Социологический конвейер Натальи Королевской

Мустафа Найем, УП — Вторник, 9 октября 2012, 16:46

Если в ближайшие годы в Украине будет написан современный учебник по истории политологии, партия Натальи Королевской "Украина – Вперед" заслуженно претендовать на целую главу, а то и раздел.

За сравнительно короткий промежуток времени - с конца осени минувшего года и до сегодняшнего дня - госпоже Королевской удалось сконцентрировать в одном штабе практически все архаизмы избирательных гонок в истории Украины. Начиная от десанта в чужой партии, агрессивной медиакампании, демонстративного ангажирования звезд - и заканчивая удивительными открытиями в области социологических опросов.

Еще в прошлом месяце первой отличилась "Комсомольская правда в Украине". В материал без какой-либо маркировки появилась публикация результатов социологических исследований, согласно которым "Украина - Вперед" набирала 6,7%. Как утверждал автора, партия Натальи Королевской "уверенно проходит в парламент".

Авторами социсследования выступили специалисты агентства "Нью Имидж Маркетинг Групп". Как указано на официальном сайте компании http://newimage.org.ua/, основной вид деятельности ООО – маркетинговые исследования и BTL.


Между тем, прошлый опыт компании в области социологии позволяет предположить, что собственно BTL у них выходит намного лучше. Вот лишь несколько примеров "исследований" "Нью Имидж Маркетинг Групп" за прошедшие годы.

2008 г., досрочные выборы мэра Киева

На киевских выборах, "Нью Имидж Маркетинг Групп" активно сотрудничала с Николаем Катеринчуком. В своих пресс-релизах компания раз за разом акцентировала внимание на "консолидации электората Катеринчука" и позиционировали его (а не, к примеру, Александра Турчинова или Владимира Кличко) "как главного оппозиционного кандидата".

Опросы "Нью Имидж Маркетинг Групп" "показывали", что господин Катеринчук набирает не менее 16% голосов. По результатам выборов Катеринчук набрал в почти четыре раза меньше.

 

2009 г., президентские выборы

На последних выборах главы государства харьковские "социологи" активно поддерживали нынешнего главу Верховной рады Владимира Литвина.

Начиная с сентября 2009 года, авторитет и рейтинги спикера парламента росли как на дрожжах. В ноябре "исследования" компании показали, что из всех кандидатов в президенты, спикер парламента обладает самым большим объемом знаний и опыта для управления страной.

Немного спустя Владимир Михайлович ворвался в четверку лидеров.

И, наконец, в декабре спикеру объявили, что по результатам  первого тура он наберет 6,9% голосов и займет твердое третье место после Януковича и Тимошенко. Напомню, по результатам первого тура, господин Литвин занял седьмое место с 2,35%.  Кстати, Сергей Тигипко и Арсений Яценюка в пресс-релизах компании даже не упоминались (!). Видимо, чтобы не смущать клиента, их рейтинги никто не замерял.

2010 г., выборы мэра Харькова

В день выборов мэра Харькова компания "Нью Имидж Маркетинг Групп" оказалесь единственной, кто в своих экзит-полах присудил победу Геннадию Кернесу. Две другие компании, проводившие опросы – "GFK-Ukraine" и "Savik Shuster Studio" называли победителем Арсена Авакова.

По всей видимости, на этих выборах "Нью Имидж Маркетинг Групп" не будет отступать от традиций, и уже скоро "Комсомольская правда в Украине" сообщит о новых успехах партии "Украина - Вперед" по версии харьковских BTL-щиков.

Всего нам удалось обнаружить, как минимум пять компаний, под чьими брендами публикуются сомнительные результаты социологических опросов в пользу штаба Натальи Королевской:

- "Нью Имидж Маркетинг Групп"

- Студия коммуникаций "Politlab"

- Агентство социальных коммуникаций

- Агентство социологических и маркетинговых исследований "Демоскоп"

- Институт исследований регионального развития Украины

Все эти структуры малоизвестны в среде социологов. Самую большую славу получил Институт исследований регионального развития, чьи данные показали телеканал "Интер" и гостелевидение - Первый национального.

Правда, после скандала среди социологов провластным каналам пришлось отказаться от распространения явно ошибочных данных. И чтобы как-то оправдать ситуацию, в одном из выпусков "Большой политики" Евгений Киселев вспомнил историческую ошибку компании Gallop, неверно предсказавшую исход президентских выборов в США в 1948 году.

