Юрий Луценко: Это месть тех, кто не может простить свой испуг 2005-м
Уголовное дело относительно Юрия Луценко может претендовать на самую яркую аналогию последней пятилетки. Столько совпадений между арестами первого года Виктора Ющенко и Виктора Януковича не было еще ни в одном деле. Разница лишь в том, что если пять лет назад власть исключительно в силу своей разношерстности пыталась как-то оправдаться, сегодня все намного откровеннее.
В ночь с 22 на 23 мая сон Юрия Луценко помимо десятков сотрудников "Беркут" охраняли также члены его штаба, фотографы и журналисты.
Еще накануне соратники бывшего главы МВД распространили информацию о том, что Юрия Луценко вывезут из больницы с первыми лучами рассвета. Куда и во сколько именно и главное – зачем так рано – нее знал никто. Как рассказал позже сам господин Луценко, его разбудили около 4 часов утра, и уже в 6:30 погрузили в автозак и увезли в направлении Лукъяновского СИЗО.
Спустя еще час Юрия Луценко доставили в здание Печерского суда на ул. Крещатик.
По иронии судьбы предварительное заседание суда по делу Юрия Луценко проходило в том же зале, куда пять лет назад доставлялись Евгений Кушнарев и Борис Колесников. Последнему именно в этом зале продлевали сроки задержания, "чтобы дать заключенному возможность ознакомиться с материалами дела". А покойного Евгения Кушнарева дважды выносили из этого зала на носилках.
Вообще ощущение дежавю возникало еще на подходах к суду. Летом 2005 года пешеходную часть улицы Крещатик перед судом перекрывали толпы свезенных из Донецка и Харькова "регионалов" с трансполрантами "Ющенко – политический киллер". В 2011 году проход к суду загораживал большой плакат "Здесь убивают Юрия Луценко".
За минувшие пять лет внутренний двор Печерского суда из бело-голубых флагов "перекрасился" в темно-бордовые знамена "Народной самообороны". Впрочем, неизменными остались только адекватность и политкорректность свезенной толпы: гремевшие здесь пять лет назад и вчера лозунги могли в равной степени раскрыть глаза на правду и Виктору Ющенко и Виктору Януковичу. Правда, в отличие от "оранжевого" лидера, господину Януковичу пришлось бы неоднократно вспоминать некоторые особо щепетильные моменты своей биографии.
Ожидая начало суда, Юрий Луценко сидел на низкой скамейке, огражденный от внешнего мира арматурной клеткой и плотным кольцом сотрудников "Грифона". Лидер Самообороны сидел молча, сложив руки на груди и уставившись в точку на потолке. Тут же на скамейке лежали ярко-красная папка с бумагами и бутылка воды.
На первый взгляд Юрий Луценко напоминал свои фотографии восьми-десятилетней давности: подтянутый, с блеском в глазах. Но на более близком расстоянии это ощущение сменялось легким удивлением от произошедших изменений: кожа на лице бывшего министра неравномерно покрылась красными подтеками, веки стянулись.
Самое удручающее впечатление вызывали обвисшие от худобы джинсы и пояс, скукожившийся складками от стянутого ремня. На все вопросы о самочувствии, Юрий Луценко односложно отвечал: "Нормально". Первые же беседы с журналистами выдали слабость в голосе.
"ЭТО ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ЖЕЛАНИЕ РАСТОПТАТЬ МАЙДАН"
Последний раз такое внимания к персоне Юрия Луценко уделялось возможно лишь во время скандала во Франкфуртском аэропорту. Ажиотаж вокруг бывшего главы МВД начал спадать еще в ноябре-декабре прошлого года. И если бы кому-то очень понадобилось вернуть повышенное внимание к господину Луценко, лучшего способа, чем демонстративный арест придумать было нельзя.
За несколько минут до начала заседания "Украинской правде" удалось узнать мнение самого Юрия Луценко о причинах своего ареста.
- А вы сами понимаете цель вашего задержания?
- Целей несколько, - начал господин Луценко. – Во-первых, наказание лично Луценко теми, кто не может простить своего личного испуга в 2005-м. Это первая цель, утвержденная лично Виктором Януковичем.
