Этот загнивающий запад
У евразийцев собственная гордость, и пропащий Запад нам не указ!
Если непредсказуемый Янукович окончательно рассорится с Брюсселем и Вашингтоном, то обосновать смену геополитического вектора будет несложно. Нынешние проблемы западного мира – бесценный подарок для пропагандистов альтернативного евразийского пути.
Западные буржуи, покровители "преступной Юльки", устроили мировой финансовый кризис.
У них – бездушный рынок, экономический крах, беспомощные правительства, народные бунты против гнилых и несправедливых порядков.
У нас – славянское братство, забота о людях, сильное и доброе государство, возрождение гуманных советских традиций.
С кем ты, маленький украинец?
Конечно, передовая интеллигенция будет сражаться за европейский выбор до последнего лайка в Facebook. Но тирады о европейских ценностях вряд ли увлекут рядового гражданина, никогда не бывавшего в Европе, зато регулярно наблюдающего по TV за погромами в Афинах, Лондоне и Риме.
Ярые ненавистники Запада не только радуются вражеским бедам, но и подводят под них идеологическое обоснование. Вот он – неизбежный коллапс бездушного и антигуманного общества, разваливающегося под тяжестью собственных грехов!
Возможно, эту версию стоило бы рассматривать всерьез, если бы не одна процветающая страна. Да-да, речь идет о старом добром Китае, который уже три года служит образцом экономической эффективности.
Подборка типичных новостей из Поднебесной выглядит примерно так:
"Полтора миллиона китайцев ежегодно умирают от переработки. Большинство жителей страны работают по 15 часов в сутки, без отпусков, отдыхая лишь одну неделю во время китайского Нового года. По мнению социологов, китайцы не жалеют себя на работе, стремясь отложить денег на старость: в КНР пенсия положена только госслужащим".
"Крупнейшая свалка электроники в мире находится в китайской провинции Гуандун. Семья из трех человек, работающих на разделке электронного хлама, с трудом зарабатывает в месяц 700-800 юаней. Этих денег хватает лишь на самое примитивное пропитание. Но отбоя от желающих устроиться на помойку нет: в Поднебесной насчитываются десятки миллионов крестьян, которые бежали из своих провинций, став нищими внутренними мигрантами. Дети китайских гастарбайтеров уже с 7-8 лет помогают родителям в поиске и сортировке мусора. Чтобы сэкономить деньги на аренде жилья, их родители строят хижины прямо посреди свалки".
"Число долларовых миллиардеров стремительно растет в Китае. В 2011 году количество людей с миллиардным состоянием достигло 271 человека, что на треть больше по сравнению с предыдущим годом и вдвое превышает показатель 2009 года".
Сегодняшний Китай – страна беспощадной эксплуатации трудящихся и разительных социальных контрастов. По логике кликушествующих пророков Поднебесная должна лететь в преисподнюю намного быстрее других. Однако КНР уверенно выходит в новые мировые лидеры. А западный мир барахтается в депрессивном болоте – не потому, что он хуже, а потому, что он гораздо лучше.
История человечества не знала ничего более гуманного, чем современная западная цивилизация. Именно в западном обществе XXI века наиболее полно реализованы вековые мечты идеалистов – всеобщее благосостояние, радение о каждом человеке, снисхождение к чужим недостаткам, поддержка слабых.
Казалось бы, прогрессирующая доброта должна сделать Запад сильнее. Но, к сожалению, мы наблюдаем обратную картину. Ибо светлые идеалы Иисуса Христа и Томаса Мора имеют мало общего с истинной человеческой природой.
Столкнувшись с реальной психологией Homo Sapiens, западный гуманизм порождает незапланированные, но вполне закономерные эффекты.
Возьмем пресловутые пособия по безработице. Авторы этого нововведения преследовали самые благие цели. Пособие мыслились как спасательный круг, который поможет утопающему не пойти ко дну, а продержаться, выплыть на берег и стать полноценным членом общества.
Никто и в страшном сне не мог представить, что люди будут годами сидеть на пособии, даже не пытаясь найти работу. Со временем спасательный круг превратился в плотик, а затем в уютную лодочку, после чего утопающий раздумал выбираться на сушу и потребовал предоставить ему комфортабельную яхту…
Окружите заботой бенгальских тигров, и популяция бенгальских тигров вырастет. Окружите заботой матерей-одиночек, и число матерей-одиночек резко увеличится. Окружите заботой иммигрантов, и поток иммигрантов многократно возрастет.
