WikiLeaks: Вражда Ющенко и Тимошенко на глазах у России
"Украинская правда" продолжает публикацию докладных американских дипломатов.
Данный материал "Украинская правда" получила от партнера WikiLeaks в России - сайта "Русский репортер".
На этот раз вашему вниманию предлагается докладная посла США в России Уильяма Бернса, которая датирована февралем 2008 года.
В ней описан зарождающийся конфликт между президентом Ющенко и премьером Тимошенко, Кабмин которой находился при власти меньше чем два месяца.
Причем заложником этого противостояния становятся отношения с Россией, когда украинские власти просят развести во времени поездки в Москву Ющенко и Тимошенко, чтобы они там случайно не пересеклись....
Сегодня автор этой докладной Уильям Бернс является заместителем госсекретаря США Хиллари Клинтон.
ЮЩЕНКО-ТИМОШЕНКО-МОСКВА
С Е К Р Е Т Н О M+H1356OSCOW 000587 SIPDIS SIPDIS E.O. 12958: DECL: 02/21/2018 TAGS: PREL, PGOV, ECON, UP, RS ТЕМА: ЮЩЕНКО И ТИМОШЕНКО В МОСКВЕ ССЫЛКА: A. MOSCOW 561 B. MOSCOW 265 C. MOSCOW 147
Засекречено: Посол Уильям Бернс. Причины 1.4 (B/D).
1. (C) Резюме. После многочисленных изменений, внесенных в последнюю минуту, и пересмотров графика в связи с визитом Тимошенко, заседание Межправительственной комиссии Ющенко — Путин (МПК) 12-13 февраля прошло без участия Тимошенко.
Члены правительства РФ выразили обеспокоенность сложными отношениями между Ющенко и Тимошенко, которые требуют "деликатного соблюдения баланса" со стороны России.
Работа МПК была сосредоточена на плане действий на 2008 год, охватывающем все области двусторонних отношений, причем основное внимание занимали два щекотливых вопроса: НАТО и газ. Обострил ситуацию и ряд мелких разногласий, случившихся за последнее время.
Вражда между Ющенко и Тимошенко не дает стабилизировать ситуацию с торговлей газом между Россией и Украиной, а "Газпром" угрожает очередным отключением, если долг не будет выплачен до 3 марта.
Московские аналитики считают двусторонние отношения заложником игр на украинской политической арене, где различные силы стараются занять более выгодную позицию для участия в выборах президента в следующем году, пытаясь взять дела с Россией в свои руки. Конец резюме.
"Фарс" Ющенко и Тимошенко
2. (C) В этом месяце Ющенко за две недели совершил два визита в Москву: на заседание Межправительственной комиссии 12-13 февраля, где у него прошла двусторонняя встреча с Путиным, и на неофициальный саммит стран СНГ 21-22 февраля, где он не встречался Путиным (см. A). Поездке Ющенко мешал много раз откладывавшийся визит премьер-министра Юлии Тимошенко.
26 февраля директор второго департамента стран СНГ МИД России Виктор Сорокин заявил, что сложные отношения между Ющенко и Тимошенко затруднили работу МПК. Он назвал ситуацию в лучшем случае "разочаровывающей" или, во всяком случае, "озадачивающей".
По просьбе Украины визит Тимошенко, запланированный на 11 февраля, чтобы избежать пересечения с Ющенко, который должен был прибыть на следующий день, был отложен до 21 февраля, а впоследствии по тем же причинам перенесен еще на день вперед. По словам Сорокина, в правительстве РФ просто не понимают, как президент и премьер-министр могут эффективно работать при таких странных обстоятельствах.
Сорокин сообщил, что целью правительства РФ было провести осмысленный диалог с украинскими сторонами на заседаниях всех шести комиссий, не усугубив и без того деликатное положение. Правительству РФ, которое ожидало участия Тимошенко в МПК, пришлось отреагировать на решение Украины не включать ее в состав делегации и не приглашать на заседание премьер-министра Зубкова.
