Атака политических вирусов

Понедельник, 19 июля 2010, 11:08

С приближением выборов и летним снижением цен на медиа-услуги политические штабы решили активизироваться - чего же добру пропадать. Кое-кто пошел классическим путем, выкупив дешевые билборды, а кое-кто сделал ударение на вирусном маркетинге - по слухам, наиболее эффективном и недорогом. Правда, благодаря отечественным консультантам, дешевизна вирусных проектов начинается с сумм с пятью нулями.

Femenетизація эфира

Женская организация Femen, наверное, наилучший политический проект последних лет, успешность которого не вызывает сомнений. Созданный по стандартным лекалам, благодаря удачно подобранным лидерам, проект сегодня может претендовать на самостоятельное существование, без посторонних политических задач.

То, что Femen не является движением за права женщин - очевидно для многих экспертов. Организация вообще не использует опыт, который накопили аналогичные западные структуры за десятилетие: нет ни серьезной теоретической базы, ни проектов законов, ни сильно выраженной диалогической позиции.

Девочки просто выходят полуголые и привлекают внимание к наболевшим проблемам вроде "Украина - не бордель".

Однако вместо действенных предложений относительно защиты женщин (так, например, похожие организации за границей лоббируют скорее легализацию проституции, чем обвинения женщин легкого поведения), девочки сводят разговор к терминам общего значения.

Этот так называемый "мильтон-язык": когда человека спрашиваешь, почему у него нет сайта, а на сайте - службы поддержки женщин, а человек отвечает, что во всем виноваты продажные политики. А еще лучше - гипотетические "они", которые все продали, и теперь борются с "нами".

Говорить о разнице между Симоной де Бовуар и Юлией Кристевой с девушками нет смысла - скорее всего, они будут отвечать в стиле: "Пока вы замыливаете глаза футболом, политики разворовывают страну".

Между тем, именно Femen замыливают глаза своими сосками, не предлагая серьезных тем для дискуссий.

Отсутствие теоретического и практического феминистического базиса в организации подкрепляется несколькими публичными случаями: общим проведением времени с политиками, хулиганские затеи на ток-шоу.

Если пересмотреть эфиры Шустера и Киселева, то хорошо видно, что все участники просто играют: ведущие не вызывают охрану, охрана и сама не спешит выводить непрошеных гостей, девушки красиво ходят по сцене, выкрикивая общие фразы...

Когда в свое время в прямом эфире Жириновский и Немцов плескались соком друг другу в лицо - это была политическая баталия.

Когда госпожа Шевченко в образе эпатажной девушки просто бросает Нестору Ивановичу несколько вопросов и спокойно уходит от него (могла хотя бы тортом в лицо запустить), то это выглядит как театральная постановка.

Людям, которые работают в рекламе, поведение Femen понятно и знакомо. Это же обычные маркетинговые приемы, которые имеют целью привлечь внимание к продукту. Ведь все известно, что самые действенные eye-catchers (образы, которые привлекают внимание) в рекламе - это секс, женщины, дети и животные.

В случае с отечественными феминистками мы получили идеальный рекламный сюжет - девушки модельной внешности светят грудью на фоне политического товара.

Вершина Femen как технического проекта - это перфоменс на избирательном участке за несколько минут до приезда Януковича. Конечно, все можно объяснить другими причинами - для поездки к Тимошенко не было денег, в Киеве было много прессы и т.п..

Но следует признать одно: для любого политика это идеальная ситуация - в день, когда запрещена агитация, красивые полуоголенные девушки устраивают веселое шоу перед его появлением.

И, как свидетельствуют многочисленные исследования, в такой рекламе никто не запоминает тексты, наиболее эффективным является сам сексуальный стимул, а также визуализации рекламированного товара.

И целый день все СМИ показывали девушек перед Януковичем... Конечно, нельзя сказать, что именно это обеспечило ему победу или стало  ключевым моментом избирательной кампании.

Лишь маленький винтик большой системы, и он сыграл свою роль в нашей внутренней борьбе между рациональным и эмоциональным.

Очень мощный эмоциональный фактор сексуальности оказывал содействие тому, что некоторые люди (особенно мужчины) меньше колебались, легче делали свой выбор в пользу кандидата. Особенно это важно для тех, кто не определился, ведь никто не отменял фактор визуального замещения: именно сегодня, после утреннего эфира мне почему-то понравился Янукович. Возможно, не сам он, а голые девицы, но какая разница?

Femen в нашей политике начался как технический проект, призванный сглаживать сложные вопросы, демонстрировать западным коллегам, что у нас тоже есть феминистки, и главное - играть роль сексуального оформления для рекламированного политического продукта.

