Чудаки

Четверг, 3 декабря 2009, 18:20

"Чудачество" как главная стратегия правительства

Честно говоря, для этой заметки у меня было другое, еще более энергичное название - "Мудаки!".

Дело в том, что недавно я прочитал в статье одного из известных украинских художественных критиков, что в переводе с санскрита "мудак" означает человека, упорно, неуклонно и неустанно идущего к неверной цели.

И я был буквально поражен, насколько этот термин точно характеризует большинство наших высших правительственных чиновников, и даже чиновниц. Хотя дальше я, пожалуй, буду использовать такой смягченный популярный вариант, как "чудаки на букву "м". Чтобы не коробить загламуренный слух нашей изнеженной элиты.

Начну с того, что экономический кризис, к которому все как бы притерпелись, никуда не исчез. Это только в бравурных отчетах правительства звенят мажорные ноты и медь надвигающихся экономических побед, типа якобы начавшегося промышленного роста.

Только в докладах самой главы правительства кризис в ближайшие несколько месяцев должен сам собой "рассосаться". Она уже даже точную дату назвала: аккурат к 1 сентября следующего года кризис уйдет послушно и безропотно - "как дети в школу" - из нашей жизни.

На самом же деле, не все так оптимистично. По оценкам ведущих мировых экспертов, ситуация не улучшается, а лишь усложняется. Совсем недавно, например, председатель европейского Центробанка Жан Клод Трише сказал, что экономическая ситуация в Европе крайне тревожна и далека от восстановления. Кризис приобретает невиданную ранее "матрешечную форму" и решение одних проблем сопровождается немедленным возникновением других.

Скажем, рекапитализация проблемных банков тут же немедленно порождает проблему невиданного уровня банковской коррупции и т.д. и т.п. То есть с кризисом происходит то же самое, что и с гриппом: он на глазах мутирует, приобретает все новые штаммы, новые симптомы и осложнения.

Если уж проводить такую аналогию, то и способы лечения кризиса аналогичны способам лечения новейших форм гриппа. Они делятся, во-первых, на общеобязательные профилактические процедуры. Для гриппа, как советуют участковые врачи, - это делать зарядку, пить витамины и ходить в повязке на партийные митинги. А для кризиса, как не устают рекомендовать нобелевские лауреаты, - это защищать все виды собственности, обеспечивать равные конкурентные возможности всем субъектам экономики и иметь эффективную, честную и независимую судебную систему.

"Чудаки" же, как обычно, "плюют своей слюной" на подобные советы и традиционно "кладут с прибором" на подобные рекомендации. Поэтому грипп. Поэтому кризис.

Но, во-вторых, есть, конечно, и специальные, надпрофилактические методы уже интенсивного лечения и первого, и второго.

К чести некоторых украинских политиков, они здесь проявили небывалую изобретательность, использовав знаменитую формулу из известного фильма: "То, что нас погубит, то нас и спасет". Они кризис попробовали вылечить гриппом, как, кстати, до этого попробовали "свиным" гриппом вылечить свинство педофилов.

И вроде бы в информационном плане даже получилось. И первое, и второе. Но именно "вроде бы".

Потому что, на самом деле, и кризис никуда не исчез, да и "дело педофилов" опять активизируется.

Наверное, все же нужны настоящие лекарства.

Не буду уже говорить о настоящих лекарствах против гриппа - уже проехали. Да и тема не моя. Но скажу несколько слов о специальных лекарствах "против кризиса".

К таким сильнодействующим лекарствам относят две главные процедуры - "не брать" и "отдавать".

Попробую расшифровать.

Во-первых, это устранение фундаментальной причины экономической составляющей кризиса. Один из нобелевских лауреатов весьма лаконично и емко назвал эту причину "рост потребительского долга заменил рост доходов потребителей".

Или, говоря шире, причиной кризиса является:
а) на первичном уровне - долги семей, взятые выше потенциала их зарплат;
б) на национальном уровне - долги государств, взятые выше потенциала их бюджета.

