В кавычках и без: свобода по-украински
Парламентские выборы 2012 не только принесли массу негодующих вопросов, но и фактически поставили точку в одном любопытном эксперименте.
Подходит к концу многолетний опыт по выведению национал-либерального гибрида. Как и следовало ожидать, более слабая составляющая не вынесла скрещивания.
Свобода, воспетая Джоном Локком и Фридрихом фон Хайеком, пятится назад, сдавая и без того хлипкие позиции. Ей на смену приходит "Свобода" в кавычках, антилиберальная во всех возможных отношениях.
Показателен состав избирателей, поддержавших партию Тягнибока. Среди них преобладает не какая-нибудь отсталая чернь: 48% проголосовавших имеют высшее образование. Последний либеральный бастион – офисная интеллигенция – дал глубокую трещину.
Конечно, "недобитые либералы" все еще шевелятся и по-прежнему грезят о каких-то политических проектах. Но на деле любой украинский политик, заигрывающий с либеральным электоратом, берет его лишь в нагрузку – как неходовой товар. Избегая конкретики, туманные Тигипки-Клички позволяют верить в свой либерализм, но одновременно охмуряют избирателей с противоположным мировоззрением. Оно и понятно: партия, ориентированная исключительно на либеральную аудиторию, наверняка провалится.
Что поделаешь, если трепетное отношение к личности и собственности в Украине так и не прижилось?
Было бы ошибкой сетовать на рабскую натуру украинцев – мол, кругом одни холопы-мазохисты, которых хлебом не корми, дай только оковы и кнут. Совсем наоборот, вольнолюбие у нас бьет ключом!
Но жажда свободы и либеральные ценности – это не одно и то же. А граждане, озирающиеся по сторонам в поисках доморощенного фюрера, не стремятся к неволе. Все намного сложнее и глубже.
Начнем с того, что ярые противники либерализма становятся ситуативными либералами, когда дело касается их самих.
Убежденный сталинист верещит о свободе слова, если кто-то мешает ему прославлять Отца народов.
Воинственный националист вопит о гражданских правах, как только его настигает милицейская дубинка.
Закоренелый совок кричит о рыночных отношениях, стоит лишь ввести в кинопрокате принудительный украинский дубляж.
Православный фундаменталист возмущается притеснением личности, ежели притесняют верующих.
Деспотичный политикан беспрестанно вспоминает о Конституции, оказавшись в оппозиции.
Всем этим людям очень дорога свобода – только не чужая, а своя собственная. И жесткий порядок, о котором они мечтают, по умолчанию не может их в чем-то ущемить.
Человек, поддерживающий борьбу с инакомыслием, уверен, что ему ничто не угрожает: ведь сам он мыслит, как надо.
Гражданин, требующий справедливого передела собственности, убежден, что его собственность не пострадает: он ведь владеет ей по справедливости.
Ратующий за цензуру полагает, что ему строгие цензоры не страшны: он ведь и так читает и пишет правильные вещи.
Тоскующий по массовым расстрелам твердо знает, что его самого репрессии не коснутся: это ведь для плохих, а он хороший.
Ну а сторонник тотального контроля над экономикой не рассчитывает, что когда-нибудь его заставят платить 15% сбор с продажи кровных долларов.
Авторитарные грезы сродни известному анекдоту: "А если они нас побьют? – А нас за что?" То бишь, призывая диктатуру, украинец вовсе не намерен в чем-то себя ограничивать и чем-то жертвовать.
Напротив, в либеральном обществе жертвы неизбежны – ведь либерализм зиждется на постоянных компромиссах. Окружающие не лезут в твою жизнь, но и ты вынужден их терпеть. Ты беспрепятственно высказываешь свои мысли, но приходится выслушивать и чужие.
Чтобы получить доступ к желаемым благам, необходимо предложить рынку равноценные блага. Руками можно размахивать лишь до тех пор, пока рядом не появится чей-то нос. Сплошные ограничения и стеснения!
Вполне естественно, что вольнолюбивому украинцу либеральные ценности не нужны. Гнилой либерализм сужает твою собственную свободу, заставляя считаться с правами других людей, с их неприкосновенной собственностью, с их вкусами и предпочтениями, совсем не похожими на твои. Оно тебе надо?
В плане личного раскрепощения железная рука выглядит гораздо перспективнее.
Поскольку сам ты хороший и правильный, она тебя ничуть не стеснит, зато разберется с козлами, мешающими тебе вольготно жить.
С теми, кто путается под ногами, неправильно думает, неправильно одевается, говорит на неправильном языке, смотрит неправильные фильмы, неправильно распоряжается своими доходами. Шагу нельзя ступить из-за этих паразитов!
Но авторитарная власть решит проблему – расквасит чужие носы, не позволяющие тебе свободно махать руками, и распотрошит чужие карманы, куда тебе почему-то закрыт доступ. Ты станешь по-настоящему вольным человеком…
"Я хочу жить так, как хочу. Для этого другие должны жить так, как хочу я". Вот формула абсолютной свободы, столь притягательной для потомка казаков и гайдамаков.
Достичь ее можно только авторитарными методами. Лишь грубая сила позволяет свободно подгонять окружающий мир под себя, беспрепятственно перекраивать его в соответствии со своими запросами.
У развитого человека запросов больше, поэтому сознательная интеллигенция часто тяготеет к авторитаризму – что мы и видим на примере Украины. Примитивному обывателю достаточно жить за счет других, без ограничений потребляя материальные блага. Требовательному интеллектуалу этого мало – он хочет, чтобы ничто не мешало ему переделывать чужие мозги по своему вкусу.
Итак, причины, побуждающие свободолюбивых граждан тосковать по сильной руке, ясны и понятны. К сожалению, есть одна досадная загвоздка. Сильная рука – это не джинн из лампы, не имеющий иных мотиваций, кроме служения гражданину Петренко или гражданину Иванову.
За государственной мощью скрываются вполне самостоятельные личности, которым тоже нужна свобода. В этом отношении украинские руководители не отличаются от рядовых соотечественников.
История независимой Украины пронизана ожесточенной борьбой за волю, и эпицентром этой борьбы стали Печерские холмы. Все наши лидеры стремились к максимальному раскрепощению. Виктор Андреевич оказался слишком слаб, Юлии Владимировне помешал некстати грянувший кризис, зато у Виктора Федоровича получилось.
Президентство Януковича – это триумф украинского вольнолюбия. Виктор Федорович делает все, что хочет, а другие вынуждены делать то, что хочет он.
Чудесная мечта стала явью – правда, не для гражданина Петренко или гражданина Иванова, а для президента Украины. Такова уж абсолютная свобода, основанная на принуждении других людей: о ней грезят многие, но почему-то достается она лишь высокому начальству, распоряжающемуся силовыми рычагами.
Впрочем, вольнолюбивый украинец не унывает. Он знает, что надо делать. Необходима еще более твердая и жесткая рука – например, закавыченная "Свобода". Уж она точно не обманет надежд и, наведя порядок, принесет раскрепощение именно тебе, а не влиятельному дяде с Печерских холмов.
И вот тогда настанет счастливая привольная жизнь!
Мечтать о ней гораздо приятнее, чем отстаивать куцую либеральную свободу, заведомо ограниченную свободами твоих ближних.