Страна "разбитых окон"
В разгар кризиса 1998 года в Южной Корее правительство обратилось к населению с призывом сдать золото и драгоценности для наполнения валютных резервов страны. И миллионы корейцев буквально выстроились в круглосуточных очередях для того, чтобы наполнить пустую казну государства.
В общей сложности 3,5 миллиона человек сдали 227 тонн золота на сумму около 2,2 миллиардов долларов. Это сразу укрепило золотовалютные резервы государства.
Драгоценный металл помог банкам и другим финансовым структурам удержаться на плаву, пока МВФ не выделил нужные кредиты. Государство пообещало вернуть деньги с процентами, но многие вполне сознательно отдали свои драгоценности просто так.
Эти средства позволили уберечь экономику от коллапса и чуть позже вернуть взятый заем каждому гражданину. Те, кто принял участие в столь нетривиальном спасении собственной страны, получили не только выгоду, но и всеобщее уважение и почет.
Возможно ли такое в сегодняшней Украине? Это вопрос, на который трудно ошибиться с ответом. Конечно же, нет.
Уровень доверия украинского общества к политикам катастрофически низок. Причем не только к тем, кто сейчас управляет страной, но и к тем, кто на власть только претендует.
В ситуации, когда каждый сам за себя, сделать что-то масштабное сообща, например, спасти идущую на дно экономику – невозможно.
На чем должно базироваться доверие к политикам и управленцам? Безусловно, на вполне очевидных вещах – последовательности в действиях при достижении ранее заявленных целей и программ, чистоте репутации и бережливому к ней отношению, реальному патриотизму, а не амбициям, которые зациклены на собственном кармане.
Не трудно заметить, что ни одна из этих составляющих не пользуется почетом у большинства в украинском политикуме.
Что, собственно, и является краеугольным камнем проблемы, которая продолжает разрушать украинское государство в экономическом измерении, а общество – в морально-этическом.
В сегодняшней Украине явственно ощущается то, что английские ученые Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг назвали действием "теории разбитых окон". Согласно этой теории, если кто-то разбил стекло в доме, и никто не вставил новое, то вскоре ни одного целого окна в этом доме не останется, а потом начнется мародерство.
Строго говоря, несоблюдение окружающими одних правил может подталкивать людей к нарушению других.
Политики не дорожат собственной репутацией у избирателя. Они знают: риски всегда можно обойти окольным путем – подачками на выборах, скупкой голосов, административным давлением.
Украинское общество, в свою очередь, так и не научилось выставлять счета политикам, аппетиты которых к мародерству, согласно той самой теории разбитых окон, только растут.
На сегодняшний день социально-экономическая депрессия в стране усугубляется еще и ощущением политической безнадеги. И дело не только в том, что не работает заблокированная Рада.
Гигантский социальный разрыв между условными Межигорьями и трущобами, по идее, должен увеличивать не только неприятие власти, но и поддержку оппозиции. Если бы в действиях нынешних оппозиционеров просматривалась вполне понятная программа и стратегия действий, то ее бы поддержало и общество, возможно, даже на улицах.
Но на деле украинскому гражданину некому довериться в политическом смысле, ведь он прекрасно понимает, что подавляющее большинство оппозиционных деятелей так же далеки от народа, как и представители власти.
Оглушительное крушение надежд на команду оранжевой революции, скандалы из разряда "за гранью", как, например, инциденты с депутатом-убийцей Лозинским или судьей-взяточником Зварычем, в конце концов, несправедливость прогнившей насквозь коррупционной системы, с которой ежедневно сталкивается практический каждый гражданин, снизили болевой порог общества, притупили его восприимчивость.
Несогласие с происходящим, которое еще не так давно несло энергию изменений, после многих бесплодных попыток превратилось в тотальное неверие и замкнутую агрессивность.