Следует отметить: девушкам очень повезло. Простое и агрессивное позиционирование, отсутствие конкурентов на феминистической арене сделало Femen самостоятельной  организацией, которая может претендовать на свободное плавание.

В случае преобразования организации в более серьезную, подкованную и системную структуру туда потянуться люди, появится реальная команда, и появится перспектива. Но для этого надо из квазифеминисток стать простыми феминистками.

Сказочка о невестке

Арсений Яценюк продолжает пожинать плоды неудачного подбора команды и несистемного подхода к собственному имиджу.

В последнее время, в условиях политического затишья, против него развернулась настоящая война. Что же будет во время выборов?

После февральского использования радуги, международного символа гомосексуализма, в своей внешней рекламе Арсений Петрович перешел из визуальной сферу в текстовую - туда, где он может контролировать ситуацию и может самостоятельно создавать дискурс.

Пресс-конференции, заявления, митинги - это правильная и последовательная деятельность для молодого политика в период между выборами.

Изменены акценты, снова европейский выбор и активная оппозиция "старой власти".

Однако сильный и неожиданный удар ниже пояса нанесла Администрация президента -Сергей Левочкин в интервью назвал Яценюка "одним из наиболее ярких людей" в оппозиции.

В случае с целевой аудиторией Арсения Петровича такая поддержка со стороны власти является скорее "черной меткой" - признанием техничности самого оппозиционера, его слабости. Леонид Кучма в свое время многих оппозиционеров успокоил "ласковым словом" и хорошей должностью.

Отныне все конкуренты Яценюка (в первую очередь, Юлия Тимошенко) начали оперировать этой цитатой, и стало все сложнее бороться с режимом, которому искренне нравится сам борец.

Позиция Яценюка отныне лишь в одном стала лучше позиции Тигипко - он все еще может вести настоящую критику.

Спланированный или случайный, "вирус" от Левочкина стал лишь началом летних проблем штаба Яценюка.

Так, не менее злую шутку сыграла с Яценюком его псевдо-современность. Ведь много раз публично обсуждалась ситуация с кадрами в штабе "Фронта перемен", режимом контролируемой демократии, меркантильно настроенными специалистами, неудачной игрой лидера в яппи с походами в "Пузату хату" и писаниной в блоги.

Как следствие, люди, которые навязывали несвойственный ему стиль, и, по слухам, не получили вознаграждения, банально забрали себе все электронные проявления Арсения Петровича: блоги, екаунты. И на них начали пописывать якобы от лица лидера довольно опасные для его имиджа вещи. Как следствие, штаб официально отказался от проектов, в которые на протяжении продолжительного времени вкладывалось великое множество денег. Profit?

Впрочем, блоги оказались лишь первым проявлением спланированной акции конкурентов против Яценюка. В дальнейшем пошли акции, которые можно свести под условным названием "марш бомжей".

Появились инвесторы и акционеры, которые начали требовать от Яценюка вернуть вложенные деньги. Появились митингующие, которые начали требовать от одного банка не трогать их лидера. Появились митингующие, которые стали требовать от лидера выполнить свои обещания.

Все смешалось на фронте перемен. Благодаря успешной рейдерской атаке на имидж Яценюка, обывателям крепко вбили понимание того, что не все прозрачно в его деятельности.

Ведь когда на фоне громких заявлений мы читаем новости о финансовых махинациях - то мало кого интересует, имели ли место эти махинации.

И недаром использованный термин "марш бомжей" - именно этим завершались подобные атаки в России - политика брались защищать представители далеко не его целевой аудитории.

В этой ситуации Арсений Петрович требует комплексного кризисного менеджмента - с заменой значительной части команды, проведением открытых тендеров на медийные услуги, с открытием действительно персонального блога, из которого можно будет узнать новости от Яценюка, а не Петрова.

Пресс-служба может моментально реагировать на любые провокации, создавая информационные поводы, а не плетясь в хвосте событий. Только такая позиция позволит выровнять имидж, и начать активную кампанию.

P.S. В этом месяце снова подтвердилась аксиома о том, что любой продукт должны делать профессионалы. Так, в создании политической рекламы важно разбираться не только в политических слоганах, но и в шрифтах, цветах, компоновке и понимании форматов.

Надо сделать картинку, которая хорошо выглядит на экране монитора. Она должна также четко читаться и на улицах, не допуская разночтений. Так как любая ошибка - это подарок для конкурентов. И удивительно, что конкуренты до сих пор не обратили внимание на последнюю инициативу Сергея Тигипко.

 

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде