Партия регионов в Европе: тушки на экспорт
Первая сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы началась с двух скандалов вокруг украинской делегации.
С утра Партия регионов блестящим блиц-кригом перегруппировала свои силы перед принятием резолюции по Украине.
Уже в ближайший четверг при внесении поправок в документ руками и глазами Банковой в Страсбурге будет не Сергей Головатый, а менее опытная в вопросах европейской политики, но более лояльная к Администрации президента Юлия Левочкина.
Но уже днем удар нанесла оппозиция. Лидеры БЮТ и НУНС потребовали признать недействительными полномочия сразу трех членом украинской делегации. В результате конфликт, начавшийся в стенах украинского парламента из-за игнорирования требований оппозиции, выплеснулся на европейскую трибуну.
Правда, не рассчитав удар, оппозиционеры поставили под сомнение полномочия всей украинской делегации.
Между тем обстоятельства обеих скандалов красноречиво продемонстрировали политику двойных стандартов правящей коалиции. С утра Партия регионов заменила Сергея Головатого на Юлию Левочкину. Заявив при этом, что господин Головатый слишком "независим" и не может представлять точку зрения власти. Но с таким же рвением "регионалы" будут доказывать европейцам, что Валерий Писаренко и Владимир Пилипенко – независимые депутаты и должны оставаться в составе украинской делегации по квоте оппозиции.
"ГАЛСТУК" ДЛЯ ЮЛИИ ЛЕВОЧКИНОЙ
…В Страсбурге начинало светать. В дни зимней сессии Парламентская ассамблея Совета Европы начинает свою работу задолго до восхода солнца. В понедельник утром у дверей одного из сессионных залов ассамблеи собралась небольшая группа журналистов и депутатов. Преимущественно – из Украины и России. Там, за закрытыми дверями, заседало бюро Парламентской ассамблеи Совета Европы.
Бюро – один из определяющих органов ПАСЕ. Именно здесь верстается повестка дня сессии, здесь же формируются составы комитетов ассамблеи.
Для россиян понедельник был решающим днем в работе сессии. Ожидалось, что в ПАСЕ пройдут внеочередные дебаты касательно прошлогодних выборов в Госдуму и акций массовых протестов в Москве. Бюро приняло решение отложить российский вопрос до президентских выборов в марте. На зимней сессии пройдут лишь очередные слушания. И хотя сами члены российской делегации назвали это своей победой, старожилы европейских парламентов уверяли, что для Москвы это плохой знак.
"Если эти зубры отказались очередной раз макнуть Россию лицом в ее демократию, значит, впереди они ждут куда более важных и удобных поводов это сделать", - уверяли знатоки политической кухни ПАСЕ.
Украинский вопрос в утро понедельника был совсем не актуальным. Резолюция по Украине стоит на повестке дня лишь в четверг. Важные детали дебатов будут решаться накануне – в среду. И потому было совершенно непонятно, что заставляло работников секретариата украинской делегации в такую рань и так нервозно расхаживать по коридорам ПАСЕ.
- …Вы знаете, что там происходит? - на закрытую дверь зала заседаний Бюро указывала рука Сергея Головатого. Вторая рука народного депутата – видимо травмированная – бездвижно свисала на повязке.
- Нет, я вижу: вы тоже не в курсе, – не дожидаясь ответа, продолжал господин Головатый. – Там меня выкидывают из мониторингового комитета. Партия регионов, власть, понимаете? Они решили, что я слишком независимый…
Мониторинговый комитет – один самых важных в ПАСЕ. Именно он определяет когда, на какой срок, и по каким параметрам та или иная страна должна быть подвергнута процедуре мониторинга – тщательного наблюдения со стороны европейских институций.
В этом же комитете формируется позиция ассамблеи касательно тех или иных событий в странах-членах Совета Европы. Здесь же проходит основная редакция резолюций ассамблеи.
Сергей Головатый один из старожилов мониторингового комитета. В разные времена при разных властях он филигранно формировал свою позицию так, чтобы с одной стороны она была в духе Страсбурга, а с другой – не раздражала власть предержащих в Киеве.
- Вот так они меня награждают за лояльность к Виктору Федоровичу, - удрученно размышлял вслух депутат. – Это и понятно. То, что я здесь делаю, им не нужно…
- А что им нужно? - послышался голос журналиста.
- Им? Теперь им Банковая нужна здесь. Им нужна Левочкина…
Юлия Левочкина – сестра главы администрации президента Сергея Левочкина – вполне оправданный выбор Банковой. Правда, скорее политически оправданный. В знаниях тонкостей работы ПАСЕ и авторитета в ассамблее госпожа Левочкина еще не скоро сможет сравняться с Сергеем Головатым.
