Дилемма Кузьмина-Мельниченко
В декабре 2005 года Николай Мельниченко впервые появился на украинской земле после пятилетнего отсутствия. На заре оранжевой команды бывшего майора госохраны встречали как важного свидетеля. Его охраняли Альфа и Титан, а каждый допрос в Генпрокуратуре сопровождался шквалом статей в местной прессе. Майор без преувеличения был главным свидетелем эпохи.
Но за семь лет проведенных в Украине, Мельниченко так и не смог оправдать свой статус. За все время президентства Виктора Ющенко он так и не сообщил ничего кардинального нового, что было бы использовано против представителей прошлой власти. По сути, все тайны, которые удалось добыть следствию, свелись к тому, как и где майор прятал свой диктофон в кабинете Леониа Кучмы, марке этого диктофона и множеству инсинуаций на тему "что еще слышал Николай Мельниченко" и "какие записи у него остались".
И вот теперь спустя семь лет Николай Мельниченко вернулся к уже знакомому себе статусу свидетеля в бегах, в хорошо знакомой ему стране – США. Правда, за океаном майор неожиданно оказался свидетелем уже совсем по другом делу – об убийстве Евгения Щербаня.
Правда, после решения Конституционного суда о невозможности использования незаконно добытых доказательств, допрос Николая Мельниченко выглядит весьма абсурдным – ни его слова, ни его записи не могут быть предъявлены суду.
Кроме того, непонятно чем в принципе могут помочь записи разговоров в кабинете президента в раскрытии убийства Щербаня: ведь ни Кучма, ни Генпрокурор Потебенько, ни его зам Обиход не были свидетелями преступления.
В этом ключевая разница между записями Мельниченко в деле Гонгадзе и в деле Щербаня. В расследовании убийства журналиста, пленки майора могли указывать на возможных заказчиков и исполнителей. Какой интерес представляют разговоры в кабинете Кучмы деле об убийстве Щербаня, непонятно. Очевидно, если бы в 1999-2000 годах у Кучмы были доказательства причастности Юлии Тимошенко к убийству, он бы ими воспользовался в 2001-м, когда она оказалась за решеткой по делу ЕЭСУ.
Тем не менее, если верить Мельниченко, 5 мая 2012 года Генпрокуратура Украины обратилась в министерство юстиции США с просьбой помочь получить показания майора в рамках расследования дела об убийстве Евгения Щербаня.
Текст этого обращения Мельниченко опубликовал на своей странице в Facebook.
Там же в Facebook майор обнародовал свои показания. В ролике, размещенном в интернете, Мельниченко демонстрирует т.н. аффидевит – письменные показания, заверенные нотариусом. В одном из фрагментов видно, что слова майора заверены нотариусом Яной Соболев из Нью-Йорка.
Насколько эти показания официальны и каком виде они попадут в Генеральную прокуратуру пока неизвестно. Сам майор утверждает, что уже направил свои показания министерству юстиции США для дальнейшей передачи Генеральной прокуратуре Украины.
Их суть сводится к тому, что майор Мельниченко подтверждает существование у него записей сделанных в кабинете Леонида Кучмы в 1999-2000 годах касательно убийства Евгения Щербаня. По словам свидетеля, в этих записях принимали участие сам Кучма, бывший Генеральный прокурору Николай Потебенько и заместитель Генпрокурора Николай Обиход.
Главное, что сообщает Николай Мельниченко, касается заказчиков убийства Щербаня. По его словам в записях "заказчиком убийства Евгения Щербаня называется Павел Лазаренко, одним из мотивов - получение контроля над Донецким регионом. Организатором выступает Кушнир, а оплату за выполнение проводят Петр Кириченко и Юлия Тимошенко".
Согласно показаниям, все записи, имеющиеся у Мельниченко по этому эпизоду, он передал Генеральной прокуратуре.
В конце показаний майор сообщает Генеральной прокуратуре, что 12 июня этого года семья Юлии Тимошенко в лице ее супруга Александра Тимошенко обратилась к нему с предложением сфальсифицировать имеющиеся у него записи и дать показания против Виктора Януковича, обвинив президента в том, что именно он был заказчиком убийства Евгения Щербаня.
Это заявление майор сделал по собственной воле, "исполняя обязательства гражданина Украины"
Между тем, в архивах "Украинской правды" сохранились записи разговоров с Николаем Мельниченко по Skype в мае этого года, в которых майор рассказывает о подоплеке расследования уголовного дела против Леонида Кучмы и записях, на которых якобы содержатся сведения о преступлениях Виктора Янукович аи Николая Азарова.
