Свободу украинцам!
19 октября в Украине началась избирательная кампания, но никто из кандидатов на пост главы государства в своих предвыборных речах и словом не обмолвился о том, что произошло почти полгода тому назад.
2 мая 2009 года сомалийские пираты вновь бросила вызов 46-ти миллионам украинцев, захватив судно "Ариана" со всем экипажем.
Такое случается, к сожалению, – суда время от времени захватывают с целью выкупа. И экипажи в заложники берут, и деньги от государств, судовладельцев, судоходных компаний, под чьим государственным флагом ходят эти суда, – требуют.
Но министерства этих держав, ответственные за происходящее с гражданами вне пределов Родины, делают все возможное и невозможное для того, чтобы люди возвратились домой в самые кратчайшие сроки.
И дело не в том, что зарубежные коллеги украинских чиновников из МИДа имеют более мощные рычаги влияния при внештатных ситуациях.
Дело в том, что иностранные министры относятся с большим уважением к своим соотечественникам, а к их проблемам, в подобных ситуациях, как к своим собственным.
Министры стран, которые принято называть "развитыми", осознают, что они всего-навсего наемные работники и обязаны хорошо делать свою работу. Они осознают, что выполняют свою работу за деньги налогоплательщиков и для налогоплательщиков.
Потому что для них жизнь, здоровье и свобода гражданина их державы – высшая ценность.
Нашим же дипломатам на проблемы соотечественников плевать. Они только и могут, что "отслеживать ситуацию" и "держать ее на контроле".
Я бы удивилась, если бы наше правительство, глава государства, отнеслись бы с той же долей равнодушия к захвату в заложники кого-нибудь из членов собственных семей. Я полагаю, переговорный процесс длился бы в таком случае не более дня, максимум – двух.
Уверена, что были бы задействованы все имеющиеся в наличии международные связи, мобилизованы все спецсилы, подтянуты все государственные ресурсы. Но нет среди заложников людей с фамилиями "Ющенко", "Тимошенко", "Порошенко", "Янукович" и так далее.
И потому 24 гражданина Украины сидят сейчас в окружении обколотых наркотиками пиратов, а министры только выражают "сочувствие" родным одесских моряков.
На протяжении пяти месяцев родственники заложников молчали, постоянно слыша все новые и новые легенды о "труднейшем переговорном процессе", о хитросплетениях дипломатических шагов, о том, что "дело движется".
Судовладелец неоднократно заявлял, что "имеет необходимые денежные средства для выкупа", но "пираты не выходят на связь".
Казалось бы, при таких составляющих решения проблемы, наши моряки давно должны были быть дома.
Отчего же пираты не выходят на связь, если сумма выкупа давно оговорена, деньги готовы к передаче?
И вновь, как в истории с "Фаиной", глава МИДа заявляет, что "любое слово, сказанное вслух, способно серьезно навредить процессу освобождения украинцев из плена". Неужели пираты, каждое утро за чашкой свежезаваренного кофе, увлеченно просматривают свежую украинскую прессу.
Вторят министру и другие украинские чиновники, и высокие чины из внешней разведки и СБУ. Мол, не надо украинцам много знать, а родственникам тем более. А то утечка произойдет. Даже омбудсмен, которая вначале взялась рьяно бороться за освобождение моряков, как-то странно стихла.
МИД Украины и Управление внешней разведки создают видимость бурной деятельности, но плодов этой деятельности нет. Нет новых сведений о хотя бы приблизительных сроках освобождения наших граждан.
Нет сведений о "мешке с деньгами"...
Вообще, создается впечатление, что всем все до лампочки.
Родственники моряков поставлены в положение просителей. Они просят сделать что-либо людей, получающих зарплату за то, что они обязаны делать, но делать не хотят.
До такой мелочи, как 24 гражданина Украины, находящихся в плену, обитателям серьезных кабинетов дела нет. Что же оставалось делать этим несчастным матерям, отцам, женам, полгода находящимся в полном неведении о судьбе своих родных?
Они долго молчали, долго терпели, но терпение человеческое не безгранично. Они уяснили, что если и далее будут молчать, может произойти непоправимое.
И как только они заговорили, стали общаться со СМИ, показали государству, что не будут более мириться с его циничным равнодушием, государственные мужи заговорили. Тут же появилось заявления пресс-секретаря МИДа Джигуна:
"Захват этого судна и все обстоятельства указывают на то, что наступило время более активных действий со стороны Украины.
