Мимо ЕС. 10 причин того, почему договор об ассоциации Украина-ЕС не будет подписан в 2013 году
Прошедший 25 февраля в Брюсселе саммит Украина-Евросоюз не ставил перед собой задачу дать ответ на вопрос: будет подписан договор об ассоциации между Украиной и Евросоюзом на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе в ноябре 2013 года или не будет.
Главной задачей, которую перед собой ставили и успешно решили европейцы, было обозначить весь перечень необходимых условий для подписания договора в личном общении президенту Януковичу.
Именно поэтому встреча президентов Европейского совета Германа Ван Ромпея и Европейской комиссии Жозе Мануэля Баррозу с Януковичем продолжалась более двух часов вместо запланированных 20 минут.
Эти требования были сформулированы еще в прошлом году – на заседании Совета министров иностранных дел ЕС в Брюсселе 10 декабря, а в феврале этого года переданы еврокомиссаром Штефаном Фюле премьеру Азарову.
При этом Фюле озвучил необходимое и достаточное условие для того, чтобы договор об ассоциации был подписан в декабре 2013-го – выполнить весь пакет требований ЕС: "Это не тот случай, когда вы с вишни срываете только те ягоды, которые вам нравятся. Это пакет требований, и вы не можете выбирать – это мы выполняем, а это – нет. Пока не выполнены все требования, считается, что не выполнено ни одно".
"Формула Фюле" и является ключом к ответу на вопрос: подпишет ли Украина договор об ассоциации в Вильнюсе.
Ответ известен уже сейчас – нет, не подпишет. Потому что Евросоюзу нужны не отдельные, частные уступки, а выполнение всего комплекса требований. Часть из которых Киев отказывается выполнять, а часть – не может.
Наверняка ЕС к невыполнению Украиной всего комплекса требований в сжатые сроки готов. И в брюссельских учреждениях уже разрабатывается "План Б" по развитию отношений с Украиной на тот случай, если в мае наша страна не сдаст успешно "кандидатский минимум".
Тогда наработки "Плана Б" станут полноценным "Планом А" для выстраивания отношений с Украиной.
Как сознался посол Украины при ЕС Константин Елисеев, официальный Киев не готовит аналогичного плана по отношению к ЕС. Что, в общем, не удивительно – нынешняя украинская власть предпочитает решать задачи только в режиме с сегодня на сегодня.
И на словах признавая, что договор в Вильнюсе либо будет подписан, либо нет, продолжает обманывать саму себя уверениями, что ЕС никуда не денется от такой важной и даже ключевой для его выживания страны как Украина.
Между тем, для подготовки оптимальной стратегии реагирования в мае этого года официальному Киеву стоит непредвзято оценить ситуацию в комплексе, чтобы понять, во-первых, где находится в данный момент Украина на пути к ассоциации с ЕС. Во-вторых, просчитать все основные варианты развития событий. В третьих, основательно подготовиться как к позитивному, так и негативному варианту развития событий.
На наш взгляд, существует целый ряд объективно не преодолимых препятствий для того, чтобы Украина и Евросоюз подписали в ноябре 2013 года договор об ассоциации.
Приводим главные десять причин, делающих не возможными подписание этого договора. Часть из них находится в компетенции Украины, часть – Евросоюза.
Неспособность официального Киева в сжатые сроки выполнить минимально необходимый объем работы хотя бы в двух направлениях из трех приоритетных для подписания соглашения об ассоциации.
Во-первых, полностью прекратить практику избирательного правосудия, а не ограничиться освобождением из тюрьмы лидеров оппозиции Юлию Тимошенко и Юрия Луценко.
Во-вторых – провести в соответствии с требованиями Евросоюза политические реформы, определенные в Повестке дня ассоциации Украина-ЕС: конституционную, судебную. А ведь есть же еще и третье направление – реформа избирательного законодательства, где одними заявлениями и декларациями о намерениях исправить ошибки будет не достаточно.
ЕС действует по принципу "больше за большее". И чем больше уважения к общим ценностям и политической воли к осуществлению реформ демонстрирует страна, тем на большую поддержку со стороны ЕС она может рассчитывать.
