Лоббисты Хосни Мубарака на службе у Виктора Януковича

Мустафа Найем, УП — Понедельник, 24 сентября 2012, 10:54

Резолюция Сената США появилась на свет как нельзя "вовремя": ближайшие несколько дней Виктору Януковичу придется провести в самом сердце Соединенных Штатов - в Нью-Йорке. Впрочем, может так случиться, что в ближайшие несколько лет, Нью-Йорк станет единственным городом в Соединенных штатах, куда Виктор Янукович и его окружение смогут беспрепятственно прилетать.

Согласно международным нормам, правительство и пограничные органы США не имеют право отказывать в пребывании на территории Нью-Йорка лицам с дипломатическими паспортами. Только здесь может приземлиться борт номер один Ахмадди Ниджада, Ким Чен Ына, Александра Лукашенко, Фиделя Кастро и Уго Чавеса.

Потому что в Нью-Йорке находится штаб-квартира ООН. И именно здесь во вторник приземлится самолет Виктора Януковича. А чтобы президенту Украины было комфортнее на американской земле, деталями его визита тщательно опекаются лоббисты, некогда обслуживавшие бывшего президента Египта Хосни Мубарака.

Публичная реакция МИДа на резолюцию Сената США выглядела так, будто чиновники министерства слышат о ней первый раз, не хотят понимать, о чем речь и еще меньше понимают, почему об этой бумажке заговорили именно сейчас.

В действительности, МИД и правительство Украины тщательно отслеживало каждый этап продвижения этого документа.

Главным лоббистом и помощником администрации Виктора Януковича в эти дни в Вашингтоне называли Энтони Подесту (Anthony Podesta). По версии нескольких рейтингов, Подеста входит в первую пятерку лоббистов в США. Его самый скандальный клиент – экс-президент Египта Хосни Мубарак, приговоренный к пожизненному заключению.

Кроме того, Энтони Подеста близок к штабу демократов, его брат Джон Подеста – бывший глава администрации Билла Клинтона, сегодня является советником Барака Обамы.

 Энтони Подеста и его брат Джон Подеста

Украинскому читателю фамилия Подеста может показаться знакомой. Как уже сообщала "Украинская правда", в этом году Партия регионов через подконтрольную ей бельгийскую компанию European Centre for a Modern Ukraine ("Европейский центр современной Украины") наняла две американские компании для оказания услуг в сфере лоббирования.

Одна из них - Podesta Group Inc. На днях в официальном реестре Сената США появился отчет о сотрудничестве между контрагентом Партии регионов и американскими лоббистами.

 

Как видно из документов, контракты между European Centre for a Modern Ukraine и компаниями Podesta Group Inc. и Mercury/Clarc & Weinstock были заключены практически сразу после регистрации резолюции по Юлии Тимошенко.

 

При этом в графе "предмет продвижения" указано -"Вопросы, касающиеся отношений между Украиной и США". Согласно отчетам, услуги американских лоббистов в течение двух месяцев официально обошлись Партии регионов в 310 тысяч долларов США.

ПРИВКУС ДИКТАТУРЫ ЛУКАШЕНКО

Авторами резолюции, с которой должны бороться лоббисты Партии регионов, выступили два сенатора – демократ Джейм Инхоф (James Inhofe ) из Оклахомы и республиканец Ричард Дурбин (Richard Durbin) из штата Иллинойс.

 

В конце весны Дурбин был в Киеве и встречался с Виктором Януковичем, Николаем Азаровым и главой МИДа Константином Грищенко. Сайт посольства США в Украине сообщил, что встречи проводились "с целью продвижения в Украине свободы и демократии". 

Судя по всему, неудачно. Вернувшись на родину, Ричард Дурбин, выступил перед сенатом и сравнил президентство Виктора Януковича с режимом Александра Лукашенко. Видеозапись его выступления попала в интернет немного позже, само событие прошло незамеченным в СМИ:

- Нынешнее правительство посадило в тюрьму бывшего премьер-министра Юлию Тимошенко, за якобы противозаконный газовый контракт с Россией, - заявил Дурбин, обращаясь к президенту Бараку Обаме. – Мы можем не соглашаться с политическими решениями бывших политиков, и я не могу судить, насколько этот контракт был хорош или нет. Но я могу точно сказать, что демократия не предполагает практику посадки в тюрьму политических оппонентов. Это отбивает у людей охоту баллотироваться.