Двусторонние переговоры Путина с Ющенко
3. (C) Во время "доброй" трехчасовой беседы президенты обсудили широкий спектр двусторонних вопросов, в частности, торговлю газом, НАТО и спорные моменты в общей истории обеих стран. Также Путин убеждал Ющенко принять более активное участие в урегулировании приднестровского конфликта.
Сорокин сообщает, что президенты разошлись во взглядах относительно НАТО и инициативы правительства Украины по поводу национальных героев. Путина не убедили аргументы Ющенко о том, что запрос Украины на план действий по членству в НАТО не направлен против России.
НАТО: Болезненный и всеохватывающий вопрос
4. (C) До встречи Путина с Ющенко на заседании МПК российское правительство неоднократно выражало неудовольствие по поводу заявки Украины на вступление в НАТО. В заявлении о подаче Украиной запроса на план действий по вступлению в НАТО, сделанном 23 января, МИД России предупредило, что дальнейшее расширение НАТО может привести к серьезным военно-политическим сдвигам, которые отразятся на интересах России (см. B).
В заявлении цитируется двустороннее соглашение от 1997 года, определяющее рамки стратегического партнерства между Россией и Украиной, и подчеркивается, что потенциальная интеграция Украины в НАТО вынудит Россию предпринять "соответствующие меры".
По словам заместителя министра иностранных дел Григория Карасина, правительство РФ было "разочаровано" шагом правительства Украины (см. C). Карасин сообщает, что положительное решение в Бухаресте вынудит Россию принять стратегические контрмеры. На своей ежегодной пресс-конференции, состоявшейся 14 февраля, Путин раскритиковал запрос Украины на план действий по вступлению в НАТО, заявив, что большинство населения против вступления в НАТО, однако украинское руководство не спрашивает их мнения. "Какая же это демократия?", — спросил он.
5. (C) Советник-посланник посольства Украины Мирослава Щербатюк пояснила нам, что интерес Украины к сближению с НАТО — который впервые одновременно выразили все три ключевых лидера страны — вызвал у правительства РФ "реакцию дежа-вю", никого не удивившую в Украине, однако спровоцировал искреннее и более зрелое обсуждение темы НАТО в широкой украинской общественности.
По словам Щербатюк, хотя это "болезненный" для России вопрос, который обсуждается на всех уровнях во время каждой двусторонней встречи, реакция правительства РФ была менее эмоциональной, чем в первые годы после Оранжевой революции. Она признает, что во время визита в Москву секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Раисы Богатыревой, состоявшегося 29 января, все представители российской стороны, включая министра иностранных дел Сергея Лаврова, председателя Государственной думы Бориса Грызлова и других депутатов, с враждебностью восприняли шаги Украины.
6. (C) Московские аналитики прогнозируют, что отсутствие внутреннего консенсуса по поводу вступления в НАТО в Украине и недостаток координированной поддержки со стороны членов Североатлантического альянса в сочетании с медлительностью его бюрократического аппарата могут надолго сделать этот вопрос больным местом в отношениях между двумя государствами.
Есть мнение, что "излишний" напор правительства Украины может спровоцировать радикальные "контрмеры" со стороны правительства РФ, в частности, пересмотр статуса Черноморского флота и деятельности в Севастополе и вокруг него, которую финансирует правительство РФ.
Газ: С обеих сторон процветает мошенничество
7. (C) Многие считали арест Семена Могилевича, взятого под стражу 24 января, лишь вершиной айсберга крупных подозрительных сделок по торговле газом, так как он якобы был связан с компанией "РосУкрЭнерго", которая стала ключевым посредником по экспорту российского газа в Украину, после того как в 2006 году Россия ненадолго прекратила поставки газа в Украину.
Сорокин отметил, что премьер-министр Тимошенко сделала ликвидацию цепочки посредников между "Газпромом" и Украиной и повышение платы за транзит газа через территорию Украины центральной темой своего визита, проходившего 20-21 февраля. По словам Сорокина, хотя и Ющенко, и Тимошенко преследовали цель ликвидировать посредников в торговле газом, последняя настаивала на немедленном исключении из торговли "РосУкрЭнерго". Сорокин добавил, что чиновники правительства РФ сочли ее неподатливой и менее благонадежной, чем Ющенко.