Украина же настаивает на подписании договора об ассоциации с ЕС, не предпринимая реальных действий по изменению законодательства и механизма функционирования государства в соответствии с принципами Европейского сообщества.
Неспособность украинской власти проводить системную и качественную работу для реализации содержательных кардинальных преобразований, зафиксированных в Согласованной повестке дня Украина-ЕС.
Вместо такой работы официальный Киев ограничивается декларациями и отдельными бессистемными уступками, в своем понимании, перед Евросоюзом.
Отсутствие у официального Киева понимания того, что соглашение о глубокой и всесторонней зоне свободной торговли является не главным предметом ассоциации между ЕС и Украиной, а производной выполнения всего комплекса условий этой ассоциации.
И в первую очередь, прогресса в законодательстве, проведении политических реформ, улучшения инвестиционного и бизнес-климата.
Однако вместо укрепления политической связи с ЕС, работы по приведению к стандартам Евросоюза норм и правил общественно-политической жизни в Украине, руководство страны озабочено получением кратчайшего пути к рынкам стран Европы.
Недостаточный временной период для проведения необходимых процессуальных процедур внутри Евросоюза с положительным для Украины результатом.
Фактически у Украины есть три месяца для выполнения всего необходимого объема работ, поскольку уже в июне пройдет очередное заседание Совета по вопросам сотрудничества Украина-ЕС. В то время как процессуальные и бюрократические процедуры в ЕС сложны и растянуты во времени.
Принципиальная невозможность подписания Евросоюзом договора со страной, не придерживающейся на практике основных политических принципов европейского сообщества.
Как минимум часть, если не большинство стран Евросоюза не пойдут на подписание договора/наложат вето на договор об ассоциации со страной, в которой не соблюдаются основные демократические права и свободы – собраний, СМИ, свободного волеизъявления граждан на выборах, преследуются лидеры оппозиции, происходят манипуляции с судами и так далее.
Не способствующая подписанию договора внутриполитическая ситуация в ЕС, в частности, проведение парламентских выборов в Германии в сентябре 2013 года.
В условиях избирательной кампании руководство Германии не пойдет на такой противоречивый для граждан их страны шаг, как подписание соглашения об ассоциации, включающем глубокую и всестороннюю зону свободной торговли с Украиной. При этом позиция Германии для формирования общего решения ЕС по ассоциации с Украиной будет определяющей.
Отсутствие у Украины в Евросоюзе последовательных влиятельных лоббистов – такого уровня, как Германия или Франция, способных существенно повлиять на позицию других стран Евросоюза.
Еврокомиссия не станет рисковать своей репутацией – не будет обращаться к странам- членам ЕС за мандатом на подписание Соглашения об ассоциации с Украиной, поскольку на момент потенциального обращения вряд ли будут обеспечены четкие и убедительные доводы для подписания данного договора об ассоциации.
Отсутствие у украинской власти возможности повлиять на решение ЕС с апелляцией к четко обозначенному европейской стороной и выполненному Украиной подробнейшему пошаговому перечню мер с конкретными сроками – решение Евросоюза по ассоциации с Украиной будет сугубо политическое.
Отсутствие системной работы и заметных успехов по внедрению стандартов Евросоюза хотя бы в отдельных секторах в Украине.
К таким успехам могла бы апеллировать Еврокомиссия, обращаясь к правительствам стран-членов ЕС за мандатом на подписание Соглашения об ассоциации с Украиной.
Правы те, кто называет шанс подписать договор об ассоциации с ЕС в Вильнюсе уникальным.
У Украины была реальная возможность запустить процесс кардинальных преобразований во всех важнейших сферах жизни страны. "Была" – потому что даже для такого запуска нужна огромная и долговременная работа внутри страны, внутри украинского общества.
Эту работу нельзя выполнить за несколько месяцев. И, пожалуй, единственный позитив от стоп-кадра нынешних отношений Украины и ЕС будет в том случае, если в стране найдутся, наконец, такие политические силы, которые запустят этот маховик и будут без перерывов поддерживать его движение.
Чем раньше начнется такая работа – тем будет лучше для страны.
Андрей Миселюк, Институт социально-политического проектирования "Диалог" , для УП