Ждать результатов голосования Бюро Юлия Левочкина не стала. "Зачем там дежурить? - делилась она с "Украинской правдой". – Я ж голосование не смогла бы поменять". Когда госпожа Левочкина вошла под купол фойе, все уже было решено.
Сергей Головатый пал жертвой собственной реформы. Несколько лет назад он ввел в регламент правило, согласно которому, страна, находящаяся под мониторингом ПАСЕ может быть представлена в мониторинговом комитете лишь двумя депутатами. По одному – от оппозиции и от власти.
От оппозиции в комитете уже делегирована Ольга Герасимьюк. Оставалось выбрать представителя власти. Политические группы выдвинули двух кандидатов – Юлию Левочкину от "Группы европейских демократов" и Сергея Головатого от группы "Альянса европейских демократов и либералов за Европу".
Теперь власти нужно было объяснить членам бюро, кто больше представляет власть – Головатый или Левочкина.
Доклад на эту тему делал глава украинской делегации Иван Попеску. Главный аргумент был очевиден: Сергей Головатый хоть и член фракции Партии регионов, все же не совсем "регионал", поскольку не является членом партии. Для объяснения избрания Юлии Левочкиной особых доводов не требовалось.
Нового члена мониторингового комитета выбирали тайным голосованием. Его результата Иван Попеску доложил журналистам лично:
- За Сергея Головатого проголосовало 14 членов бюро, за Юлию Леовчкину – 15. Один бюллетень оказался недействительным. Таким образом, выиграла Левочкина!
- А теперь вы бы могли доходчиво объяснить, зачем вы меняли вашего Головатого на вашу же Левочкину? - поинтересовался журналист.
- Ничего личного. Так решила фракция и коалиция, Юлия Левочкина – это общий выбор, - сухо объяснил господин Попеску.
- Я об этом ничего знала, - удивлялась сама Юлия Левочкина. – Причем тут вообще Партия регионов и власть вообще? Это решение нашей политической группы в ПАСЕ и результат тайного голосования бюро! Не надо придумывать....
Впрочем, сторонних наблюдателей удивляла не роль Партии регионов, а удивительный перевес всего в один голос, благодаря которому Юлия Левочкина вошла в один из самых важных органов ПАСЕ.
Но уже к полудню секрет этого одного голоса был раскрыт. Более того, у него оказалось имя и весьма важный пост. Единственным недостающим голосом в пользу Юлии Левочкиной оказался голос…Мевлута Чавушоглу – президента Парламентской ассамблеи Совета Европы. Согласно регламенту, именно он проводит заседания бюро ассамблеи.
По словам участников заседания, во время тайного голосования в урну было брошено 29 бюллетеней. При подсчете голосов оказалось, что за Юлию Левочкину и Сергея Головатого проголосовало одинаковое количество депутатов – по 14. Один бюллетень оказался недействительным. Причем, что странно: никто из членов бюро так и не смог объяснить "Украинской правде", что именно стало причиной признания бюллетеня недействительным.
Когда ситуация зашла в тупик, кто-то из присутствующих вспомнил норму регламента, согласно которой в таких случаях в ход голосования может вмешаться председатель бюро. В обычных случаях он не имеет права принимать участие в тайном голосовании. Но если голоса разделились поровну, его голос становится решающим. На депутатском сленге в ПАСЕ это правило называют “tie rule” - "правило галстука".
Источники "Украинской правды" утверждают, что именно голос Мевлута Чавушоглу открыл Юлии Левочкиной двери в мониторинговый комитет ПАСЕ. Впрочем, удивительным этот подарок назвать сложно: господин Чавушоглу считается давним другом Партии регионов, равно как и большим поклонником действующей власти в России.
Решающий голос президента ПАСЕ Мевлута Чавушоглу так и остался бы легендой. Если бы не диалог, свидетелем которого стал корреспондент "Украинской правды" в коридорах ассамблеи.
- O! Yulia, my congratulations to you!
- Thank you, Mevlut…, - улыбнулась в ответ Юлия Левочкина. – I know that there was fourteen on fourteen, and you…
- Don’t mention it, - перебил ее президент, - I did my obligations. Just – my congratulations!...
Первые результаты работы Левочкиной можно будет увидеть уже в следующий четверг, когда комитет будет рассматривать поправки к резолюции относительно "Функционирования демократических институтов в Украине".
