Безрадостный триумф регионов
Партия регионов празднует не просто победу. "Регионалы" однозначно получили победу в личном зачете.
Тридцать с лишним процентов голосов, которые обещают экзит-полы – это всего на несколько процентов меньше, чем в 2006 году, когда Виктор Янукович и его команда находились в оппозиции. В то же время, небольшой перевес, который могут получить оппозиционные силы в командном зачете, убедительно защищает Партию регионов от обвинений в зачистке оппозиционных сил.
Пресс-центр Партии регионов по традиции был организован в киевском Интерконтинентале. Это - вторая после президентских выборов победа, которую регионалы отмечают в антураже фешенебельной гостиницы.
Работа пресс-центра открылась пресс-конференцией Нестора Шуфрича. Для опального "регионала" эти выборы станут реваншем в большой политике. После затяжного конфликта с Сергеем Левочкиным, Шуфрич снова возвращается в сессионный зал.
- Ну как Нестор Иванович, вы выспались? – поинтересовалась модератор брифингов у будущего политика.
- А что я заспанный? - взбудоражено спросил Шуфрич, и стал присматриваться к своему отражению в зеркале.
- Да нет, просто мы до вас три часа дозвониться не могли, - рассмеялась ведущая.
После короткого брифинга Нестор Шуфрич охотно делился своими прогнозами и даже согласился назвать цифры, "если вы их не дадите до закрытия участков".
- Я думаю, мы возьмем большинство без коммунистов. Ну, считай: у нас уже сейчас 30%, с учетом бонусов и всего прочего – это примерно 80 мандатов. А на мажоритарке, я думаю, мы возьмем 2/3 округов – это еще 150 мест. Итого, это уже большинство, - уверял господин Шуфрич.
При этом он с нескрываемым удовольствием рассказывал, что победа на округах – это скорее результат разборок Удара с Объединенной оппозицией.
- Кличко и Яценюк друг друга банально кинули! И я тебе скажу, к Кличко у меня разное отношение, но вообще он поступил честно, а вот Сеня – этот игрался и доигрался!
В ОЖИДАНИИ НОВОГО ПРЕМЬЕРА
В перерывах между брифингами пресс-центр Партии регионов пустел как зал Верховной рады во время рядового заседания. По залу сонно ходили сотрудники штаба, предлагая особо скучающим журналистам пройтись к Михайловской площади и посмотреть концерт в честь 68-й годовщины освобождения Украины от нацистской Германии.
Ближе к полудню в холле появился Сергей Тигипко и после короткого брифинга
скромно подсел за столик к однопартийцам и, по всей видимости, начал расспрашивать о данных последнего экзит-пола…
Но единственная тема, которая интересовала журналистов больше, чем результаты предстоящих выборов, касалась изменений в составе правительства после выборов. Вопрос "останется ли Азаров премьером" и "кто вообще останется" не задавали или только очень уставшие журналисты или иностранные СМИ.
Первым к ответу призвали Сергея Тигипко.
- Сергей Леонидович, а вот…Сергей Тигипко, например, готов занять кресло премьера?
Слишком прямой, хоть, наверное, и ожидаемый вопрос заставил вице-премьера беспокойно улыбнуться.
- Я думаю, что после выборов будет Николай Азаров. Изменения будут, но я не думаю, они будут очень быстрые. Я считаю, что нужно было бы поменять состав Кабина, нужно омоложение…
- Так Николаю Яновичу кажется уже 60! Это вы намекаете на него? - не унимались журналисты.
- Любой член правительства должен отвечать за реформу. Вот я считаю, что там, где нет этих реформ, там и нужно менять людей…
К моменту этого разговора в прессу просочились результаты первой волны экзит-полов: УДАР Виталия Кличко уверенно набирал процентов 15%, а в удивительные результаты Свободы еще никто не верил.