Все это понятно из разговоров на улицах, на кухнях и в соцсетях, из впечатлений от общения с людьми, которые живут здесь, рядом, в одном городе и в одной стране. Наверное, поэтому сейчас явственно видно и снижение публичной активности гражданского общества, не аффилированного с политическими партиями.
Очередные надежды, связанные с обновлением парламента, довольно быстро сменились ощущением безысходности. Копошащаяся вокруг трибуны Рады масса выглядит одинаково серой и одинаково бесполезной.
Общество уже наелось политикой и попросту не видит различий между представителями власти и оппозиции. Притом, что сами политики постоянно стирают грани тех принципов, на которых, по идее, они и должны строить такую хрупкую вещь, как доверие.
Взять самый свежий пример – заявление Петра Порошенко о том, что он будет баллотироваться в мэры Киева. Экс-министр экономики в правительстве Януковича свободно говорит о том, что рассчитывает на поддержку оппозиционных сил и рассуждает о высоких шансах на победу.
К слову, Порошенко – один з тех политиков, которые уже успели совершить даже не один, а два оборота вокруг политической оси. Начав свою карьеру в СДПУ(о) и став потом одним из основателей Партии регионов, позже магнат ушел в оппозицию и играл одну из ключевых ролей в команде Виктора Ющенко.
Будучи скандально уволенным с ярлыком "любого друга", Порошенко после длительного политического затишья был завербован в "донецкое" правительство, а теперь пытается снова реализовать свои амбиции вместе с оппозицией.
Интересно, что еще в ноябре "Батькивщина" обращалась к Порошенко с требованиями пресечь фальсификации в пользу его соратника Домбровского, а теперь вовсю возмущается тем, что у того пытаются отобрать депутатский мандат через суд.
И попробуй теперь пойми, то ли Порошенко работал в правительстве Януковича в качестве агента оппозиции "под глубоким прикрытием", то ли, как успели предположить некоторые СМИ, наоборот, является кандидатурой, получившей благословение на мэрство в столице от самого президента.
Что более явственно, чем подобные "договорняки", может указывать на то, что и власть, и оппозиция, несмотря на публичное жесткое противостояние, вполне могут быть заодно, например, в вопросах распределения должностей?
Политические эксперты уже вовсю говорят о том, что именно Порошенко может стать компромиссной фигурой и для власти, и для оппозиции в условиях, когда Попову после зимнего инфраструктурного коллапса в столице уже ловить, как говорится, нечего.
Разрушение дорог столицы можно было бы объяснить метеоритными дождями, но Киеву не повезло как Челябинску с вмешательством из космоса. И киевляне этого кошмара власти не простят.
С другой стороны, наличие такой "бесконфликтной" кандидатуры – это одно, а реальная польза для города – совершенно другое.
Хоть Порошенко и сумел нажить огромное состояние, но, скажем, облагородить территорию вокруг "Ленинской Кузни" миллиардеру за долгие годы так и не удалось. Ям в асфальте и тех самых "разбитых окон" во владениях Порошенко всегда было в достатке и никуда они не делись до сих пор.
Или еще один важный момент: Какие слова найдет для избравших его с одним из лучших результатов по стране (71, 52% голосов) винничан независимый кандидат накануне похода в мэры столицы? Неужели жителям округа на Винничине очень повезет, и его территорию присоединят в качестве нового административного района Киева?
Подобные, лежащие на поверхности темы являются лишь частью многочисленных иллюстраций процессов, которые происходили и происходят в украинской политике.
При желании их можно найти практически на каждом шагу. У оппозиции, потратившей много сил на выборах чтобы поделить политическое поле на "черное" и "белое", а политиков на "хороших" и "плохих", в итоге прекрасно получается эти же краски размывать, делать различия незаметными.
Соответственно и откладывать вопрос восстановления доверия со стороны украинских граждан, как всегда, на потом. А ведь такими темпами может настать момент, когда "вставлять новые окна" будет уже поздно, потому что от дома не останется даже фундамента.
Денис Денисенко, Центр политического консалтинга, для УП