8. (C) По словам Сорокина, больше всего правительству РФ не понравилась идея Тимошенко о строительстве газопровода "Белый поток", которое оно считает очередной попыткой обойти Россию в транзите газа из Центральной Азии в Европу. Он добавил, что Россия ценит Украину как ключевой канал связи с Европой, который будет работать лишь в том случае, если обе страны будут "едины" и "последовательны".
Сорокин сообщил нам, что 26 февраля Путин по телефону обсуждал с Ющенко растущую задолженность Украины и отсутствие контракта на 2008 год. Между тем, на 28 февраля пререкания между "Газпромом" и "Нефтегазом" не прекратились, что лишний раз доказывает, насколько хрупки отношения между обеими странами в области энергоносителей.
9. (C) По словам Щербатюк, Ющенко хочет большей прозрачности, однако предпочитает избегать шагов, которые приведут к дальнейшему росту цен. Эксперты из Московского центра Карнеги подчеркнули нам, что приоритетным для правительства РФ является вариант, при котором Украина будет выступать надежным экономическим партнером, обеспечивающим бесперебойный транзит российского газа (в основном туркменского и узбекского газа, проходящего через территорию России) в Европу. Все собеседники сходятся во мнении, что до окончания рокировок в руководстве "Газпрома" заключить долгосрочное соглашение будет невозможно.
Газ и не только…
10. (C) В 2007 году увеличение объемов двусторонней торговли между Россией и Украиной до $32 млрд. завуалировало разрыв связей между некоторыми российскими и украинскими отраслями. По словам Щербатюк, Россия постепенно консолидирует производственный цикл, чтобы отказаться от импорта из Украины в тех сферах, где традиционно между двумя странами существовала взаимосвязь, в частности, в самолето- и машиностроении. Когда Украина выразила намерение вступить в НАТО, Россия также начала сокращать сотрудничество в военной и технической областях. Щербатюк заявила: "Во многих важных отраслях идет спокойный процесс экономического разделения".
11. (C) Как отмечают некоторые эксперты, члены правительства РФ с неохотой говорят о 13-процентном росте украинской экономики в 2007 году — несмотря на политические беспокойства в Киеве, — который намного превосходит российские 6 процентов. Также они утверждают, что вступление в ВТО предоставило бы Украине рычаг воздействия в торговле с Россией. Однако они прогнозируют, что новый Шенгенский режим пойдет во вред Украине, особенное ее западным областям, так как жители стран, вновь вошедших в Шенгенский союз, заменят украинских рабочих в Западной Европе. Рост безработицы на Западной Украине может усугубить неравенство между регионами страны, предоставив преимущество восточным областям, которые сильнее интегрированы в российскую экономику.
Мазепа: Не только опера Чайковского
12. (C) Недавно в список исторических фигур, вокруг которых идут споры между Россией и Украиной, добавили Ивана Мазепу. После того, как правительство РФ выразило недовольство попыткой правительства Украины переклассифицировать Голодомор в геноцид, а Романа Шухевича в украинского национального героя, всплыли и другие случаи, в частности, правительство Украины согласилось предоставить политическое убежище петербургскому журналисту Андрущенко. Затем убежища попросили еще два российских журналиста.
1 февраля украинскому политическому аналитику Сергею Тарану отказали во въезде в Россию в петербургском аэропорту "Пулково". В заявлении МИД от 5 февраля этот инцидент был подтвержден без указания причины отказа, хотя приводился отказ украинских властей в декабре 2007 года разрешить въезд в Украину двум российским политическим "аналитикам" — Дугину и Зарифулину.