- Сергей Леонидович, а вам не обидно, что на месте Виталия Кличко могли оказаться и вы? – поинтересовалась "Украинская правда" у вице-премьера. – Кличко ведь фактически ваш электорат забрал.
- Нет, мне не обидно, - заверил господин Тигипко. - Имея этот результат быть в оппозиции – и что дальше?
- Вы могли бы говорить с Партией регионов, имея собственную фракцию…
- Нет. Наговорившись во время выборов, и дав электорату четкие обещания, это было бы делать сложно. Я же оппозиционным никогда не был, я был конструктивным. И после того как все признали формирование правительства, говорить о чем-то другом было уже сложно.
АХМЕТОВ ПРОИГРАЛ ФИРТАШУ
К трем часам дня стало понятно, что результаты ВО "Свобода" - это не слухи и инсинуации, а объективная реальность.
- Для меня результат Свободы был прогнозируем, - уверяла Анна Герман, - Но у них будут проблемы в будущем. Особенно из-за выступлений некоторых женщин в этой партии, которые весьма похожи на неонацистские лозунги.
В целом мнения регионалов сходились к тому, что прохождение ВО "Свобода" скорее на руку Партии регионов, чем оппозиции. С одной стороны, это проект, который будет "пугалкой" для электората самой Партии регионов. Другие считают, что наоборот подопечные Олега Тягныбока в сессионном зале окажутся не такими радикальными и автоматически ослабят всю оппозицию.
- Я другого не понимаю, - возмущалась Елена Бондаренко, - почему УДАР взял так мало?! – Еще 2 недели назад наши социологи говорили, что Батькивщина и УДАР идут ноздря в ноздрю! Не понимаю, почему они так просели. Хотя, мы тоже не сидели, сложа руки. Нашей задачей было показать нереальность программы коммунистов и показать отсутствие команды у Кличко. Но все равно, это странно…
Надо отметить, что в пресс-центре Партии регионов к результатам выборов было несколько иное отношение, чем в штабах оппозиционных партий. Временами дискуссии между однопартийцами напоминали ставки на скачках.
В качестве игроков здесь рассматривали двух людей: Рината Ахметова и Дмитрия Фирташа, в качестве лошадей, соответственно, "Вперед Украина!" и УДАР. В день победы "регионалы" почти неприкрыто приписывали эти партии двух олигархам.
Шутки и остроты из разряда "Наташа – это самое худшее вложение Рината" звучали без ремарок. С одним небольшим нюансом: тут же уточнялось, что для владельца СКМ "Вперед Украина!" - это все же побочный продукт политической активности. "Основной-то его проект тут, под этой крышей", - улыбались друзья самого богатого украинца, очевидно, имея в виду Партию регионов, а не Интерконтиненталь.
Что интересно, намекая на зависимость Виталия Кличко от Банковой – имея в виду Сергея Левочкина & Co – делали одно уточнение: "Проект, который попал в парламент – это уже дело сомнительное – контролировать его будет все сложнее и сложнее".
Анна Герман в личной беседе рассказала, что еще два года назад, во время конференции в Ялте она предсказывала Виталию Кличко перспективное будущее в политике.
- Я заметила, какой он искренний и написала ему записку. Что в ней было написано, сказать не могу. Я точно помню, что он ее аккуратно свернул и пообещал сохранить. Так что если он захочет, может сам вам все рассказать.
Учитывая непростые отношения Анны Герман с Сергеем Левочкиным, благосклонное отношение советницы президента к Виталию Кличко весьма неожиданно.
- Кстати, знаете что, он тогда мне очень напомнил Виктора Януковича, - еще более неожиданно призналась Анна Герман. – Виктора Федоровича можно во многом обвинять, но он всегда очень искренний. Таким мне показался и Виталий. Но теперь ему будет тяжело – вот увидите. Понимаете, работа в парламенте и избирательная кампания – это разные вещи. Одно дело всем нравиться, а совсем другое дело – заниматься рутинной политикой. А этого он не умеет.