Соответственно, лекарство очень простое: минимизация всех уровней и видов долгов и способствование всем корректным мерам по росту доходов потребителей. Как сказал бы Холмс, это элементарно, Ватсон: живите по средствам и не будете иметь проблем. Наши же руководящие "чудаки" не были бы таковыми, если бы не стали делать все наоборот.

Последний год был сплошным годом долговой истерии. Правительство, как старый "долговой наркоман", набирало долги у кого угодно и на каких угодно условиях. Когда не могло делать это само, это делали аффилированные частные фирмы под правительственные же гарантии.

Причины такого "чудачества" абсолютно иррациональны. Ведь еще где-то в двухтысячном году финансовым менеджментом страны была замечена устойчивая обратная взаимосвязь (корреляция) между размером долгов и уровнем роста ВВП. И уже в 2001-м году был сформулирован базовый лозунг тогдашнего правительства "В будущее без долгов!". Было решено в основном отказаться от внешних заимствований, особенно от МВФ.

И тогда же начался экономический рост, который достигал 11 и 12 процентов в год.

Сегодня все строго наоборот - громадные долги и громадный не рост, а падение ВВП. Но дело даже не в размерах долгов (государственных, корпоративных, частных), а в их качестве.

Если чуть-чуть перефразировать старину Черчилля, то он по этому поводу говорил примерно следующее: репутация страны измеряется процентом, под который ее фирмам дают в долг.

За последние полгода западные банки нашим субъектам в долг давали в среднем под 29% (для сравнения: "авторитарной" Белоруссии - под 6%). Вот вам репутация "чудаков" и вот вам их интеграция в Европу!

Во-вторых, необходимо применение лекарства, ликвидирующего менеджерскую составляющую кризиса. Одним их самых популярных таких лекарств - "Кризис-Тамифлю" - во многих странах сегодня становится подзабытое могучее антикризисное средство под названием "деволюция".

Первоначально этим термином обычно называли быструю, энергичную и реальную передачу полномочий от центральных органов власти к местным общинам.

Сегодня им называют целенаправленную дерегуляцию и децентрализацию - когда субъектам местного и частного уровня отдаются максимальные права, ранее принадлежавшие центру.

То есть это когда правительство не командует бизнесом, поскольку, по выражению знаменитого Пола Крейга Робертса, сегодня в период кризиса "в большинстве стран мира вред экономике наносит именно правительство". Это когда интересы мест превалируют над интересами центра. Это когда бюджетная политика строится не сверху вниз, а снизу вверх и т.д. и т.п.

И это логически безупречный ход. Поскольку в сущностном, метафизическом плане любой кризис - это неспособность управленческой системы справиться с поступающим объемом задач, проблем и вызовов. И тогда система, чтобы уцелеть, просто обязана аварийно сбросить их на другой оперативный уровень.

И даже на эмпирическом уровне этот ход безупречен. Те редкие страны, которые мгновенно задействовали эту рецептуру, уже практическим путем доказали ее эффективность.

В частности, за последний год на порядок лучше экономические показатели среди всех стран СНГ у Грузии. Сами грузины это связывают с тем, что с началом кризиса они обрезали полномочия правительства, сведя их к абсолютному минимуму. Кто-то говорил, что у них все развалится. А получилось как раз лучше, а не как всегда.

Например, ликвидируют они центральную санинспекцию. Все кричат: "Пойдет волна отравлений в ресторанах и прочем общепите". А на деле оказывается, что качество продуктов резко возрастает. Просто те взятки и откаты, которые раньше шли в бездонную санинспекцию, пошли на улучшение качества и сервиса...

Иначе говоря, в отличие от тиражируемого нашим правительством мифа о благе "сильной руки", все страны, которые более-менее благополучно прошли "первую матрешку кризиса", выстояли не за счет усиления централизации. Не за счет включения центрального "ручника" - монополизации управления, а за счет как раз деволюции.

