Будет ли Украина сильным государством?

Юрий Старчевский, для УП — Понедельник, 7 сентября 2009, 15:19

"Если бы мы были слабыми людьми, то уже погибли бы. Слабые люди голосуют за тех, кто обещает вести по легкому пути, в то время как на самом деле таких путей нет.
Ли Куан Ю, премьер-министр Сингапура (1959-1990)

Кто на сегодняшний день не знает, что такое Сингапур? Город, построенный на болотистом островке, который немного уступает по размерам, но превосходит по численности населения столицу Украина.

В тоже время валовый национальный продукт Сингапура в 1,3 раза больше украинского и всего в 5 раз меньше российского.

А всего несколько десятилетий назад Сингапур являлся лишь военной базой Англии – территорией без экономических перспектив. На гребне первой волны деколонизации, Сингапур стал частью Малайи, но оставался в ее составе недолго.

На момент обретения независимости, Сингапур представлял собой маленькую бедную страну, которой приходилось импортировать даже пресную воду и строительный песок.

Сопредельные государства были настроены недружественно по отношению к Сингапуру, а треть населения симпатизировала коммунистам. Тем не менее, всего за десятилетие это небольшое государство превратилось в один из мощнейших финансово-торговых центров Юго-Восточной Азии.

За удивительно короткое время созданы всемирно известные производства и бренды. Порт Сингапура принадлежит к числу крупнейших портов мира, по многим показателям удерживает первые места.

Страна под руководством талантливого премьер-министра Ли Куан Ю совершила удивительный экономический прыжок, преодолев бедность, разруху, катастрофическую коррупцию, непрофессионализм населения, нехватку инвестиций.

Стартовые условия Украины, как на момент распада СССР, так и на сегодняшний день, гораздо лучше тех, что были у Сингапура в начале его становления.

Сумеет ли Украина, в свою очередь, совершить экономическое чудо, трансформировавшись в страну с успешной экономикой и социальной политикой?

К сожалению, многое потеряно. Тот неимоверно большой экономический и ресурсный потенциал, который на момент обретения независимости был у Украины, при грамотном использовании, мог бы стать мощной инвестиционной площадкой для развития.

Если бы в тот момент страной и экономикой руководили бы опытные управленцы, воодушевленные идеей построения новой Украины – сегодня жили бы совсем иначе.

Не сложилось. Долгие восемнадцать лет управляющие всех рангов как крысы растаскивали все, что только можно было стырить, продать, приватизировать, переписать на себя, скупить за бесценок.

Почему? Что-то было сломано в тот момент внутри у людей – в их сердцах и душах. Думаю, что основной проблемой стал дефицит моральности и духовности, возникший за годы советского режима.

Поэтому, и директор завода, и министр, и сотрудник правоохранительных органов вместо того, чтобы защищать и способствовать развитию государства, стали его разрушителями.

Государство, как система управления, превратилось в торговую лавку, в которой как на распродаже, за бесценок, продавалось все. Металлургические гиганты, корабли, заводы, здания, должности, бюджет.

Отсюда и наши экономические проблемы – экспортоориентированная сырьевая экономика, приносящая сверхприбыли нескольким украинским семьям.

Им же принадлежат парламент, ключевые должности в правительстве, президентской вертикали, судебной системе и так далее.

Что еще осталось им отдать? Землю, украинские порты, железные дороги, научные институты, школы, систему образования?...

Может все-таки, пора остановиться и трезво оценить ситуацию.

В Украине разрушена и не восстановлена здоровая система государственного управления. Существующая настолько неэффективна, что даже не справляется со своей основной задачей – защитой корпоративных интересов крупного капитала.

О защите прав и свобод граждан, равно как и государственных интересов – речь вообще не идет.

С начала финансового кризиса Украина демонстрирует самые высокие показатели оттока инвестиционного капитала и падения промышленного производства. Почему? Потому что инвестиционный капитал заведен в страну с "черного хода", а не по парадной лестнице государственных инвестиционных структур.

И капитал этот, как оказалось, был спекулятивным, а не инвестиционным. Ведь он привлекался не с целью долгосрочного инвестирования, а для того, чтобы скупить по дешевке интересные активы, или провернуть какую-то авантюру.

Настоящий же инвестиционный капитал в Украину еще не пришел. Боится. Ведь здесь нет порядка, нет прозрачных правил игры, нет ответственности за принятые решения.

С другой стороны, вследствие мирового финансово-экономического кризиса, инвесторы пока более озабочены проблемами собственного выживания, а не спасением Украины.

Правительства ведущих страны, вливая огромные суммы в свои экономики, пытаются восстановить спрос и запустить производство. Поэтому не стоит ожидать прихода инвестиций в экономику страны сейчас. Точнее, до того момента, пока здесь не будет наведен элементарный порядок.

Навести порядок – это означает остановить жульническое растаскивание еще сохранившихся государственных ресурсов. Реально ли это, если сегодня, через суды, частный капитал кусок за куском оттяпывает государственную собственность?

Достаточно кратко взглянуть на сводки событий из Николаевского порта или порта "Южный", чтобы убедиться в том, что государственный интерес вторичен в отношении частного.

И так происходит практически в каждой отрасли, где еще сохранилось что-либо значимое и ценное.

Украине не хватает внятной государственной стратегии развития, в которой основной приоритет будет находиться в сфере развития государства через формирование эффективного государственного менеджмента.

В основе этой системы должны лежать не страсть к стяжательству, а патриотизм, гордость за страну и так далее.

Как утверждал Карл Маркс, при 100% прибыли капитал попирает все человеческие законы, а при 300%, готов на любое преступление.

Частный капитал уже достаточно ярко проявил себя, особенно в контексте мирового финансового кризиса, чтобы освободиться от иллюзий его рациональности.

После того, как мировая экономика потеряла триллионы долларов, вследствие раскручивания авантюрных финансовых схем, роль государства и государственных механизмов регулирования и развития будет все более возрастать, чтобы предотвратить в будущем возможность повторения такого кризиса.

Украина сегодня стоит перед историческим выбором – выбором трудного или легкого пути. Последний, увы, существует только на словах, в обещаниях политиков, связанных с крупным отечественным бизнесом.

Не исключая рыночные механизмы развития, приоритет должен находиться в государственной системе управления. Среди 46-миллионного населения страны, несомненно, есть управленцы, готовые работать не за жирный куш, а для того, чтобы государство Украина сумело совершить такой же уникальный прыжок в свое будущее, как ранее Сингапур.

 

Юрий Старчевский, директор Южного центра политического консультирования, для УП