Я бы сказал, что в подобных поступках есть нехороший привкус диктатуры Лукашенко из соседней Беларуси – последнего диктатора в Европе, который на следующий же день после своего избрания посадил в тюрьму всех своих политических оппонентов.

Дурбин утверждал, что во время личных встреч Николай Азаров и Виктор Янукович обещали решить вопрос Юлии Тимошенко "as soon as possible" - как можно скорее:

- У меня был грустный разговор с дочерью Юлии Тимошенко – Евгенией, и я глубоко обеспокоен некоторыми деталями содержании ее матери под стражей. У меня также были полезные встречи с премьер-министром Азаровым и президентом Януковичем. Они уверили меня, что они собираются в кратчайшие сроки разрешить вопрос с заключением Юлии Тимошенко. Я же уверил их, что Запад внимательно будет наблюдать за этим вопросом. И выразил надежду, что она будет освобождена как можно скорее…

Прошло почти четыре месяца, но вопрос о Юлии Тимошенко не сдвинулся с места. Кроме того. источники утверждают, что во время встречи с Азаровым сенатор обратился с просьбой урегулировать вопрос авторских прав американских рекординговых компаний. Премьер-министр обещание дал, а выполнить забыл, что дополнительно мотивировало Дурбина не затягивать с резолюцией.

В повестке дня сенатского комитета по международным отношениям проект документа появился еще вначале минувшей недели.

Украинский МИД и посольство в Вашингтоне знали об этом и готовились. 19 сентября, в день рассмотрения резолюции на заседании комитета лично присутствовал посол Украины в США Александр Моцик, его заместитель, а также народный депутат-регионал Александр Кожара. Со стороны оппозиции на заседании комитета присутствовали Евгения Тимошенко и Сергей Власенко.

СЕНАТ ВСПОМНИЛ РЕНАТА КУЗЬМИНА

Всего на заседание комитета было вынесено 9 резолюций и одиннадцать назначений. Первый вариант текста резолюции по Украине представлял Джеймс Инхоф. Но в ходе рассмотрения соавтор резолюции Ричард Дурбин внес в документ текст несколько примечательных поправок.

К примеру, в преамбуле к документу, которая охватывает историю Украины с момента оглашения независимости, исчезло упоминание о том, что в 2004 году Верховный суд Украины принимал решение о третьем туре президентских выборов в том числе под давлением Соединенных Штатов.

 

Что касается сути документа, изначально в нем упоминались фамилии лишь двух представителей украинской власти – Виктора Януковича и Виктора Пшонки. "В 2010 году президент Янукович назначил генеральным прокурором Виктора Пшонку. После этого в отношении более десятка политических лидеров, связанных с Оранжевой революцией 2004 года, были возбуждены уголовные дела по статьям "злоупотребление служебным положением" и "превышение полномочий" Уголовного кодекса Украины", - говорится в резолюции.

После внесения правок в резолюции появился еще один абзац, посвященный заместителю Генерального прокурора Ренату Кузьмину: "Начиная с 28 октября 2011 года, заместитель генерального прокурора Украины Ренат Кузьмин в своих телеинтервью неоднократно утверждал, что Тимошенко причастна к заказным убийствам, но до сих пор так и не выдвинул официальных обвинений".

 

Правда, резолютивную часть документа сенатор Дурбин значительно смягчил. В ней не оказалось настоятельного требования от Госдепа отозвать посла и приостановить работу посольства США в Киеве. Кроме того, из требования ввести запрет на въезд в США были изъяты фамилии Януковича и Пшонки, но появилось упоминание обо всех, кто причастен к осуждению и неоказанию медицинской помощи Юлии Тимошенко.

 

Первый тревожный звонок для Виктора Януковича прозвучал еще на заседании комитета. Единственный сенатор, на поддержку которого рассчитывал МИД – Ричард Лугар – оказался настолько занят собственной резолюцией о прозрачности помощи США иностранным государствам, что проигнорировал украинский вопрос и присоединился к общему одобрению.