Повторяю, за счет сокращения функций центральной власти, ограничения полномочий правительства, сокращения количества чиновников, снижения налогового пресса. За счет того, что власть не фискалит зубы на любой удачный частный проект...

У "чудаков" и здесь все строго наоборот! Сегодня ту управленческую систему, которая сложилась у нас, на Западе называют "административно-мафиозной". Думаю, что здесь есть небольшое преувеличение, но административно-клановой, запретительно-разрешительной ее можно по-прежнему называть с полным основанием.

Поскольку, во-первых, все решает только "верх", или, как сейчас говорят, "Она". А, во-вторых, все решения сводятся к запретам.

Недавно на одном из заседаний, посвященном опять-таки борьбе с гриппом, один из высших "чудаков" дословно сказал: "Нами были применены креативные меры - закрыты школы, детсадики, клубы, запрещены собрания и митинги...". То есть "крео" нашей власти всегда выражается в "закрытии и запрещении".

Я просто не успеваю обобщать "закрытие-запрещающую" информацию, которая свидетельствует об ужесточении, "закручивании гаек", усилении административного пресса во всех сферах жизни:

Звонят, например, из Севастополя. Таможня, по указанию вроде бы "сверху", не дает добро на выход в город с круизных суден богатеньких интуристов, которые готовы заплатить большое количество таких нужных стране "евриков" и "зеленых", чтоб посетить именно город боевой славы. Причем они на это имеют все права по условиям тура и по закону.

Но "чудакам", как известно, закон не писан. Эти же "чудаки" даже запретили играть на пирсе музыкальному ансамблю, традиционно встречавшему круизные лайнеры.

Потом мы удивляемся, что занимаем одно из последних мест в Европе по развитию туристического бизнеса!

Мой шурин, который 20 лет занимался молочной промышленностью, уже полгода без работы, потому что в стране не хватает своего молока. А правительственные "чудаки" запрещают закупать дешевое, качественное и избыточное молоко в соседней Белоруссии.

Может быть, для того, чтобы окончательно добить нашу многострадальную молочную промышленность. Видимо, цель "чудаков" - закупать потом в той же Белоруссии готовые сыры, мороженое, масла, и стимулировать рост доходов белорусских и производителей, и потребителей за счет гибели своих. Что называется, доить чужих, чтоб свои загнулись.

Но последний случай меня особенно потряс. "Чудаки" недавно попытались запретить закупать рыбу в Норвегии. Под предлогом того, что наша санслужба не проверила условия производства у норвежских рыбных заводов!

И это при том, напомню, что Норвегия снабжает весь Евросоюз, занимает первое место в мире, как по экологии, так и по уровню жизни, что средняя зарплата в этой стране в 20 раз выше нашей, а, кстати, смертность от гриппа ниже нашей ровно в 200 раз.

И вот собирали по областям угрюмых санинспекторов, которые из темных недр наших постколхозных рынков должны погрузиться в сверкающие хромом и нержавейкой недра норвежских рыбзаводов. Впрочем, за этих конкретно мужиков и теток можно было бы порадоваться (в кои веки удалось бы так лихо и рыбку съесть, и...и на откаты сесть), если бы запрет временно не затормозили...

Честно говоря, я уже не надеюсь на то, что наша власть в этом плане как-то изменится. Настоящего "чудака", видимо, только могила исправит. Поэтому я все больше надеялся на приходящее политическое поколение.

И какое же было мое безмерное удивление, когда на недавнем съезде партии самого молодого претендента я вдруг увидел гаечный ключ в качестве главного символа, инструмента и стратегии его будущей деятельности.

А когда я услышал из его выступления, что "закручивание гаек" будет главным лейтмотивом его гипотетической президентской деятельности, я вообще впал в ступор.

На это мне остается только заметить, что тот, кто "закручивает гайки" рано или поздно получит "болт"! Потому что он идет с "гайками" в одном комплекте.

Дмитрий Выдрин

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде