Большой брат думает за тебя!
В 2009 году исполнилось 60 лет… "Организации Североатлантического Договора!" – ответит пылкий энтузиаст продвижения Украины в НАТО. "Советской атомной бомбе!" – заявит ярый русофил-сталинист. "Алле Борисовне Пугачевой", – добавит невзыскательный обыватель.
А еще в 1949 году был опубликован один из величайших романов минувшего века – "1984". Недавно газета The Times назвала его лучшей книгой, появившейся за последние 60 лет Антиутопия Джорджа Оруэлла стала культовой и признана классическим изображением тоталитаризма.
Казалось бы, нынешние украинские реалии бесконечно далеки от мрачной картины, нарисованной Оруэллом. У нас демократия цветет буйным цветом – тут вам и перманентные выборы, и свобода слова, и ожесточенная политическая конкуренция.
Но едва ли современное украинское общество можно назвать по-настоящему свободным. Внутренний тоталитаризм не менее опасен, чем толпы свирепых полицейских с дубинками и овчарками. С государственным прессингом можно бороться, но от идеологической самоцензуры никуда не денешься. Большой Брат, живущий в нас самих, страшнее любых назначенных сверху надсмотрщиков.
Мыслепреступление
Самым страшным проступком в оруэлловской Океании было мыслепреступление – идейная крамола и ересь, непростительное отклонение от партийной линии.
Как обстоят дела в нашей стране? Два непримиримых идейных лагеря предлагают украинским гражданам готовые наборы мнений по различным вопросам внутренней и внешней политики, культуры, истории etc.
Все мысли и высказывания "правильного" украинца должны укладываться в жесткую идеологическую схему – иначе он окажется в одной лодке с проклятым врагом.
Определенные суждения становятся жуткой крамолой, покушением на святое, предательством правого дела. Их недопустимо не только озвучивать вслух, но и обдумывать наедине с самим собой. По сути, это классический thoughtcrime, описанный Оруэллом.
Для одних мыслепреступление – задуматься, действительно ли Голодомор был геноцидом украинской нации. Для других – хоть на минуту усомниться, что голод 1932-1933 был вызван естественными причинами.
Для кого-то thoughtcrime – подумать плохо о братской России, для кого-то – о братской Грузии. Мыслепреступление – заподозрить своего политического кумира в нечистоплотности и лжи. Мыслепреступление – на миг допустить, что ненавистный Путин, Ющенко или Янукович может говорить здравые вещи.
Политически активный украинец живет в мире внутренних табу, старательно поддерживая их испытанными оруэлловскими методами.
СамоСТОП
Обратимся к первоисточнику. Оруэлл пишет: "Первая и простейшая ступень дисциплины, которую могут усвоить даже дети, называется самостоп. Самостоп означает как бы инстинктивное умение остановиться на пороге опасной мысли.
Сюда входит способность не видеть аналогий, не замечать логических ошибок, неверно истолковывать даже простейший довод, если он враждебен ангсоцу, испытывать скуку и отвращение от хода мыслей, который может привести к ереси. Короче говоря, самостоп означает спасительную глупость".
Можно ли поверить, что все без исключения зверства УПА совершались переодетыми гебистами? Что в 1939-1940 годах СССР не был агрессором? Что Украина усеяна секретными тюрьмами ЦРУ? Что дело Демьянюка – это международный заговор с целью дискредитации украинцев? Что Виктор Янукович способен улучшить твою жизнь уже сегодня, а Юлия Тимошенко – создать профессиональную армию за несколько месяцев?
Да, можно – свидетельствует отечественный опыт. Чтобы уверовать во все это, необязательно быть клиническим идиотом. Достаточно просто бороться за идею, и на помощь тебе придет искусственная глупость.
Информации, доступной украинскому гражданину, вполне достаточно, чтобы разрушить любые идеологические и политические мифы. Но разум идейного украинца отказывается рассматривать неудобные факты, попросту отметая их.
Самостоп по-украински помогает игнорировать очевидные логические неувязки, нелицеприятные исторические свидетельства, ложь и непоследовательность политических любимцев. Если ты ярый национал-патриот или убежденный русофил, преданный поклонник ЮВТ или ВФЯ – самостоп необходим тебе как воздух.
Двоемыслие
Впрочем, не самостопом единым жив политически стойкий гражданин. Есть и другие полезные методы – например, doublethink. Оруэлл характеризует его так: "Двоемыслие означает способность одновременно держаться двух противоречащих друг другу убеждений".