Кроме того, все эти компании имеют мало общего с социологией. К примеру, на сайте Студии коммуникаций "Politlab", обещающая Наталье Королевской 6,9%, нет даже упоминаний о каких-либо исследованиях.

 

 

Зато удалось выяснить, что креативный директор компании - Светлана Кушнир - ранее работала в "Институте практической политики". В свое время эта компания организовывала презентацию книги Дмитрия Чобота "Макуха, або політичний портрет БЮТ", в которой, кроме прочего, утверждается, что дедушкой госпожи Тимошенко был некто Капительман Абрам Кельманович.

Еще одна интересная компания в этом перечне – "Демоскоп" - оказалась единственной на рынке, кто утверждает, что по итогам выборов КПУ займет третье месте среди партий, прошедших в Раду.

ШТАБНЫЕ СЛЕДЫ

Однако цифры – пусть даже удивительные и выбивающиеся из общего фона – не единственное доказательство того, что эти компании работают сообща. У нас есть все основания полагать, что и публикацией данных этих компаний управляет одна и та же структура.

Мы проанализировали официальные пресс-релизы всех этих социологических служб и обнаружили несколько необычных сходств.

Во-первых, все они приписывают партии "Украина - Вперед" примерно одну и ту же цифру поддержки: 6,7%, 6,9%, 6,5%, 6,4%, 6,5% - соответственно.

Во-вторых, все эти структуры опрашивают примерно одно и то же количество респондентов: 1200, 1400, 1500, 1600 и 1600 – соответственно.

В-третьих, независимо от количества респондентов, все компании указывают одну и ту же погрешность в 3%. Хотя простой математический расчет показывает, что если количество респондентов отличается на 30% (например, 1200 и 1600), погрешность одинаковой быть не может априори.

И самое главное. Все эти компании в справке к своим пресс-релизам указывают одну и ту же (!) формулировку: "В ходе исследования использовалась вероятностная случайная выборка, равнонаполненная по областям, которая отображает структуру населения в городах и селах Украины по полу и возрасту".

 
 
 
 
 

 

Это НЕ стандартная фраза. Мы опросили ряд социологов на рынке, и ни один из них не смог объяснить происхождение этой фразы. Впрочем, некоторые эксперты затруднились объяснить даже ее смысловую нагрузку.

Еще раз подчеркиваем: это НЕ общепринятая в среде социологов формулировка, которую, к примеру, принято добавлять ко всем отчетам исследований.

А чтобы убедиться, что эта фраза была придумана исключительно для пресс-релизов о результатах ложных социсследований в поддержку Натальи Королевской, можно проделать простой эксперимент. Скопируйте эту фразу и вставьте в строку поиска Google. Все (!) выданные поисковиком ссылки будут вести вас на результаты соцопросв, согласно которым "Украина - Вперед" проходит в парламент. Никаких других ссылок поисковик вам не даст.

При этом в интернете можно найти примеры пресс-релизов практически всех действующих соцслужб – ни в одном из них нет таких формулировок; и уже тем более нет дословных формулировок, дословно повторяющихся в отчетах разных компаний.

Остается вопрос, насколько эффективными могут быть подобные  технологии на этих выборах? Большие партии, уверенные в своих результатах, к таким технологиям стараются не прибегать – в условиях объединения общепризнанных брендов, манипуляции малоизвестных компаний быстро становятся очевидными.

Надо отметить, что в рамках нынешней парламентской кампании партия "Украина - Вперед" - едва ли не единственная, кто открыто оперирует данными сомнительных социологических служб. Слабую конкуренцию ей может составить только лишь "Наша Украина". Но если для Виктора Ющенко это скорее попытка сохранить лицо, то у Натальи Королевской прослеживается системная технология использования подобных цифр.

Как правило, появление таких "соцопросов" указывает на подготовку почвы для легализации результатов выборов. Большой поток таких "исследований" может компенсировать сомнительность конечных результатов голосования, в случае если партия окажется на грани прохождения в парламент. Помимо этого, лояльные социсследования могут противопоставляться отчетам наблюдателей о нарушениях в пользу той или иной политической силы.

Впрочем, иногда такие технологии используются и для внутренних целей. Например, для отчета перед спонсорами. Утешительные данные социсследований могут стать убедительным аргументом для продолжения финансирования на финальной стадии избирательной кампании.

За ответом на эти вопросы "Украинская правда" обратилась в штаб партии "Украина вперед". Пресс-служба партии пообещала выслать ответы как можно скорее. Редакция "Украинской правды" готова опубликовать любой ответ штаба Натальи Королевской.