А вот "галстук", преподнесенный госпоже Левочкиной, стал последним актом лояльности Мевлута Чавушоглу в статусе президента ассамблеи. Уже через несколько часов он уступил свой пост французскому парламентарию Жан-Клоду Миньону. Господин Миньон - член группы Европейской народной партии. Так что в ближайшие два года на лояльность президента ПАСЕ могут рассчитывать БЮТовцы.
Правда, в зале заседаний европейцев ждал уже другой, менее деликатный скандал от украинской делегации – без "галстуков", но с "тушками".
ВОЙНА ДЕЛЕГАТОВ
Из года в год заседания ассамблеи ПАСЕ открываются со стандартного вопроса президента: "Подвергаются ли полномочия кого-либо из членов делегаций сомнению?". Это скорее формальность, ритуал. Случаи, когда эта церемония приобретает реальный смысл, с улыбкой вспоминают за чашкой кофе в парламентском буфете.
Украина такого смешка уже удостоилась.
- Да. От имени Европейской народной партии я бы хотел поставить под вопрос полномочия трех членов украинской делегации… – зал притих. Литовский депутат Эгидиус Врекис говорил четко, чеканя каждую фамилию. – А именно: Владимира Пилипенко, Валерия Писаренко и Александра Фельдмана. Они обозначены как члены оппозиционного Блока Юлии Тимошенко. Но в действительности один из них член правящей партии, а два других – независимые кандидаты…
Начало скандалу был положен. Вместо десяти депутатов, необходимых для подтверждения сомнений, со своих мест вскочили двенадцать. Среди них трое БЮТовцев и теперь уже совсем независимый Сергей Головатый…
Но оказалось, что согласно правилам ПАСЕ, если под сомнения ставятся полномочия хотя бы одного члена делегации, под подозрение падает вся делегация. И оставшийся день украинских депутатов – всех без исключения – коллеги с подбадривающей улыбкой называли "challenged credentials" - делегаты с неподтвержденными полномочиями.
Чтобы понять суть скандала, разгорающегося в ПАСЕ, следует объяснить, что нынешний состав украинской делегации в Парламентской ассамблее был определен в 2007 году после досрочных выборов в Верховную раду. После президентских выборов расстановка сил в парламенте изменилась. Уже на осенней сессии ассамблеи 2010 года украинская делегация в ПАСЕ перестала отражать реальную ситуацию сил в Верховной Раде.
Более того, к примеру, три вышеперечисленных депутата на сайте ПАСЕ до сих пор представлены как члены Блока Юлии Тимошенко.
Однако "регионалы" вместе с Владимиром Литвином делали вид, что ничего не происходит: состав делегации не менялся, просьбы оппозиции игнорировались. В результате конфликт вышел за пределы страны, и теперь вся тень от разгоревшегося скандала так или иначе ложится на репутацию власти.
- Да кто ж нам доктор? Надо было менять делегацию…– Ольга Герасимьюк пыталась вступить в диалог с Юлией Левочкиной в парламентской столовой.
- Никто нам не доктора. Мы сами себе доктора, – возмутилась Левочкина. – Зачем так каждый раз позорить страну?!
- Правильно, не надо позорить! Надо чтобы Владимир Литвин поменял делегацию…
- Да послушайте, никому это не надо: ни вам, ни нам. Захотели бы, поставили на голосование или подняли бы вопрос на согласительном совете!.. А так мы только письма писать умеем!
Юлия Левочкина была уверена: вспыхнувший конфликт – дело рук Ольги Герасимьюк, которая, по ее сведениям, лично обращалась к президенту ПАСЕ с требованием приостановить полномочия украинской делегации. В действительности письмо было, но не от Герасимьюк.
В распоряжении "Украинской правды" оказалась копия письма, положившего начало скандалу. Письмо направлено 18 января 2012 года на имя резидента ПАСЕ Мевлута Чавушоглу и подписано лидерами фракции БЮТ Андреем Кожемякиным и НУНС Николаем Мартыненко.
Суть письма заключается в требовании от президента ПАСЕ не признавать полномочия трех народных депутатов – Валерия Писаренко, Владимира Пилипенко и Александра Фельдмана. Требование объясняется тем, что в 2010 году вышеперечисленные народные депутаты были исключены из состава фракции БЮТ за сотрудничество с пропрезидентским большинством. И как следствие - не могут более представлять парламентскую оппозицию.
В письме также указано, что оппозиция неоднократно обращалась к главе Верховной Рады Владимиру Литвину с требованием изменить состав делегации. Но, несмотря на соответствующую резолюцию парламентского комитета по иностранным делам, Литвин по неизвестным причинам не предпринял никаких действий.