В связи со вновь открывшимися обстоятельствами и согласием Николая Мельниченко исполнить свой гражданский долг и передать Генеральной прокуратуре имеющиеся у него записи, "Украинская правда" решила опубликовать некоторые фрагменты общения с бывшим майором госохраны.
"ПИНЧУК ДОГОВОРИЛСЯ С ЛЕВОЧКИНЫМ"
С приходом к власти Виктора Януковича, Мельниченко снова стал важным свидетелем. В деле против Леонида Кучмы он активно сотрудничал с Генеральной прокуратурой.
Но в решающий момент майор стал яблоком раздора между ГПУ и СБУ. По странному стечению обстоятельств, пока Ренат Кузьмин активно сотрудничал с Мельниченко по делу Кучмы, Служба безопасности Украины всячески препятствовало полноценному участию бывшего майора госохраны в деле об убийстве Георгия Гонгадзе.
В октябре минувшего года Конституционный суд Украины, рассмотрев представление главы СБУ Валерия Хорошковского, объявил, что обвинение не может основываться на данных, полученных незаконным путем. Это решение фактически уничтожило показания Мельниченко и лишило его статуса свидетеля в уголовном деле против Леонида Кучмы об убийстве Георгия Гонгадзе.
Тем не менее, Мельниченко продолжал активно сотрудничать с командой Рената Кузьмина. Но уже в мае бывший майор был объявлен в розыск: СБУ возбудило против майора уголовные дела за разглашение государственной тайны, подделку документов и превышение власти или служебных полномочий.
Вот что сообщал по этому поводу сам Николай Мельниченко в разговоре с "Украинской правдой" в мае этого года:
- В игру подключился Левочкин, ему нужно вывести из-под удара Литвина и Кучму и он с помощью Хорошковского выводят их из-под удара. Для этого им нужно нейтрализовать меня. Но я вовремя сделал ноги. Я еще до конца не знаю всех подробностей, но сейчас идет охота за некоторыми записями, которые очень нужны одним и не нужны вторым. Я сейчас тупо пытаюсь сохранить жизнь, чтобы не грохнули моих адвокатов.
Начальник милиции говорит моему адвокату: "Ты ж понимаешь, что это бандиты? Есть информация, что за этим стоит охрана Януковича". (ранее Мельниченко заявлял о слежке за ним и его адвокатами – УП). Но Янукович вряд ли дал приказ, я думаю, приказ дал Левочкин. Надо дать такую утечку и это должно их немного остановить.
Сейчас идет наезд на Рената Кузьмина. Сегодня была статья Сергея Лещенко про его дачу. Я уверен, что это заказная статья. Сейчас пытаются поставить Кузьмина в позу. Кучма в спайке с Левочкиным договорились.
Пинчук в мае месяце (видимо, прошлого года - УП) договорился с Левочкиным и они идут таким путем: сначала Хорошковский запускает представления в КС по поводу моих записей. Притом что СБУ не может быть субъектом представления. То есть Левочкин запускает многоходовку, чтобы выбить мои записи.
"У МЕНЯ ЕСТЬ ЗАПИСИ ПРО ЯНУКОВИЧА И АЗАРОВ – ЭТО БОМБА, ИМ ПИПЕЦ!"
Во время разговора с "Украинской правдой" Николай Мельниченко уже не в первый раз обещал обнародовать записи, на которых есть сведения о преступлениях ныне действующей команды власти.
- Я хочу, чтобы Генеральная прокуратура меня допросила. Если Генпрокуратура отправила запрос, чтобы меня допросить, значит, для них мои записи и показания являются доказательствами. Правильно? И мне нужно, чтобы они были правильно оформлены. Если они так сделают, это будет бомба! Потому что я кроме этих показаний дам другие показания и все – им пипец!! О преступлениях, которые совершали Азаров, Янукович и остальные. И об этом будет известно не только в Украине, но и в США – причем официально! Я это все делаю сейчас. У меня есть что показать. Я контактирую с Кузминым, я не посылаю его нафиг. Они говорят, сбрось нам запись. Я им говорю, ребята, нет! А потом, когда я все это сделаю, я солью это в прессу.
Остается загадкой, почему Николай Мельниченко до сих пор не счел важным и возможным сообщить об этих сведениях министерству юстиции США. И почему эта информация не отображена в его письменных пояснениях генеральной прокуратуре, где он указывает, что считает своим гражданским долгом сообщить об известных ему преступлениях в рамках ст. 94, 95 Уголовного кодекса Украины.