Иван Мазепа, который изображен в поэме Пушкина и опере Чайковского как грубый украинский солдат, который вступил в союз со шведским королем Карлом XII против Петра Первого, стоит в центре двух текущих конфликтов. Правительство РФ назвало план правительства Украины по возведению монумента Мазепе "антироссийским", а Сорокин высмеял намерение Украины отметить трехсотлетие битвы под Полтавой, назвав его "абсурдным". По мнению некоторых экспертов, необходимость создавать украинское национальное самосознание оправдана, однако выбор неоднозначных личностей в качестве героев вызывает у россиян отрицательную реакцию.
Продолжение следует: Черноморский флот и Крым
13. (C) Украинское посольство выразило разочарование медленными темпами переговоров по Черноморскому флоту. Срок действия текущего соглашения заканчивается в 2017 году, и передислокация флота должна быть одним из основных вопросов на повестке дня обеих сторон.
Однако правительство РФ постоянно заявляет, что еще "не созрело" обсуждать детали. По словам Щербатюк, результаты работы 6-го заседания двусторонней подкомиссии по Черноморскому флоту ничтожны. Между тем, правительство РФ активизировало деятельность в Севастополе через пророссийские и получающие российское финансирование неправительственные организации.
Комментарий
14. (C) Поскольку политический процесс в Украине все еще не стабилен, а в России сменяется президент, отношения между этими странами не развиваются, а решение ключевых вопросов отложено до конца мая. БЕРНС
***
C O N F I D E N T I A L M+H1356OSCOW 000587 SIPDIS SIPDIS E.O. 12958: DECL: 02/21/2018 TAGS: PREL, PGOV, ECON, UP, RS SUBJECT: RUSSIA-UKRAINE RELATIONS: YUSHCHENKO AND TYMOSHENKO IN MOSCOW REF: A. MOSCOW 561 B. MOSCOW 265 C. MOSCOW 147
Classified By: Ambassador William J. Burns. Reasons 1.4 (B/D).
1. (C) Summary. After many last-minute changes and rescheduling involving Tymoshenko's visit, the February 12-13 Putin-Yushchenko Intergovernmental Commission (IGC) convened without Tymoshenko's participation. GOR officials expressed dismay at the complicated dynamics between Yushchenko and Tymoshenko, which required "delicate balancing" on its part. The IGC session focused on an action plan for all areas of the bilateral relationship for 2008, while two sensitive issues -- NATO and gas -- loomed large. A recent series of small-scale disagreements have also added to the friction. Compounded by the Yushchenko- Tymoshenko feud, the on-again-off-again gas deal between Russia and Ukraine is continuing, with Gazprom threatening another cut-off unless the debt is paid by March 3. Moscow analysts view bilateral relations as hostage to Ukrainian domestic political games, where different forces vie for a better position in next year's presidential election through attempts to gain an upper hand over deals with Russia. End summary. Yushchenko-Tymoshenko
"Farce" -----------------------------
2. (C) Yushchenko made two visits to Moscow within two weeks this month, for the February 12-13 IGC meeting, where he met bilaterally with Putin, and the February 21-22 CIS Informal Summit, where he did not (ref A). Yushchenko's travel was punctuated by PM Tymoshenko's many-times-delayed visit. MFA Second CIS Department Director Viktor Sorokin, who was present in both Putin-Yushchenko and Putin-Tymoshenko meetings, told us February 26 that the uneasy dynamics between Yushchenko and Tymoshenko complicated the IGC proceedings. He termed the situation "disappointing" at best and "bewildering" otherwise. Tymoshenko, whose February 11 visit, one day before Yushchenko's to avoid the overlap with him, was delayed till February 21 at Ukraine's request and then was moved forward by one day for the same reason. Sorokin said that GOR officials simply could not understand how the president and prime minister of a country could work effectively under such odd circumstances. Per Sorokin, the GOR's goal was to conduct a meaningful dialogue with the Ukrainian counterparts in all six commissions without making the already delicate situation worse. The GOR, which had prepared for Tymoshenko's participation in the IGC, had to match the Ukrainian decision not to include her in its team by pulling PM Zubkov from the session.