- Во-вторых, нужно показать, что любой, кто приблизится к Юлии Тимошенко, окажется за решеткой. И это тоже утверждено лично Януковичем.
- Третья цель: демонстративно и символично растоптать Майдан. Ну так случилось, что я один из немногих, кто упоминал это слово и в четвертом, и в седьмом, и в десятом и в одиннадцатом годах.
Во время беседы Юрий Луценко старался избегать разговоров о туманных перспективах своего участия в парламентских выборах 2012 года в случае его осуждения. Немного позже бывший первый номер НУНС заявил, что вообще не особо рвется в Верховную Раду.
Примерно в 11 часов в зал вошел судья Сергей Вовк. Вследствие удивительного стечения обстоятельств, господин Вовк рассматривает практически все резонансные уголовные дела в отношении представителей оппозиции.
- Говорят, дела в суде должны распределяться компьютером, - полушепотом шутил Юрий Луценко, пока в зале устанавливалась тишина, - Но не в этом суде. Здесь есть один главный компьютер – Вовк.
Когда председательствующий начал заседания, возникло ощущение, что Юрия Луценко передали из рук одних врачей в руки другого: чуткость, обходительность и внимательный тон судьи Вовка напоминали манеры опытного психоаналитика.
- Юрий Витальевич, скажите, пожалуйста, у вас есть какие-либо отводы в рамках рассмотрения дела? - крайне вежливо поинтересовался господин Вовк.
- Да, есть, - без церемоний ответил обвиняемый, - я хочу объявить отвод Вам, поскольку у меня есть претензии к вашему профессионализму и ангажированности…
По словам Юрия Луценко, его недоверие обосновывалось тем, что ранее Сергей Вовк при рассмотрении практически аналогичного случая, оставил под арестом бывшего замминистра юстиции Евгения Корнейчука.
Обвинения в свой адрес судья Вовк слушал молча, вглядываясь в лицо Луценко, как врач искренне желающий помочь душевно больному. Потом таким же вежливым тоном объявил, что суд удаляется в совещательную комнату, чтобы принять решение по данному вопросу.
"Если со мной что-то случится, Радио свобода обнародует документы о Юрие Иванющенко"
Во время перерыва "Украинской правде" снова удалось записать с Юрием Луценко небольшое интервью. Находясь за решеткой, бывший глава МВД продолжает утверждать, что одной из причин его ареста также могут быть заявления в адрес народного депутата Партии регионов, Юрия Иванющенко.
Напомним, ранее господин Луценко утверждал, что "регионал", близкий к действующему президенту Виктору Януковичу, ранее являлся уголовным авторитетом. Правда, позже один из его ближайших соратников – Геннадий Москаль эту информацию опроверг, а сам господин Иванющенко нанял группу юристов, предоставивших справки из правоохранительных о непричастности депутата к криминальному миру.
- Он авторитетный вор донецкой области. Я могу продемонстрировать разговоры об убийствах и заказах других преступлений, которые он обсуждал со своими "шестерками". И я понимаю, что после таких заявлений Луценко нужно закрыть. Но если кто-то думает, что я перестану говорить или изменюсь, они прогадают.
Я готов подтвердить, что до моего прихода в МВД он рассматривался как хоть и некрупный, но как один из авторитетов донецкой области. О его разговорах с другими боевиками, где, в том числе упоминаются слова "свою ошибку ты смоешь кровью". А дальше доклад по этому делу шел к его великому земляку, ныне самому известному в Украине.
- Речь идет о Викторе Януковиче?
- Это я предоставляю вам для журналистских версий…
- Вы сказали о документах, где они сейчас хранятся?
- Один из экземпляров хранится в "Радио свобода", если со мной что-то случится, они будут обнародованы там.
На вопрос "Украинской правды", а пытались ли с ним договориться, Юрий Луценко сказал, что это случилось один раз и "очень несмело".
- Во время дачи показаний о т.н. незаконном праздновании дня милиции, мне было предложено сказать, что это инициатива Тимошенко и тогда я сразу мог бы стать свидетелем. Мой ответ был автоматическим, без цензуры. И больше таких попыток не было.
