Выборы в четыре тура
Официально стартовавшая в понедельник президентская партия играется уже не первый месяц. И проводится с тотальным доминированием центра при практически полном исключении из игры на первых ролях региональных элит. Это заставляет их уже сейчас активно заниматься "двухходовой самосохранения" после двух туров президентских выборов.
Первый этап этой региональной игры – удержаться при ресурсных рычагах на местах с приходом в нового президента с новой командой. Второй шаг: удачно сыграть собственную игру на следующих, после президентских, выборах – местных и досрочных парламентских.
Вернуться в Северодонецк
Время от времени региональная тематика выходит на первый план политической жизни. Так было, к примеру, со "съездом сепаратистов" в Северодонецке. Один из аспектов этого съезда обычно остается за кадром. А именно – стремление регионов самим быть хозяевами в собственном доме.
Наиболее четко это выразил покойный Евгений Кушнарев в 2004: "Мы не позволим никому учить нас жить! Я заверяю вас: в Харьковской области не будет ни донецкой, ни львовской власти! Будет только харьковская власть! В Харьковской области будут жить по своим законам все, кто считает себя харьковчанином".
В контексте учета потребностей территорий, нынешние выборы проигрывают выборам пятилетней давности. Тогда Янукович еще не успел (с момента назначения премьером в ноябре 2002-го) оторваться от корней родного Донбасса.
Именно в региональную яму команда этого кандидата изо всех сил пыталась столкнуть противника, заполонив телевизионные экраны роликом с Ющенко, коварно нарезающим тушку страны на три сорта украинского мясца.
Мощнейший толчок региональному сепаратизму (но никак не реальному росту регионального самоуправления) дала волна признания сразу после второго тура выборов отдельными городами и областями Западной Украины президентом Ющенко, плавно перетекшая в северодонецкий угар разделения страны не словом, а делом.
Отголоски этого курса на создание удельных княжеств после президентских выборов 2004 года последний раз прогремели уже в 2006, после парламентских выборов. Тогда ради возвращения во власть победившей на выборах Партии регионов подконтрольные регионалам местные советы грудью ложились на натовскую амбразуру, объявляя города и целые области территориями без НАТО.
После того, как Янукович вернулся в премьерское кресло, а Партия регионов – во власть, регионалы спрятали свой коронный трюк с дерибаном территориальной целостности Украины в долгий ящик. Насколько долгий – вопрос к их верховодам, весьма избирательно проникающимся региональной болью в нужные для себя моменты.
Действительно сущностный аспект регионального вопроса – это то, что региональные элиты Украины за 18 лет независимости так и не создали институционально оформленных механизмов лоббирования своих интересов перед центром. Как и не получили возможности распоряжаться собственными ресурсами – в первую очередь, финансовыми поступлениями – самостоятельно определяя порядок и направления их использования.
То, что Кушнарев говорил о харьковской власти и харьковском порядке в ноябре 2004-го, вполне укладывается в универсальную закономерность: представители центра вспоминают о региональной элите исключительно на выборах. И вспоминают отнюдь не бескорыстно. Хотя и малорезультативно.
К примеру, напуганный внушительной победой регионалов на парламентских выборах 2006 года, на досрочных выборах в ВР 2007 Ющенко вознамерился выбить из рук Януковича региональный козырь. Так появился в палитре партий и блоков ура-патриот местной власти – Украинский региональный актив (УРА). Да только все, на что оказался способен новый региональный покер от Секретариата – это 0,34% голосов.
После выборов 2007 года с региональными элитами активнее всего заигрывала Юлия Тимошенко, регулярно обещая им великое множество давно необходимых на местах реформ. Эти масштабные обещания так и остались на бумаге.
Но оппоненты из Партии регионов в своих предвыборных роликах среди невыполненных обещаний премьера ее прожекты по региональному самоуправлению почему-то не вспоминают…
Ни последствия затяжной экономической депрессии, ни мобилизация страны на Евро-2012 не подтолкнули Киев к пересмотру отношений между центром и регионами.
В поисках собственной партитуры
Тем более наивно было бы ждать реального передела сфер влияния в официальный отрезок избирательной кампании.