Putin-Yushchenko Bilateral --------------------------
3. (C) The two presidents, during their three-hour long "good" discussion, covered a wide range of bilateral issues, notably the gas deal, NATO and the dispute over the two countries' common history. Putin also urged Yushchenko to take a more active role in the resolution of the Transnistria conflict. Sorokin reported that Putin and Yushchenko clashed over NATO and the GOU's initiatives on Ukrainian national heroes. Putin was not convinced by Yushchenko's insistence that Ukraine's request of NATO MAP was not intended to be anti-Russian.
NATO: Painful and All Encompassing ----------------------------------
4. (C) Prior to the Putin-Yushchenko IGC meeting, the GOR repeatedly expressed its displeasure with Ukraine's NATO bid. In a January 23 statement on Ukraine's pending request for a NATO MAP, the MFA warned that further expansion of NATO could produce a serious political-military upheaval that would affect the interests of Russia (ref B). Citing the 1997 bilateral agreement laying out the Russian-Ukrainian strategic partnership, the statement stressed that the potential integration of Ukraine into NATO would force Russia to undertake "appropriate measures." During a February 8 meeting with the Ambassador, DFM Karasin said that the GOR was "disappointed" with the GOU's move (ref C). A positive decision in Bucharest, Karasin said, would force Russia to take strategic counter-measures. In his February 14 annual press conference, Putin lashed out against Ukraine's MAP request, saying that the majority of Ukrainian citizens were against their country's NATO membership but Ukrainian leaders did not ask their opinion, "What kind of democracy is this?" he asked.
5. (C) Ukrainian Embassy Political Counselor Myroslava Shcherbatyuk told us that Ukraine's interest in closer relations with NATO -- for the first time as a consensus decision by the three top leaders of the country -- had triggered a "deja-vu reaction" from the GOR, which had surprised no one in Ukraine, and had provoked a genuine and more mature public discourse on NATO in Ukraine. Although the topic was "painful" for Russia and was discussed in every bilateral meeting on every level, Shcherbatyuk argued that the GOR's response had been to date less emotional than in the early post-Orange years. She acknowledged that during Ukrainian National Security and Defense Council Secretary Bohatyreva's January 29 visit to Moscow, all Russian interlocutors, including FM Lavrov, Duma Speaker Gryzlov and other Duma deputies, had expressed hostility to the Ukrainian move.
6. (C) Moscow analysts predict that Ukraine's domestic lack of consensus on membership and the lack of coordinated support among NATO member states, combined with a slow-moving NATO bureaucracy, could make the issue a long-term sore spot in the relationship. Some argued that an "excessive" push by the GOU could catalyze radical "counter measures" from the GOR, including a possible re-examination of the status of the Black Sea Fleet and GOR-funded activities in and around Sevastopol.
Gas: Scheming Abounds on Both Sides -----------------------------------
7. (C) Many viewed the January 24 arrest of Semyon Mogilevich as only the tip of the iceberg of murky, high-stakes gas deals, given his alleged involvement with RosUkrEnergo, which became the key middleman in Russian gas exports to Ukraine after Russia briefly cut off the gas supply to Ukraine in January 2006. Sorokin noted that PM Tymoshenko made the removal of the chain of intermediaries between Gazprom and Ukraine, as well as raising the gas transit fee through the Ukrainian territory, the central theme of her February 20-21 visit. Although Yushchenko and Tymoshenko shared the same goal of removing intermediary agents in the gas deal, Sorokin said, the latter insisted on the immediate removal of RosUkrEnergo from the deal. GOR officials found her, Sorokin added, inflexible and less trustworthy than Yushchenko.
8. (C) According to Sorokin, the GOR was particularly not pleased with Tymoshenko's idea of the White Stream Pipeline, considering it another attempt to bypass Russia in bringing Central Asian gas to Europe. Russia values Ukraine as the key link to Europe, which can work only if the two countries are "united" and "consistent," he added. Sorokin told us that Putin and Yushchenko talked over the phone on February 26 to discuss Ukraine's growing arrears and the absence of the 2008 contract. In the meantime, bickering between Gazprom and Naftogaz is continuing as of February 28 -- just another sign of the fragility of the energy deal between the two countries.