БОКСЕР-РЕГИОНАЛ И ПОЮЩИЙ ДЕПУТАТ
Тем временем в фойе "Интерконтиненталя" становилось людно. Приближалось время закрытия избирательных участков, с минуты на минуту в пресс-центре ожидали приезда партийной элиты, для которой в пресс-центре зарезервировали специальные столы с табличками "гости".
Одними из первых в штабе появились несколько боксеров во главе с олимпийским чемпионом Александром Усиком. У самого входа спортсмена с оселедцем перехватил слегка удивленный журналист "Украинской правды":
- А что вы тут делаете?
- Как что? – невозмутимо ответил боксер. – Я пришел, потому что поддерживаю власть, правительство и Партию регионов. Для меня это важно!
Уже у входа в зал боксера "допросила" телеведущая Катя Осадчая.
- Александр, скажите, а вы получили денежное вознаграждение за олимпийское золото от государства? - зашла издалека телеведущая.
- Да, конечно. Забрал из банка перевел в доллары и храню дома.
- То есть как?! – удивилась Осадчая, - Вы поддерживаете власть, но деньги, которые от нее получили, забрали из банка, перевели в гривну и храните дома – это потому, что никому не доверяете?
- Да, - невозмутимо ответил молодой спортсмен. – А что?
Позже оказалось, что поддержка боксеров обусловлена членством в Партии регионов президента Федерации бокса Владимира Продивуса (№56 списка). Из-за чего у боксера постоянно возникала путаница: он говорил, что поддерживает президента, и тут же поправлялся "президента Продивуса".
Вслед за боксерами в пресс-зал спустились Таисия Повалий с супругом, и продюсером по совместительству Игорем Лихутой.
- Как вы себя чувствуете в роли будущего депутата? - поинтересовались мы у певицы.
- Вот давайте я стану депутатом, и тогда поговорим, – плавно протянула певица. Было видно, что певица сразу после выступления – перед тем как присоединиться к однопартийцам "золотой голос Украины" радовал бело-голубую сцену регионалов на Михайловской площади.
- Но вы готовы пожертвовать творчеством ради политики?
- А почему я должна жертвовать? Какие жертвы?! – возмутилась Повалий.
- Видите ли, в парламент нужно ходить каждый день, принимать законы, голосовать…
- Ой, ну…буду стараться, - раздраженно пообещала певица, входя в роль звезды.
Но, то ли тон госпожи Повалий, то ли легкость с которой она дала обещание, заставили корреспондента "Украинской правды" задать стандартный парламентский вопрос.
- Простите, а карточку вы будете носить с собой или отдадите коллегам?..
- Послушайте, я не знаю, что такое карточка! Отстаньте от меня, пожалуйста. Я еще не депутат, - весело выпалила певица, которая, как оказывается только "недавно выяснила, где находится Верховная Рада".
ХАМСТВО ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Тем временем в самом пресс-центре уже вовсю суетилась челядь в ожидании Николая Азарова. Для первого номера списка и руководителей штаба была приготовлена специальная комната на одном из верхних этажей гостиницы.
- Я должна его сама дождаться, - беспокоилась Анна Герман в ожидании Николая Азарова, - думаю, подняться с ним наверх. А то вдруг он с черного хода заедет!
Николай Янович появился с некоторым опозданием и без всяких признаков радости на лице прошел к трибуне. Премьер со спартанской выдержкой сел на приготовленное кресло и, не скрывая своего "восторга", бросил ведущей: "Ну что, давайте уже начинать". И сам же начал.
- Я хочу поздравить весь украинский народ, что свободные демократические выборы в Верховный Совет состоялись, - заявил Николай Азаров под жидкие аплодисменты. – Это лучший ответ тем, кто говорил, что избиратели разочаровались… Данные экзит-полов говорят, что Партия регионов победила. Это всем очевидно?