От кого его ждать? И Янукович, и Тимошенко – "железобетонные" приверженцы идеи того, что самый безопасный и надежный способ взаимодействия центра с регионами был изобретен и досконально отработан еще во времена СССР. И заключается он в отборе максимального числа полномочий у регионов. С тем, чтобы контролировать "сирых и бедных", оказывая помощь в ручном режиме по своему усмотрению адресно лишь тем, кто "заслужил".
От Яценюка? Эта тема весьма далека от магистральной линии кандидата – построения продуктивного села и здоровой образованной нации. Другие кандидаты также целиком и полностью следуют в фарватере советской парадигмы взаимоотношений центра с регионами.
Ситуативно вынужден вплотную работать с региональной тематикой разве что Сергей Тигипко. Но это тематика одной отдельно взятой Днепропетровской области, которая для Тигипко – ключевая и базовая. Гораздо в большей степени, чем для Януковича в 2004 Донецкая.
Таким образом, запросы местных элит автоматически перенаправляются следующим выборам 2010 года – парламентским и местным. Главный вопрос: согласятся ли в очередной раз в регионах с тем, что из Киева лучше виднее, что творится в их огородах?
То есть, согласятся ли представители региональных элит покорно предоставить себя в распоряжение селекционеров из центра, создающих очередные анклавы регионального актива. Или же осознают, что пока они сами, на местах, не начнут определять стандарты и навязывать центру свои правила игры в третьем и четвертом турах выборов-2010, никто из Киева этого не сделает.
Не потому, что функционеры из центра чего-то не понимают. А потому, что они исповедуют советский принцип тотального владычества центра с минимумом полномочий регионов. И этот принцип последовательно отстаивают.
На следующих двух турах выборов-2010 после президентской кампании у региональных элит будет отличная возможность сыграть свою игру.
Во-первых, у них есть желание – остаться при власти. Тем более к ней уже так привыкли. Некоторые губернаторы сидят в своих креслах с 2005 года и хотят еще, уже при новой власти. Очень хотят.
Не меньше, чем депутаты областных и городских советов, которые получили мандаты в 2006-ом от ушедших в небытие политсил – блока "Пора"-ПРП, "Виче" и других.
Помимо желания остаться во власти, у губернаторов и местных депутатов, как правило, есть и возможности – организационные, медийные, материальные. К тому же оставшиеся три месяца жизни при президенте Ющенко для них уникальный шанс отстроить структуры, отладить технологию презентации своего политического интереса, приготовившись к неизбежному переделу власти внизу, сразу по завершению передела в верхах.
Потому что уже в феврале задавать правила игры в центре будут совсем другие люди. И эти люди, к слову, также будут заинтересованы в сотрудничестве с теми регионалами (в первую очередь, губернаторами), кто готов будет максимально подстроиться под их требования. И при этом сможет гарантировать такой объем преимуществ, который рвущиеся к власти на местах члены их собственных команд зачастую дать не могут.
Повторения тактики выжженной земли образца 2005-го в 2010-ом ожидать не приходится: зашкаливающий запас прочности и обстановка революционного террора останутся в украинской истории эксклюзивными атрибутами новоизбранного президента Виктора Ющенко.
Что необходимо будет сделать самим регионалам – так это найти способы действенно и убедительно донести новым людям в центре месседж о своей незаменимости в данной конкретной области.
Вопрос о том, насколько региональные элиты дозрели до того, чтобы на сей раз взять ответственность за решение своих насущных проблем в собственные руки, остается пока открытым.
Что будет однозначно играть в пользу институционального оформления консолидации региональных элит – так это инстинкт самосохранения. Это в 2007-ом региональным активистам чрезмерно напрягаться резона не было – не на их улице был праздник прощания с мандатами.
Это одна из причин тогдашнего итога УРА в 0,34%.
Сейчас все будет по-другому, по принципу "пан или пропал".
Либо нынешние власть предержащие на местах сумеют оформить свое политическое представительство и заставить обновленный Центр уважать новый полюс силы родом из регионов. Либо освободить места для племени иного.
Андрей Миселюк, консалтинговая группа "Драйв", для УП