Сценарий будущего – Reconquista.ru?
Если внимательно изучить экспертные прогнозы на будущее украино-российских отношений, непременно возникнет вопрос: почему в небе над Киевом еще не летают "Черные акулы" с российским триколором на борту.
Грузинский сценарий превалирует. А напрасно. Ведь очевиден иной, менее драматичный, но более результативный сценарий развития событий. И в нем военным отводится далеко не главная роль. Сложившаяся комбинация факторов открывает северному соседу возможность реализации варианта добровольно-принудительного присоединения части территории Украины.
Пример насильственного, мирного аншлюса Австрии Германией в 1938 году может вполне послужить вдохновляющим примером операции под условным названием "Reconquista.ru".
"Повсюду можно было видеть рукопожатия, объятия, слезы радости. Не было никаких конфликтов при осуществлении этого давно ожидаемого и не раз срывавшегося аншлюса. Дети одного народа, которые в течение многих десятилетий были разобщены из-за злополучной политики, ликовали, встретившись, наконец, друг с другом" – примерно так может звучать передовица программы "Время", сплагиатив цитату из воспоминаний немецкого генерала Гудериана.
Условия для реализации плана восстановления влияния на территориях "привилегированных интересов" благоприятны до неприличия, как "подставка" в бильярдной игре, когда сыграть результативно не стоит труда.
Кассандра в вышиванке посидела и охрипла, призывая не наступать на традиционные украинские грабли – в борьбе за власть не потерять сам объект власти. Но справедливости ради надо отметить, что украинский опыт отнюдь не уникален, а скорее банален.
Разобщенность управленческой элиты перед лицом внешней угрозы ведет к потере независимости, временно или навсегда.
Поляки хорошо знают причины раздела Речи Посполитой, а сербы помнят, чья измена на Косовом поле в 14 веке кровью отхаркивалась им в 21-вом… Примеров этого ряда просто не счесть.
Государство Украина, пребывающее в состоянии перманентного политического кризиса, имеющее "условно боеспособную армию" и население, у которого уровень любви к России просто зашкаливает, демонстрируя парадоксальную и иррациональную динамику роста – идеальная жертва.
Президентские выборы – ключевое звено в запуске всего механизма реализации операции с неизвестным названием, но с известными целями.
Можно предположить наличие нескольких этапов "частично-окончательного решения" украинского вопроса. Первый этап практически не требует внешнего вмешательства и сводится к необходимости приведения результатов президентских выборов 2010 года к пату – непризнание итогов голосования одной из сторон и невозможность их легализации для другой.
Фавориты второго тура определены, уровни их электоральной поддержки почти равны, а кандидаты, вышедшие на финишную прямую, настроены только на победу. А ее, как известно, одной на двоих не бывает.
Поскольку вопрос первого места будут решать 2-3% голосов, аргументировать то, что они были получены путем "грубых фальсификаций", дело техники.
К началу февраля градус общественно-политических настроений поднимется достаточно высоко. Его можно еще и подогреть, например, обвалом курса национальной валюты.
Проигравшая сторона, не считающая себя таковой, организует полный протест-пакет – предание огласке фактов массовых нарушений и фальсификаций, блокирование ЦИК с требованием пересчета голосов и возбуждением уголовных дел, экстренное заседание Верховной Рады, обращение к мировому сообществу, пикетирование госучреждений, подвоз сторонников из регионов, бессрочные митинги и забастовки.
Опыт подобных мероприятий накоплен в 2004 году. Поскольку эксклюзивной избирательной технологией не владеет никто из кандидатов, страна впадет в длительный ступор противостояния.
США и европейские структуры, безусловно, прореагируют на возникшую конфликтную ситуацию, но степень разочарования и раздражения от проблем, связанных с Украиной, достигнут своего исторического максимума.
Очевидно, будут проводиться бесконечные и безрезультатные консультации и переговоры. Проигравшая сторона будет настаивать на переголосовании, или на проведении повторного тура. Победитель, напротив, будет стоять на том, что выборы прошли честно, демократично, и в правовом поле.
В условиях затягивания и явной бесперспективности переговорного процесса, столкнувшись с проблемой поддержания на должном уровне активности сторонников, внимания СМИ и общественности, один из кандидатов пойдет на решительные действия – предпринимает попытку частичной легализации результатов народного волеизъявления.