Как известно, в тот год постановлением Кабинета министров в связи с кризисом был введен запрет на проведение государственными учреждениями каких-либо праздничных мероприятий. По словам Юрия Луценко, в эпизоде о незаконном празднование дня милиции в 2009 году, по которому возбуждено уголовное дело, главным доказательством является…экспертиза института культуры Михаила Поплавского, которая подтверждает, что это действительно были "праздничные", а не, к примеру, "торжественнее" мероприятия.
После перерыва Сергей Вовк объявил, что суд решил не удовлетворить ходатайство о своем же собственно отводе. Рассмотрение дела началось с выступления Юрия Луценко.
- У меня нет чемоданов денег как у других клиентов Печерского суда, чтобы можно было написать статья сем, в связи с изменением обстоятельств. Я не такой как Комарницкий, которого отпускают на подписку по решению Генпрокурора, потому что он украл пол-Киева. Я не сын народного депутата Партии регионов, которого отпустили после явки с повинной об убийстве даже без ограничения передвижения по Украине, - говорил Юрий Луценко.
Обвиняемый просил либо закрыть дело в связи с отсутствием состава преступления, либо изменить ему меру пресечения.
- Я гарантирую, что буду ходить на заседания суда, я не уеду в Рио-де-Жанейро, не вырежу бензопилой всех свидетелей, только сделайте нам большой сюрприз и измените мне меру пресечения, как того требует закон!
Кроме того Луценко просил предоставить ему суд присяжных. По всей видимости, это требование – часть стратегии оппозиции в борьбе с украинской судебной системой. Дело в том, что право обвиняемого на суд присяжных гарантируется Конституцией Украины. В то же время законодательно – на уровне Уголовно процессуального кодекса этот вопрос никак не урегулирован.
- Но это ведь не моя проблема, что Верховная рада за 15 лет не смогла принять нужные законы, правда?, - возмущался обвиняемый.
Впрочем, главной проблемой Юрия Луценко в этот день были предсказуемо несговорчивые представители прокуратуры. Требование Юрия Луценко предоставить ему право суда присяжных, гарантированное Конституцией, прокурор назвал попыткой манипулировать общественным мнением.
- Я считаю, что оснований для изменения меры пресечения Юрию Луценко нет. Ведь раньше ему уже меняли меру пресечения – с подписки на арест в связи с систематическим невыполнением процессуальных решений суда…, - заявил прокурор.
- Дайты факты!, - вырвалось из зала. Кричала супруга обвиняемого – Ирина Луценко.
- ..обвиняемый не выполнял решений следователя
- - Когда?! Назови дату!, - присоединился уже сам Луценко.
- …уклонялся от следствия и таким образом препятствовал установлению истины!
В этот момент зал взорвался. Кричали в основном народные депутаты.
- Каким образом?!? Дай факты! Хотя бы один протокол! Хватит врать уже пять месяцев!
Покрасневший следователь завершил свое выступление утверждением, что на данный момент ни голодовка, ни состояние здоровья Юрия Луценко не является основанием для изменения меры пресечения.
- Вы каждый день по телевизору рассказывали, что я ем колбасу и масло. И этот сейчас рассказывает, что мне оказывается медицинская помощь!, - не выдержал Юрий Луценко. – Меня сегодня такие орлы как ты подняли и без единой капельницы и замера сказали – иди, вперед! Я вас тут ждал шесть часов! Вот когда ты скинешь 20 килограмм, вот тогда и будем говорить, кому что оказывается…
К этому моменту судья Вовк уже собрал бумаги со стола и готовился к окончанию заседания. Крики обвиняемого вызывали на его лице все то же заботливо-трогательно выражение. Спустя полчаса, когда господин Вовк вышел из совещательной комнаты, его лицо было более суровым, но таким же заботливым. Он зачитывал решение так, будто дает рекомендации пациенту: быстро, четко, но с уверенностью, что рано или поздно это поможет.
В этот день Юрий Луценко в больницу уже не вернулся. Из здания суда бывшего главу МВД повезли в Лукъяновское СИЗО, где уже совсем другие врачи должны позаботиться о выходе из 32-х дневного голодания.