Интеграция Украины: внешнеполитический обман или процесс самоидентификации?

Среда, 2 сентября 2009, 11:23

Похоже, НАТО выбрало не самый удачный момент, чтобы назвать вещи своими именами. Речь идет о заявлении официального представителя Альянса Джеймса Аппатурая, в котором он сообщил, что "НАТО не будет оказывать военную помощь Украине и помощь в обеспечении ее (территориальной) безопасности".

Заявление из Брюсселя прозвучало очень "вовремя" – после послания президента РФ Медведева президенту Ющенко.

Россия резко и недвусмысленно высказала свои претензии (помянув в этом перечне и евроатлантическую интеграцию Украины), а НАТО, фактически та единственная военно-политическая организация, которая могла выступить гарантом безопасности Украины, поспешила сообщить: мол, если что, на нас не рассчитывайте.

Думается, после такого заявления ряды украинских атлантистов несколько поредели.

Разумеется, такого "евроатлантического свинства" в Украине не ожидали. А на фоне сопутствующих заявлений Брюсселя о том, что одной из стратегических задач НАТО считает улучшение своих отношений с РФ, подобный расклад выглядит откровенным предательством.

Анекдотичность ситуации состоит в том, что Киев на каждом шагу и по любому поводу заявляет о том, какая теплая дружба объединяет Украину и Альянс. Действительно, наша страна – единственная в мире, которая участвует ВО ВСЕХ операциях Альянса, не будучи его членом.

А для ВС Украины стандарты НАТО стали уже "родными и близкими", поскольку соответствие им не первый год является важнейшей задачей армии.

Вместе с тем, общеизвестно, какие трудности возникают у НАТО во время проведения операций, например, в Афганистане. Европейцы не стремятся выделять войска для участия в подобных военных кампаниях.

А тут – Украина, которая делает это за "спасибо". И вот, вместо каких-то обещаний (если не скорого вступления в НАТО, то, по крайней мере, военно-политической поддержки), такое откровение!

Правда, вслед за Аппаратуем в Киеве выступил Мишель Дюрэ, ныне возглавляющий отдел в штаб-квартире Альянса по работе со странами-партнерами НАТО. Дюрэ попытался снизить "градус" заявления коллеги и заявил, что мнение Украины обязательно будет учтено при формировании новой Стратегической концепции НАТО.

Он пояснил, де, ранее Альянс руководствовался принципом консенсуса среди членов организации, а новая философия предполагает и учет мнения партнеров. Таким образом, точка зрения Киева будет иметь очень важное значение для НАТО.

Все происходящее напомнило плохо отрежиссированный спектакль. Можно понять мотивы Дюрэ, который попытался сгладить заявление коллеги. Ведь если украинцы примут близко к сердцу высказывания Аппатурая, то колоссальные усилия многих лет (в том числе, самого Дюрэ) по приближению Украины к НАТО будут просто перечеркнуты.

А с другой стороны, почему собственно НАТО должно оказывать Украине военную помощь и отстаивать ее территориальную целостность? Из чего следуют подобные обязательства?

Получение военной помощи от НАТО исчерпывающе регламентированы пунктом 5 Вашингтонского договора. Там сказано, что такая помощь предоставляется только в случае военной агрессии против одной из стран-членов Альянса. Все. Ни о каких партнерах, друзьях и просто знакомых ни слова.

А как же наше участие в операциях НАТО, наша конкретная военная помощь, наши парни в ISAF в Афганистане, в KFOR в Косово, в "Active Endeavour" в Средиземном море?

Это – собственная инициатива Киева. Хотел – сам участвовал.

Так что же имел в виду натовский чиновник, заявив, что Украине нечего ждать помощи от НАТО?

Процесс евроатлантической (впрочем, как и европейской) интеграции Украины – это движение по принципу "шаг вперед – два шага назад". Мы по непонятным причинам уверены, что для интеграции Украины необходимо только желание Запада видеть в своих рядах Украину.

Наша задача при этом – не особо сопротивляясь, выторговать за нашу исключительность как можно больше дивидендов. Основанием для такого полунаркотического оптимизма считаются перманентные заявления о том, что Украину, в принципе, ждут в ЕС и НАТО.

Начнем с того, что основная проблема украинской интеграции видится в процессе самоидентификации украинцев. Эта проблема есть, и без ее решения невозможно говорить о выработке европейских и евроатлантических стратегий и достижении внешнеполитических целей Украины.

Ведь и у общества и у власти отсутствует твердое желание стать частью НАТО и ЕС, частью "западной демократии", стать единой семьей, если хотите.

На данный момент власть пытается увлечь общество Евросоюзом, используя аргумент, мол, что тогда "и у нас будет так же хорошо, как у них".

Что касается НАТО, то даже среди большинства украинских атлантистов бытует мнение, что членство в Альянсе – только получение гарантий безопасности (а не стремление строить евроатлантическую систему безопасности наравне с другими). А то и вовсе – что НАТО – это локомотив, "прицепившись" к которому, Украина способна достичь определенных целей скорее, нежели смогла бы это сделать самостоятельно.

Украинцы в большинстве своем не ощущали и не ощущают себя европейцами. Их стремление интегрироваться в Европу созвучны с надеждами булгаковского Шарикова из "Собачьего сердца", которому должно "свезти" с поселением.

Мол, главное – вступить, а там "я на своих шестнадцати аршинах сидел и сидеть буду!". Это философия потребительского восприятия.

Так что ни коварство натовских чиновников мешает членству Украины в НАТО. Сами украинцы не могут адекватно ответить на вопрос: а зачем, собственно, Украине НАТО?

Но, только ответив на этот вопрос, мы сможем адекватно оценивать заявления Брюсселя и двигаться дальше. Или, соответственно, оставаться на ранее занятых позициях.

 

Дмитрий Тымчук, руководитель Центра военно-политических исследований, главный редактор Интернет-проекта "ФЛОТ2017", для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде