким затверджується зміна власників "Медіа Інфо"

23 апреля 2013

Захват телеканала ТВі

Уставный фонд компании "Balmore" переходит компаниям "Invest Info One", "Invest Rating Two", "Invest Media Three", "Invest Creative Four", "Invest Active Five"

24 апреля 2013

Владельцем "Invest Info One", "Invest Rating Two", "Invest Media Three" та "Invest Active Five" стал Александр Альтман

"Украинская правда" обратилась за комментарием относительно всех описанных выше событий к Александру Альтмана. К сожалению, он отказался подробно отвечать на вопросы редакции.

"К сожалению, я не могу комментировать факты и домыслы, которые рассматриваются в судах по искам Кагаловского. Об уголовных расследованиях мне ничего не известно из каких-то или официальных источников, только заявления Константина", - сказал Альтман.

В то же время, комментируя вопрос о роли в событиях вокруг ТВi заместителя секретаря СНБО Владимира Сивковича, Альтман заявил: "Относительно господина Сивковича, судя по многочисленным интервью Кагаловского, Сивкович его давний приятель и советчик. Было бы более чем странно что-то обсуждать с Сивковичем по данной теме".

Также мы просили прокомментировать приведенные выше документы депутата от оппозиции, бывшего гендиректора ТВi Николая Княжицкого. Во время захвата ТВi он утверждал, что как нардеп проверял законность назначения нового менеджмента телеканала. Однако и Княжицкий не захотел комментировать эту тему.


"Дело в том, что я пообещал Арсению Яценюку, по требованию общественности, что я не буду в это вмешиваться и комментировать эти процессы. Все, что я говорил в то время, соответствует действительности", - сказал депутат.

Кроме того, "УП" обратилась за комментарием к действующему гендиректору ТВi Артему Шевченко, с назначения которого и началась вся история.

"Я был назначен на должность гендиректора телеканала директором ООО "Медиа Инфо" Олегом Радченко. Он занимал этот пост уже давно, и я был ознакомлен с протоколом собрания участников ООО "ТелеРадиоСвит" о собственном предназначении", - сказал он.

Олег Радченко и Артем Шевченко. Фото Мустафы Найема

"На основании этого протокола я приступил к исполнению обязанностей и законность моих действий до сих пор никто не обжаловал. Руководствоваться слухами и оценивать законность или незаконность действий тех или иных лиц в разных странах я не намерен", - подчеркнул Шевченко.

"К сожалению, некоторые стороны конфликта, за деятельностью которых мы, также как и вы, продолжаем наблюдать, по нашим данным, использовали коррупционные механизмы для получения некоторых документов незаконным путем и фальсифицировали материалы, предоставленные журналистам, судам, государственным органам", - добавил гендиректор ТВi.

Беспомощность

Ситуация вокруг ТВi очередной раз ярко продемонстрировала - словосочетание "частная собственность" в современной Украине является полной абстракцией.

Это событие было полностью замолчано властью. Ни один влиятельный чиновник не счел необходимым прокомментировать ситуацию вокруг оппозиционного телеканала. Фактически промолчали и лидеры оппозиции, ограничившись ритуальным заявлением о "корпоративном конфликте". А зря.

Дело даже не в сомнительных доверенностях, подлинность которых должны устанавливать эксперты. Более важным является то, что украинский актив захватывали с помощью людей, которые фигурируют в публикациях мировых СМИ в качестве номинальных организаторов грандиозной "стиральной машины" для грязных денег. Этакие "рижские бомжи" из Новой Зеландии.

Возникает логичный вопрос - а куда же смотрит финансовая разведка, экономический департамент спецслужбы, управление по борьбе с экономической преступностью и другие важные ведомства? Наивный вопрос, но его следует задавать.

Правы те, кто скажет, что за ТВi тянется шлейф несветлых дел с самого рождения телеканала. И "отжим" Гусинского Кагаловским и Княжицким является очень яркой иллюстрацией. Святых в этой истории нет.

Но можно этим оправдать откровенный захват телеканала? Является ли приличным для людей, которые называют себя защитниками демократии, использовать большевистский лозунг "грабь награбленное"?

Является ли приличным для людей, которые называют себя защитниками свободы слова, вводить цензуру и фактически выставлять на улицу десятки честных журналистов? Кажется, ответы очевидны. Как очевиден и тот факт, кому выгодно убийство единственного оппозиционного телеканала.