Принятие, по примеру Ющенко, президентской присяги в нарушение законных процедур вполне соответствует духу поставленной задачи. Предпринятые шаги приведут к началу процесса поляризации бюрократического аппарата, бизнеса, правоохранительных и силовых структур, представители которых будут вынуждены определиться: на чьей они стороне.
Местные советы принимают решения о признании "законно избранным кандидата Х", собрания трудовых коллективов выражают полную поддержку "своему президенту", областные администрации заявляют о переподчинении законно избранному главе государства.
При этом противоположная сторона вынуждена действовать в зеркальном отображении по отношению к действиям своих оппонентов, в результате чего страна оказывается разделенной на две приблизительно равные половины.
Возникает вопрос: а как же гарант и вверенные ему силовые структуры?
Увы, очевидно, что к тому времени власть президента будет распространяться не дальше помещения его секретариата. Относительно военных, милиции и СБУ, то опыт 2004 и 2007 годов свидетельствует, что они займут позицию невмешательства и выжидания.
История о том, как в кризисный период 2007 года пост ГАИ остановил движение колонны внутренних войск, весьма показательна.
Пик безвластия – это время наступления самого важного и решительного этапа. В южных и восточных областях "спонтанно" возникнет движение наподобие Союза Общей Судьбы из аксеновского романа "Остров Крым".
Цель Союза: "ощущение общности с нашей исторической родиной, и присоединение к великому духовному процессу человечества, той страны, которую мы с детства называем Россией".
"Спонтанное" движение, к большому удивлению лидеров Юго-востока, будет хорошо организовано, иметь широкую сеть представительств и, что самое главное, мощную информационную и идеологическую поддержку с северо-востока.
Весьма значительная часть населения промышленных регионов, по которым последствия хаоса выборов ударит больнее всего, измученное и издерганное политической вакханалией и неопределенностью, как никогда будет готово к принятию идей "воссоединения с великой родиной".
В то время, когда украинские спецслужбы де-факто прекратят свою деятельность, спецслужбы северного соседа включат на полную мощность все свои впечатляющие возможности.
Усиленной обработке подвергнутся все более-менее значимые политические и бизнесовые фигуры Юго-востока с целью исключить возможность их консолидации для противодействия влиянию извне.
Параллельно идет усиленная информационная обработка населения российскими СМИ, а то, что они доминируют на юго-востоке, общеизвестно.
Далее реализуется сценарий, имевший место в Южной Осетии и Абхазии. Образуется некий орган временного управления, что-то вроде Совета Юго-востока (не обязательно представляющий мнение большинства), который принимает обращение к руководству соседнего государства с просьбой об оказании политико-экономической помощи и обеспечении безопасности российских граждан.
К тому времени северный сосед будет иметь всю необходимую законодательную базу для использования своих вооруженных сил за рубежом.
Анализируя ситуацию, аксеновский текст читается на удивление свежо и актуально: "В ознаменование воссоединения народов Восточного Средиземноморья с нашим великим социалистическим содружеством Министерство обороны СССР и ДОСААФ решили провести в секторе Черного моря военно-спортивный праздник под общим названием "Весна".
В час Х армейские колонны участников "военно-спортивного праздника", в знак своего миролюбия украшенные зелеными ветками, начинают медленное продвижение к областным центрам, аккуратно и оперативно устанавливая контроль над ключевыми объектами жизнеобеспечения…".
Вот собственно и все. Насколько большая территория будет охвачена "праздником "Весна", зависит от энергичности и решительности того, кто будет "на том берегу".
Украинский сценарий – это густой замес из случайных событий, иррациональных поступков и мистических совпадений. В силу этих обстоятельств хочется верить, что изложенная версия, которая опирается на предположения и допущения рационального характера, останется не реализованной.
Если следовать линейной логике, то избежать серьезных политических потрясений страна смогла бы при убедительном и неоспоримом преимуществе одного из кандидатов по результатам второго тура.
Сложность решения данной задачи подталкивает к использованию проверенного и эффективного инструмента, которому отдал бы предпочтение сам Макиавелли: "Если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх". Но при всей эффективности страха, он несравнимо менее содержателен надежды.
Андрей Демартино, для УП