Драматизм событий для официального Киева усугублялся еще и тем, что в эти дни в Вашингтоне пребывала еще одна влиятельная делегация правящей команды – глава Нацбанка Сергей Арбузов, министра финансов Юрий Колобов и глава таможни Игорь Калетник.

По некоторой информации, близкие к "семье" чиновники встречались с представителями МВФ и занимались подготовкой официальных встреч Виктора Януковича во время его пребывания на пленарном заседании Генеральной ассамблеи ООН. Это боевое крещение друзей старшего сына президента. Многие наблюдатели в Партии регионов называют их костяком будущего Кабинета министров и даже штаба по переизбранию Виктора Януковича на второй срок.

Пытались ли господа Арбузов, Колобов и Калетник повлиять на судьбу готовящейся резолюции, неизвестно. Но накануне сессии Сената украинская делегация в полном составе встречалась с главой департамента по вопросам Европы и России вице-президента США.

Тем временем сразу после решения сенатского комитета МИД Украины поставил под сомнение легитимность принятой резолюции, сославшись на то, что это всего лишь мнение двух авторов, симпатизирующих украинской оппозиции.

Но, как оказалось, это был банальный блеф: пока официальный Киев вяло называл резолюцию неперспективной, контрагенты Константина Грищенко и администрации президента Януковича в Вашингтоне оббивали пороги сенатских офисов.

Доходило до смешных неловкостей, когда в приемной у одного и того же сенатора с перерывом в несколько минут успевали побывать и делегация от оппозиции, и гонцы от украинских властей. В приемной у Ричарда Дурбина дочь Тимошенко лицом к лицу встретилась с послом Александром Моциком, а депутаты Власенко и Кожара по-дружески пожелали друг другу успехов.

Но за три дня бесконечных хождений, ни официальным представителям МИДа, ни лоббистам Партии регионов не удалось остановить резолюцию на пороге сената. Хотя, технически сорвать ее принятие было куда проще, чем добиться одобрения.

Дело в том, что текст резолюции, хоть и является скорее сигналом для украинских властей, формально все же апеллирует к Государственному департаменту. При этом, очевидно, что документ носит рекомендательный характер и не требует обязательных действий или дополнительных затрат со стороны чиновников Госдепа.

Как правило, если документ не вызывает ни у кого сомнений, Сенат,

во избежание излишней траты времени, принимает резолюцию по т.н. процедуре "единодушного согласия" (unanimous consent).

Для этого достаточно, чтобы автор документа потребовал применить процедуру. Главное и единственное условие применения этой процедуры – присутствие кворума. Случаи, когда "единодушное согласие" недопустимо, четко описаны в Правилах и процедурах работы Сената.

Процедура может вступить в силу на любой стадии рассмотрения вопроса, даже прямо во время заседания. И, если никто из присутствующих не возражает, Сенат одобряет соответствующий документ. Но если хотя бы один из членов сената высказывает возражение, вопрос с рассмотрения снимается.

В этом контексте, очевидно, что заявление подчиненных Константина Грищенко о сомнительности процедуры принятия резолюции об освобождении Юлии Тимошенко выглядит как минимум некорректной и, на самом деле, выдает раздражение чиновников МИДа.

Все, что необходимо было сделать лоббистам МИДа в Вашингтоне – найти одного (!) сенатора, который во время принятия резолюции предложил бы, например, доработать тест документа. Этого было бы достаточно. Более того, по некоторой информации, одного такого сенатора – Джо Манчина из Западной Вирджинии – противникам резолюции таки удалось найти. Но в последний момент, сенатор Манчин почему-то решил воздержаться от возражений, и резолюция была принята.

Вся процедура принятия резолюции и поправок к ней заняла одну минуту семнадцать секунд. Внешнеполитическое лобби администрации Виктора Януковича оказалось колоссом на глиняных ногах. Миллионы долларов, десятки PR-компаний, собственный офис в Брюсселе, бесконечные разъезды "регионалов" по Европе и США оказались бессильными перед лицом двух немолодых сенаторов из Иллинойса и Оклахомы, которые отлично поняли природу нынешней украинской власти.