Украина у нас одна?

Михаил Дубинянский, для УП — Четверг, 25 февраля 2010, 17:24

Внизу раскинулся сплошной синий массив: по мере продвижения направо небесные оттенки постепенно переходят в густые цвета морской бездны. Над ним нависает пламенеющая громада – придавив нижнюю часть двумя бледно-розовыми выступами, она устремляется влево и радует взор насыщенными багряными пятнами…

Это не абстрактное полотно и не кровеносная система человека из школьного учебника анатомии – это электоральная карта нашей страны.

Президентская кампания 2010 не только проявила, но и углубила украинский раскол.

Одни из наших граждан воспринимали эти выборы как сражение с "помаранчевой чумой" и теперь радостно потирают руки, предвкушая укрощение ненавистных "бандер" и "галицаев".

Другие шли на избирательные участки как на смертный бой с "донецкими орками", а сейчас проклинают "быдло", обитающее на просторах "Даунбасса" и приведшее к власти одиозного Януковича.

Неосторожные шаги и высказывания нового президента и его команды могут лишь подогреть межрегиональную вражду – неотесанный Виктор Федорович идеально подходит на роль слона в посудной лавке.

Чего стоит один инаугурационный молебен ВФЯ в компании московского патриарха!

На достижение разумных компромиссов надежды мало: непримиримость одних сталкивается с жаждой реванша других.

Перспектива вырисовывается неутешительная. И, к сожалению, нельзя не признать очевидного: нынешние проблемы во многом обусловлены бездумной гуманитарной политикой последних лет.

Встревоженные защитники украинской речи боятся, что при Януковиче государственный язык может утратить позиции, завоеванные за последние годы. Но подобных опасений не возникло бы, если бы язык Шевченко и Хвылевого популяризировали цивилизованными рыночными средствами, делая украиноязычную продукцию привлекательнее, креативнее, качественнее, дешевле.

Увы, национал-патриотическая братия предпочла испытанные методы a la sovok: чиновничьи директивы, процентные квоты и строгие ограничения.

Такой путь был намного проще, но теперь за него приходится расплачиваться. Потому что административные предписания и запреты можно отменить одним росчерком пера, а реальную конкурентоспособность – нет.

Любителей прошлого пугает возможное возвращение советской исторической мифологии. Такой риск существует, но он был бы нейтрализован, если бы советским мифам вовремя противопоставили реальную историю – неоднозначную, многомерную, полную трагических парадоксов, свободную от политической конъюнктуры и белых пятен.

В современном информационном обществе она способна выжить без помощи СБУ и президентской канцелярии. Однако борцы за историческую память пошли другим путем: вместо старых легенд Украине были предложены новые, столь же однобокие и примитивные.

Мудрую КПСС заменила доблестная ОУН, великих вождей Ленина и Сталина – Бандера с Шухевичем, а безупречных рыцарей в красноармейской форме – ангелоподобные воины УПА. Подобное мифотворчество действительно нуждается в неусыпной государственной поддержке…

Национально-демократическую интеллигенцию беспокоят реваншистские настроения, царящие в лагере победителей. Что ж, многие сторонники президента Януковича буквально излучают агрессию и жаждут "проучить свидомых", но это ожесточение возникло не на пустом месте.

Люди, привыкшие говорить от имени Украины, пожинают плоды своей собственной пятилетней деятельности. Многомиллионная страна представлялась им огромной лабораторией, они видели себя в роли смелых фаустов, творцов монолитной украинской нации.

Просвещенные умы из Киева и Львова стремились переделать темных обитателей Донбасса и Крыма по своему образу и подобию – разумеется, из лучших побуждений, во имя единой и сильной державы.

Они охотно перефразировали девиз итальянского патриота Камилло Кавура: "Мы создали Украину, давайте создавать украинцев!" При этом никого не смущал тот факт, что украинцы уже существуют, что они разные и что миллионы из них вовсе не намерены перевоспитываться, отказываясь от собственной культурной идентичности.

Борец за национальную идею может щеголять в косоворотке, кипе, тюрбане или вышиванке, но он неизменно страдает одним и тем же недугом – острым недостатком эмпатии. Ему чертовски трудно поставить себя на место другого человека.

Украинский национал-патриот мнит себя несгибаемой сталью, но считает своих сограждан из Луганска и Одессы куском мягкого воска.

Он справедливо гордится тем, что его предков не удалось русифицировать за 300 лет, но при этом верит, что жителей Юго-Востока удастся украинизировать за считанные годы.

Он готов защищать своих героев до последней капли крови, но убежден, что его несознательные соотечественники с легкостью откажутся от собственных кумиров. 

Пассионарные национал-патриоты мечтали превратить Украину в мононациональную и монокультурную страну, что при демократии абсолютно нереально.

Подобные эксперименты можно проводить, если вас зовут Мустафа Кемаль Ататюрк, вы – пожизненный президент и диктатор, а ваша партия – единственная в стране. Тогда вы можете смело депортировать на историческую родину этнических греков ("чемодан-вокзал-Афины!") или объявить миллионы курдов "горными турками", которые по неизвестной причине забыли о своих национальных корнях.

Но даже в таких идеальных условиях стопроцентный результат отнюдь не гарантирован. Что уж говорить о стране, где проводятся свободные выборы, и у миллионов граждан, подлежащих перевоспитанию, есть право голоса?

Сегодня ценители Стуса и Андруховича пребывают в глубоком шоке: украинским президентом стал безграмотный поклонник Анны Ахметовой! Но, к сожалению, массовое голосование за выдвиженца Партии регионов было вполне закономерным.

Пытаясь навязать согражданам собственные ценности, рафинированный львовский интеллигент сделал все возможное, чтобы уязвленные жители Донецка и Крыма поддержали одиозного Януковича – только потому, что лидер ПР "свой".

В итоге за дважды судимого кандидата проголосовали 12 миллионов избирателей, и украинским национал-демократам не пристало хвататься за голову: это инфантильная реакция малолетнего шалуна, который сначала дергает кошку за хвост, а потом громко плачет, размазывая слезы по расцарапанному лицу.

Разве можно было ожидать чего-то другого? Только если у вас серьезные проблемы с адекватным восприятием реальности…

Неутешительный результат президентских выборов 2010 – это торжество суровой действительности над романтическим идеализмом.

Экономический кризис так и не поддался словесным чарам Юлии Владимировны, утопические мечты Виктора Андреевича рассыпались в прах, а смелый эксперимент национал-патриотических сил по выведению "нового украинца" потерпел закономерное фиаско.

За пять лет Украина так и не стала оранжевой, и лишь глупцы рассчитывают, что за следующие пять лет она станет синей. Если миллионы твоих сограждан придерживаются противоположных взглядов, необязательно принимать их точку зрения, их можно критиковать, но с ними нельзя не считаться.

Это путь в глухой тупик!

Невозможно до бесконечности игнорировать объективную реальность в угоду стройным идеологическим схемам – пора вернуться на нашу грешную землю.

У нас не было, нет и не будет одного языка, одной истории, одной веры, одной культуры.

Но у нас будет одна страна – если мы станем терпимее к чужим ценностям и поймем, что единая Украина не обязательно должна быть единообразной. 

 

Михайло Дубинянський, для УП