И потому разрабатывается программа борьбы с пиратством в плане обеспечения безопасности моряков судов с украинским флагом или тех судов, где большинство членов экипажа являются гражданами Украины.
В ближайшее время эта программа будет презентована, она прорабатывается. Вопрос захвата судна находится на контроле МИДа, посольств Украины в Греции и Великобритании, и мы отслеживаем ситуацию", – заявил Джигун.
Опять только отслеживаем? В этом и заключается смысл "активных действий со стороны Украины"?
Но еще в начале сентября сообщалось, что жизнь моряков находится под угрозой, у всех – проблемы со здоровьем?! Их кормят отходами: привозят с материка гнилой рис, ржавую, грязную воду.
Такие условия жизни в плену были и у моряков на "Фаине" и моряки с "Фаины" подтверждают это.
Экипаж балкера "Ариана" просил украинские власти ускорить переговоры об освобождении и добиться немедленной эвакуации женщины, у которой произошел выкидыш. Об этом капитан захваченного сомалийскими пиратами судна Геннадий Воронов сказал по телефону журналистам.
Западные средства массовой информации тогда цитировали моряка: "Мы истощены и полны отчаяния".
Да после такого обращения президент, премьер, главы МИДа, СБУ, внешней разведки должны были 24 часа в сутки заниматься вопросом освобождения моряков "Арианы", а не своей избирательной кампанией!
Почему греческие политики открыто в СМИ выразили свою обеспокоенность судьбой моряков и поддержку их родным?
Почему греческая общественность объявляет о своей солидарности с родственниками моряков и оказывает общественное давление на судоходную кампанию, ведущую переговоры, а украинские политики и украинское общество молчит?
Как пояснили мне бывшие сотрудники разведки, в сложившейся ситуации есть только два выхода.
Первый – оказать максимальное давление на судовладельца для активизации переговоров с участием официальных представителей Украины, профессионалов переговорного процесса из внешней разведки, с целью уточнения процедуры передачи выкупа (ведь судовладелец утверждает о совей готовности платить).
И второй – организация и проведение спецоперации по освобождению моряков. Второй, по их оценкам, более опасен.
В мировой практике, пояснили мне, это переговоры между первыми лицами государств, и спецслужбами, в нашем случае – между Украиной, Грецией и государством на Ближнем Востоке, получателем груза.
В подобной форс-мажорной ситуации правительство страны, под чьим флагом находится захваченное судно, не только имеет возможность, но и обязано заставить судовладельца выполнять в полном объеме нормы международного законодательства об ответственности за права человека, тем более, что речь идет о жизни экипажа.
Трудно поверить, что при готовом выкупе пираты отказываются выходить на связь.
Кому-то кажется, что судьбы моряков с "Арианы" – не его проблема. У кого-то голова о другом болит – о кредитах, курсе доллара, тарифах за жилье и безработице. Но дело в том, что ситуация, которая происходила с "Фаиной", а теперь происходит с "Арианой" – это ситуация, касающаяся каждого из нас напрямую.
Нас, как и этих несчастных ребят, не считают за людей.
А мы – ЛЮДИ! И мы имеем ПРАВО НА ЖИЗНЬ! Не на существование, не на выживание, а на жизнь. Мы сидим на корабле с названием "Украина", в то время как наши братья томятся на корабле с названием "Ариана".
Их окружают обколотые сомалийские пираты, нас – чистенькие "слуги народа". Мы такие же забытые "моряки", до которых никому нет дела.
То, что происходит с украинскими заложниками уже во второй раз, имеет все шансы войти в мировую историю как образец абсолютного пренебрежения государством жизнями собственных граждан.
Чиновники забыли, что они – наемные работники. А власть забыла о том, что люди – реальная сила.
Мы выдвигаем правительству и президенту Украины ультиматум об активизации процесса освобождения экипажа балкера "Ариана" и требуем решить вопрос с моряками в течение 14 суток.
В противном случае, мы будем вынуждены приступить к акциям протеста, самой действенной из которых, будет наш выбор в день голосования 17 января 2010 года. И он может быть не на пользу нынешней властной политической элиты, равно как и оппозиции. Хрен редьки не слаще!
Мы не дадим вам больше лгать! Мы следим за процессом освобождения, наблюдаем за вами!
Ирина Голобородько, для УП