Разумеется, без двоемыслия не обойтись в стране, где часть граждан пытается объединить национализм с либеральными ценностями, а другая часть – совместить советофильство с православным фундаментализмом. Doublethink в украинских условиях – поистине незаменимая штука.
Двоемыслие позволяет украинцу проклинать тоталитарный строй и одновременно канонизировать национальных вождей, исповедовавших воинственный тоталитаризм.
Порицать ОУН за сотрудничество с Гитлером и в то же время оправдывать пакт Молотова-Риббентропа.
Ратовать за свободу выбора и при этом считать, что твои сограждане не должны выбирать, на каком языке им смотреть кино или учиться в вузе.
Возмущаться независимостью Косово и поддерживать независимость Южной Осетии.
Мечтать о правовом государстве и защищать отважных вандалов, повредивших памятник Ленину в центре Киева.
Ругательски ругать прогнившую западную цивилизацию, активно пользуясь ее плодами.
Благодаря двоемыслию можно сетовать на раскол Украины и безоговорочно поддерживать гуманитарные инициативы, усугубляющие этот раскол.
А главное – в упор не замечать кричащих противоречий.
"Океания всегда воевала с Остазией!"
У Джорджа Оруэлла описаны стремительные развороты "общественного мнения" на 180 градусов. Граждане Океании благодарили Большого Брата за то, что он увеличил норму шоколада до двадцати граммов в неделю – хотя еще вчера им было объявлено, что означенная норма уменьшена до 20 грамм.
Они разоблачали козни извечного врага – Евразии, а уже через минуту, получив уточненные данные от партийного руководства, проклинали коварную Остазию.
Фантасмагорическая антиутопия стала реальностью в современной Украине.
6 ноября 2007 года прогрессивные украинцы расхваливали грузинского президента за то, что он не разгоняет оппозиционные митинги ("В Грузии настоящая демократия! Попробовал бы кто-то в Москве митинговать против Путина!"), а уже 7 ноября эти же граждане воспевали Саакашвили за то, что он разогнал оппозиционеров водометами и слезоточивым газом ("Михо обезвредил пятую колонну Кремля! Нам бы такого президента!").
Утром 8 августа 2008 года наши ура-патриоты демонстрировали воинственный пыл и радовались успехам грузинского оружия, а вечером того же дня заядлые милитаристы внезапно превратились в пацифистов и стали утверждать, что война – это страшное зло. В пророссийском лагере наблюдалась противоположная метаморфоза…
Идейный украинец готов старательно колебаться вместе с генеральной линией, представленной Путиным, Медведевым, Саакавшили, Виктором Федоровичем, Юлией Владимировной и другими достойными господами. Чем не оруэлловская Океания?
***
В прославленном романе Оруэлла фигурировал мощный аппарат принуждения и слежки – полиция мыслей, Министерство Любви, вездесущие телекраны. Большой Брат отечественного образца использует для промывки мозгов другое, не менее эффективное оружие – искусственное сужение альтернатив.
Мы или они! Национально сознательные украинцы или кровавый диктатор Путин! Матушка-Россия или злобные бандеровцы! Героическая Юля или донецкие бандиты!
Выбирай, с кем ты – третьего не дано! Критикуя политику Москвы, ты помогаешь фашистским недобиткам! Выступая против украинских националистов, ты льешь воду на мельницу Кремля!
Искусственное ограничение выбора действует эффективнее любой полиции мыслей. На алтарь борьбы "наших" с "не нашими" приносится здравый смысл, мораль, элементарная логика.
Паническая боязнь подыграть врагам заставляет "борца" ежедневно и ежечасно насиловать собственный разум. Поддержав одну из двух сторон, гражданин теряет способность думать самостоятельно. Отныне за него мыслит собственный Большой Брат, услужливо предлагающий готовые ответы на все вопросы.
В преддверии президентских выборов наших соотечественников вновь пытаются загнать в два непримиримых лагеря. Большой Брат атакует украинцев руками ключевых политических игроков. И Юлии Владимировне, и Виктору Федоровичу выгодно пробудить политические рефлексы 2004 года – для успешной мобилизации электората.
Виктор Андреевич сосредоточился на противостоянии с Москвой, явно намереваясь провести выборы (или их срыв) под лозунгом: "Родина в опасности, наш долг – сплотиться вокруг президента!"
Необходимость защищать одно из двух зол – всего лишь иллюзия. Но эта иллюзия станет реальностью, если в нее поверят миллионы украинских граждан.
Михаил Дубинянский, для УП