Окружите заботой экономически неактивное население, и доля экономически неактивного населения будет неуклонно расти.
Чем больше вы даете человеку, тем больше он требует – это естественное свойство людской натуры.
Кто проявляет наивысшую протестную активность в сегодняшнем мире? Нещадно эксплуатируемые азиатские работяги?
Нет – гордые эллины, обеспеченные максимальными социальными гарантиями при минимальной производительности труда.
Нетрудовые мигранты, которым безделье в ЕС приносит больший достаток, чем тяжелая работа на родине.
Лондонская и римская шпана, никогда не работавшая и работать не намеренная, но увлеченно громящая магазины и поджигающая автомобили.
Новый иждивенческий класс, порожденный западным милосердием, особенно бурно реагирует на экономические проблемы и готов уничтожить своего творца и благодетеля.
Увы, ничего другого ожидать и не приходилось.
Считается, что эгоизм аморален. Мы должны быть альтруистами и думать о ближних, уделяя им часть наших доходов. Вот путь к счастливому и гармоничному обществу!
Но какую роль в этой схеме играет объект нашей опеки – трудоспособный получатель социальных бонусов? По идее, он должен стоически отказываться от помощи, дабы не обременять своих ближних-налогоплательщиков.
На практике он принимает чужую помощь как нечто естественное и требует еще. Почему? Да потому что он типичный эгоист. Но эгоист посредственный, ленивый и безынициативный.
К сожалению, именно таких эгоистов плодят гуманные альтруисты, озабоченные общим благом.
Западные эксперименты с welfare state продемонстрировали, что реального выбора между эгоизмом и альтруизмом не существует. В действительности приходится выбирать между двумя формами эгоизма – конструктивной и деструктивной.
Конструктивный эгоист стремится к личному благополучию и понимает, что для этого нужно дать окружающим что-то взамен. Таких эгоистов формирует проклятая рыночная необходимость.
"Здесь надо было работать, не отставая, живей поворачиваться, не зевать. Здесь необходимо было обладать инициативой. Город требовал от человека самого лучшего, что было в нем,– иначе он просто от него отворачивался", – эти суровые драйзеровские строки одинаково актуальны и для Чикаго конца XIX столетия, и для Шанхая начала ХХI века.
Не слишком гуманно, но зато весьма продуктивно.
А что же деструктивный эгоист – дитя социального государства? Он стремится к личному благополучию и уверен, что окружающие должны это благополучие обеспечить. Мне обязаны предоставить работу – не потому, что я умею делать что-то востребованное, а потому, что мне нужна работа.
Пока привлекательных вариантов нет, общество должно меня содержать – ведь мне необходимо питаться, одеваться и размножаться. Плоды моего труда никому не нужны? Ну и что?! Я же все равно трачу свои силы и свое время! Требую достойной оплаты!
После выполнения всех моих пожеланий мой труд оказывается неэффективным и неконкурентоспособным? Это не мои проблемы – пусть об этом думают работодатели и правительство!
Разумеется, экономический механизм, построенный на таких принципах, априори несостоятелен. Чтобы экономика деструктивного эгоизма все-таки функционировала, необходимо одно из двух условий:
1) фонтан нефтедолларов, бьющий из-под земли и компенсирующий все затраты;
2) постоянные злоупотребления фиатными деньгами, наращивание государственного долга и поощрение кредитной экспансии.
Западный мир пошел по пути №2, и со временем дутый пузырь лопнул. Попытки противодействовать этому естественному процессу, спасая банкротов от банкротства и накачивая экономику новыми порциями фиатных денег, лишь затягивают кризис.
Такова плата за чудесную мечту о гуманном обществе и всеобщем счастье…
Да, нынешний Запад переживает серьезные трудности. Но смешно слышать антизападную критику из уст евразийских проповедников, разглагольствующих о человеколюбии, социальной справедливости и общественном благе. Ведь главная западная слабость – это стремление реализовать на практике те идеалы, которым противники Запада поклоняются на словах.