- Я не помню никаких писем на Литвина, где бы оппозиция просила менять состав делегации. – возмущалась Юлия Левочкина.
- Я тоже такого не помню, - подтверждал Валерий Пилипенко. – Это все разговоры, нас пытаются втянуть в политику.
Просьбы оппозиции поменять состав представительства Украины в ПАСЕ не смог вспомнить и глава украинской делегации Иван Попеску.
"Украинская правда" обратилась к руководству БЮТ с требованием предоставить подобные письма, если таковые были. К моменту публикации этого материала редакция получила текст письма бывшего руководителя фракции БЮТ Ивана Кириленко на имя Владимира Литвина с просьбой внести изменения в составе украинской делегации в ПАСЕ.
Письмо подписано 28 декабря 2010 года. И к нему также приложено решение парламентского комитета по вопросам иностранных дел.
Следует отметить, что молчание Владимира Литвина на подобные просьбы весьма избирательны. Дело в том, что в том самом 2010 году спикер с большой готовностью отозвался на требование Партии регионов и согласился заменить некоторых делегации из числа "регионалов", которые перестали быть депутатами после назначения министрами.
В распоряжении "Украинской правды" оказался черновик аргументов Партии регионов, с которым они намерены выступить на ближайшем заседании регламентного комитета ПАСЕ.
Кратко, логика регионалов звучит следующим образом. С 2007 года – когда формировался состав украинской делегации – фракция БЮТ лишилась 54 своих члена и более не может претендовать на такое же представительство в ПАСЕ. За это же время фракция Партии регионов – наоборот прибавила 17 голосов и теперь может претендовать на большее количество своих депутатов в ПАСЕ. Чем и объясняется присутствие в составе делегации "регионалов" Александра Фельдмана – вступившего в Партию регионов.
Но если в этих двух пунктов "регионалы" действительно могут оказаться правы, то в вопросе касательно Валерия Писаренко и Владимира Пилипенко их логика иезуитски хромает. По мнению руководства Партии регионов, Писаренко и Пилипенко представляют в ПАСЕ группу из 43 независимых народных депутата в Верховной раде.
Абсурд в том, что из всех внефракционных депутатов украинского парламента Валерия Писаренко и Владимира Пилипенко меньше всего можно назвать "независимыми". Оба депутата – ближайшее соратники заместителя главы администрации президента Андрея Портнова, чего собственно и не скрывают.
Более того, на предыдущих сессиях ПАСЕ Писаренко и Пилипенко совместно или по отдельности представляли судебную и конституционную реформы, а на текущей сессии – реформу Криминально-процессуального кодекса.
Насколько весомыми окажутся аргументы "регионалов", станет известно уже сегодня после обеда. Если регламентный комитет встанет на сторону оппозиции, вопрос будет вынесен в зал и под удар будет поставлена вся украинская делегация. При этом непонятно, как это скажется на принятии резолюции по Украине, запланированной на четверг. Большинство собеседников "Украинской правды" утверждают, что резолюция будет рассмотрена независимо от того, подтвердятся полномочия украинской делегации или нет.
Между тем, несколько влиятельных членов регламентного комитета на условиях конфиденциальности выразили уверенность, что до зала вопрос о лишении украинской делегации полномочий не дойдет.
Во-первых, объясняют они, на решение комитета однозначно повлияет заявление новоизбранного президента ПАСЕ Жан-Клод Миньон. Господин Миньон намекнул, что считает лишение национальной делегации полномочий крайней мерой воздействия.
Во-вторых, уже вчера вечером несколько оппозиционеров в беседе с "Украинской правдой" заявили, что не станут настаивать на лишении полномочий всей делегации. По всей видимости, компромиссом может стать адресное обращение одного из органов ПАСЕ к главе Верховной Рады Владимиру Литвину с требованием пересмотреть состав украинской делегации. Учитывая, что новоизбранный президент ассамблеи представляет как раз группу ЕНП, вероятность давления на Киев очень велика.
И, в конечном итоге, это может привести к неожиданным результатам. Дело в том, что за последние два года Партия регионов с каждым месяцем набирала новых депутатов, в то время как БЮТ их стремительно терял.
И теперь уже сложно предугадать, как распределятся места в украинской делегации в соответствии с новой расстановкой сил в Раде. Очень вероятно, что он будет в пользу Партии регионов. Проблема лишь в том, что и проверить это может только Партия регионов. И только по собственному желанию.