9. (C) Shcherbatyuk said that Yushchenko wanted more transparency but preferred to avoid measures which would further increase the price. Moscow Carnegie Center experts emphasized to us that the GOR's priority is to have Ukraine as a reliable economic partner, which would guarantee that Russian gas (mostly Turkmen and Uzbek gas that transits Russia) would flow to Europe without disruption. All interlocutors agreed that until Gazprom's leadership re-shuffle ended, no long-term deal could be made.
Beyond Gas ----------
10. (C) In 2007, the increase in the volume of bilateral trade between Russia and Ukraine to USD 32 billion disguised a decoupling of certain Russian-Ukrainian industries. According to Shcherbatyuk, Russia is slowly consolidating the production cycle to do away with imported parts from Ukraine in the areas where traditionally the two countries were interdependent, such as aircraft and machine building. With Ukraine's aspirations to NATO membership, Russia has already begun to reduce its cooperation in military and technical fields, as well. Shcherbatyuk said, "The quiet process of economic disengagement in many important areas is under way."
11. (C) Some experts noted that GOR officials are reluctant to talk about Ukraine's 13-percent plus economic growth in 2007, which -- despite Kyiv's political turmoil -- easily surpassed Russia's 6 percent. They also argued that WTO entry could give Ukraine leverage in its dealings with Russia. They predicted, however, that the new Schengen regime could hurt Ukraine, particularly in its West, as new members would replace Ukrainian workers in Western Europe. The rise of unemployment in western Ukraine could create more disparity among Ukrainian regions, giving eastern Ukraine, which is better incorporated into the Russian economy, an advantage.
Mazepa: Not Only A Tchaikovskiy Opera -------------------------------------
12. (C) Ivan Mazepa has recently been added to the long list of historical figures about whom Russian and Ukraine quarrel. Since the GOR's pronounced dissatisfaction with the GOU's attempt to reclassify the Holodomor as genocide, and Roman Shukevich as a Ukrainian national hero, other cases have emerged: -- the GOU agreed to award political asylum to St. Petersburg journalist Andrushchenko. Two more Russian journalists have requested asylum as well. -- on February 1, Ukrainian political analyst Serhiy Taran was barred from entering Russia at St. Petersburg's Pulkovo airport. The February 5 MFA statement confirmed the incident without giving a reason for the denial, although it cited the December 2007 refusal of Ukrainian authorities to grant entry to Ukraine to two Russian political "analysts" -- Dugin and Zarifulin. -- Ivan Mazepa, portrayed in Pushkin's tale and Tchaikovskiy's opera as a boorish Ukrainian soldier, who joined Swedish King Karl XII against Peter the Great, is at the center of the current dispute. The GOR termed the GOU's plan to build a monument to Mazepa "anti-Russian," while Sorokin scoffed at the Ukraine's planned commemoration of the 300th anniversary of the Battle of Poltava as "absurd." Some experts thought that the need to create a Ukrainian national identity was understandable, but choosing controversial figures as heroes would not resonate well with the Russians.
More to Come: Black Sea Fleet and the Crimea --------------------------------------------
13. (C) The Ukrainian Embassy expressed frustration with the sluggish pace of Black Sea Fleet negotiations. With its current agreement set to expire in 2017, the transfer of the fleet to another location should be a major issue on the bilateral agenda. The GOR, however, has consistently insisted that it is "premature" to discuss details. Shcherbatyuk said that the bilateral Black Sea Fleet sub-commission, with its 6th session completed on January 24, produced negligible results. In the meantime, the GOR has intensified activities in Sevastopol through pro-Russian and Russian-funded NGOs.
Comment -------
14. (C) With the political process still in flux in Ukraine, and the presidential transition in Russia underway, the bilateral relationship is on hold, with pivotal issues deferred until after May. BURNS