"ИГОРЬ БАКАЙ ДАЛ ПОКАЗАНИЯ ПРОТИВ КУЧМЫ"
В рамках следствия по делу против Леонида Кучмы одним из важных свидетелей обвинения должен был выступить бывший глава НАК "Нафтогаза Украины" Игорь Бакай. Ранее Николай Мельниченко утверждал, что в середине лета 2004 года Бакай от имени Кучмы предлагал ему взятку в 100 миллионов долларов за имеющиеся у него пленки по делу Гонгадзе. Эта встреча якобы проходила в Москве по инициативе самого Бакая.
Если бы эти слова Мельниченко подтвердились, у Леонида Кучмы возникли бы большие проблемы. Во-первых, попытка подкупа свидетеля автоматически продлит срок давности совершения преступления – с 2000 года, когда был совершено убийство Гонгадзе, до 2004 года, когда была совершена попытка выкупить вещественные доказательства. А во-вторых, попытки договориться со свидетелем и скрыть преступление позволяет следствию приписать обвиняемому Леониду Кучме и изначальный умысел этого преступления.
Так вот в мае этого года Николай Мельниченко в разговоре с "Украинской правдой" сообщил, что Игорь Бакай наконец-то дал следствию необходимые показания по этому эпизоду:
- Бакай в мае месяце дал показания, которые были нужны. Они есть в материалах уголовного дела. Он признал, что на переговоры со мной его отправлял Кучма и что Кучма ему лично в руки передавал два миллиона долларов. Сейчас Кучма отматывает все это назад. Потому что на основании моих показаний и показаний Бакая Кучма совершил преступление – подкуп свидетеля и это автоматически продлевает сроки давности по его уголовному делу. То есть Кучма реально может сесть. А ведь у меня есть еще и записи о том, как Кучма отдает приказ знищити и вы..ать (???) Мостовую. Или как он дает приказ СБУ организовать слежку за Мостовой и уволить всех, кто ей помогает. Или, например, почему Кучма разрешал Доренко отдыхать на своей даче…
К ЧЕМУ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ ДОПРОС НИКОЛАЯ МЕЛЬНИЧЕНКО
По информации источников "Украинской правды", на сегодняшний день между Ренатом Кузьминым и Генеральным прокурорам Виктором Пшонкой существуют разногласия в отношении дела об убийстве Евгения Щербаня. Собеседники редакции утверждают, что в отличие от Кузьмина, Генпрокурор не уверен в перспективности привлечения к этому делу Юлии Тимошенко.
В этих обстоятельствах показания Николая Мельниченко могут оказаться – той самой пулей, которой Ренат Кузьмин хочет убить двух зайцев: довести до суда дело против Юлии Тимошенко и вернуться к преследованию Леонида Кучмы.
Провал уголовного дела против бывшего президента был сильным ударом по амбициям Рената Кузьмина. Если бы Кузьмину удалось довести дело Гонгадзе до логичного завершения, это в какой-то мере компенсировало бы его роль в деле против Юлии Тимошенко: осудив Кучму, Кузьмин стал бы куда менее однозначным злом и в глазах украинского общества и западных наблюдателей.
Кроме того, это еще и чисто профессиональный азарт. В игре против Кучмы Рената Кузьмина обошли не совсем по правилам – не в равном бою и не открытом поле. Сначала в игру включился Конституционный суд, потом СБУ лишило его главного свидетеля, а затем адвокаты Кучмы сделали все, чтобы дело так и не дошло до суда.
Ведь широкой общественности так и осталось неизвестным, что в действительности ни один суд не оправдывал Леонида Кучму. Уголовное преследование против президента было прекращено судом еще на стадии расследования. Суд, выносивший приговор, превысил свои полномочия и дал оценку вещественным доказательствам – пленкам Мельниченка – на что фактически не имел права.
Но оказалось, что пленки Мельниченка могут быть полезны не только против Кучмы, но и против Юлии Тимошенко. И теперь у Рената Кузьмина есть все шансы поставить правоохранительную систему перед нехитрой дилеммой.
С одной стороны записи майора не совсем законны – так говорит Конституционный суд. С другой – эти пленки могут помочь вторично осудить Юлию Тимошенко и перевести ее в статус соучастницы убийства.
При этом очевидно, что как только показания Мельниченко будут признаны легитимными в деле против Юлии Тимошенко, Кузмин автоматически получит карт-бланш на использование пленок майора госохраны в другом принципиальном для него деле – против Леонида Кучмы.