Зал на мгновение стих. И в тишине чей-то слишком смелый голос выкрикнул: "Нет! Не всем". Смелость грубияна сорвала аплодисменты.
- Ну, тем, кому не очевидно…- почти приуныл господин Азаров, - пусть это будут единичные голоса. Ведь некоторым хотелось, чтобы мы проиграли, но мы выиграли.
Ожидалось, что после вступительного слова первый номер списка победителей ответит на вопросы журналистов. Но первый же вопрос начисто сдул и без того едва уловимый налет праздника на лице премьера.
- Николай Янович, - прозвучал голос журналистки Сони Кошкиной. – Скажите, а вы после выборов останетесь на своем посту?
- У меня нет никакого желания отвечать на провокационные вопросы, которые хочет задать эта мадам! – не церемонясь, перешел на личности премьер-министр. – Тем более, что перед нами стоит "жертва" режима. Она еще недавно стонала по всей стране и всему миру, каким она жесточайшим преследованиям подвергается. Понимаете, она здесь изображала жертву режима. А вместо этого, смотрите: она в прекрасной форме, в прекрасной агрессии. И начала с провокационных вопросов, но мы не обижаемся, - благородно отметил премьер и оглянул зал. При других обстоятельствах можно было подумать, что он искренне ждет аплодисментов
От выпада "регионала", кажется, опешила даже рядом сидящая Анна Герман. И пока зал приходил в себя от поведения господина Азарова, госпожа Герман отвела премьера в его специальный кабинет.
Вслед за Николаем Азаровым к журналистам спустился Борис Колесников. Первый вопрос, который задали вице-премьеру, касался все того же: дальнейшей судьбы Кабмина. Колесников был вежливее премьер-министра и ушел в глухую защиту: все узнаете со временем, а пока надо создавать большинство.
- Пока мы видим, что треть украинцев доверяют президенту. Это после 2,5 лет тяжелейшей работы с кризисом! А если бы мы не получили цены на газ и эту экономическую пропасть, мы бы процентов 95% обещаний выполнили!…- уверял вице-премьер.
- То есть вы вообще не видите конкурентов Виктору Януковичу в 2015 году? – робко уточнили журналисты.
- Честно? Я не вижу! Почему такие результаты? Потому что оппозиция пыталась проехаться на багаже 2004 года, что там все бандиты, а здесь все из библиотек не выходят круглые сутки. Поэтому оппозиция и проиграла.
- Но, если бы Юлия Тимошенко была на свободе, результат мог бы быть другим, нет? - иронизировали журналисты.
- Да, было бы процентов 17%. Это ж невозможно уже слушать! Нельзя обманывать всех и всегда. Я считаю, что у оппозиции вообще не было шансов, - пренебрежительно подвел черту Борис Колесников.
Впрочем, на этом вежливость вице-премьера иссякла. Во время брифинга вице-премьер продолжил уверенно рассказывать о победе Партии регионов. И когда журналист "Украинской правды" поинтересовался, насколько нормально, что львиная доля бюджетных расходов на мажоритарные округа были выделены кандидатам-регионалам, господин Колесников с нервами не справился. Дабы не извратить суть претензий вице-премьера. Приводим суть беседы в полном объеме.
Кстати, позже ни пресс-конференцию Николая Азарова, ни пресс-конференцию Бориса Колесникова на официальном сайте Партии регионов найти не удалось.
На этом живое общение с прессой закончилось. Оставшуюся часть ночи к журналистам спускался только Николай Азаров. И только на включение в прямые эфиры. Вопросы журналистов грубо и нарочито игнорировались.
На этом победная ночь Партии регионов окончилась.
А уже к утру понедельника стало понятно, что Партия регионов может получить до 200 мандатов. Остается лишь надеяться, что количество мандатов в будущей фракции Партии регионов ни коррелируется с их поведением в общественных местах.