Игорь Коломойский нахимичил с Виктором Ющенко
Одесский припортовый завод можно назвать символом срастания политики и бизнеса посторанжевой Украины. И если приватизация Криворожстали могла стать вершиной либеральных достижений правления Ющенко-Тимошенко, то ситуация с ОПЗ воплощает в себе все бессилие разрозненной власти. В данном случае перед лицом одного из крупнейших олигархов в стране – Игорем Коломойским.
В 2008 году завод уже был на грани приватизации. Тогда этот процесс начала бывший глава Фонда госимущества – Валентина Семенюк. Именно ОПЗ был главной причиной попытки захвата власти в ФГИУ со стороны Юлии Тимошенко и Андрея Портнова. Придя в кабинет Семенюк, депутат БЮТ своим первым же приказом дал поручение начать подготовку продажи завода.
Однако в результате противостояния Кабинета министров с Виктором Ющенко приватизация провалилась. За четыре дня до проведения конкурса президент подписал решение СНБО о запрете продажи акций предприятия. На тот момент это объяснялось тем, что приватизация завода вместе с аммиакопроводом может нанести ущерб национальной безопасности Украины.
Но, как уже писала "Украинская правда", источники утверждали, что Виктора Ющенко переубедила в целесообразности продажи объекта не ситуация вокруг Фонда госимущества и не опасения за национальную безопасность, а разговор с двумя украинскими бизнесменами – Игорем Коломойским и Александром Ярославским.
В этом году ситуация повторилась практически во всех деталях. Два месяца назад первый заместитель главы секретариата президента Александр Шлапак сообщил, что Виктор Ющенко в очередной раз поддерживает продажу Одесского припортового завода. "У нас нет претензий. Если все будет проходить прозрачно и в соответствии с законодательно установленной процедурой, пусть продают… Даст Бог, продадим!", - заявил тогда Шлапак.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Подготовка к приватизации ОПЗ набирала обороты. Минувший понедельник, 14 сентября, был последним днем подачи заявок на право участия в приватизации Одесского припортового.
По информации "Украинской правды", всего в Антимонопольный комитет поступило 13 обращений потенциальных покупателей завода.
Из отечественных компаний процедуру утверждения в Антимонопольном комитете прошли структуры Игоря Коломойского ("Днепроазот" и "Нортима"), фирмы Александра Ярославского ("Черкассыазот") и Константина Жеваго.
В свою очередь Дмитрий Фирташ, контролирующий "Ровноазот", на конкурс не заявился.
Из россиян заявки подали российский ОАО "СИБУР Холдинг" (аффилирован с Газпромом) и ОАО Минерально-химическая компания "Еврохим" (связан с бывшим владельцем МДМ-банка Андреем Мельниченко), а также российско-украинский бизнесмен Константин Григоришин.
На ряду с "монстрами" химической промышленности также поступило два экзотических обращения от компаний из Люксембурга и Грузии.
Между тем, фаворитом конкурса считался "консорциум трех", в который вошли норвежская Yara International ASA, ливийская государственная холдинговая компания Libyan Investment Authority (LIA) и польская Kulczyk Holding SA, принадлежащая самому богатому бизнесмену Польши Яну Кульчеку.
Такое неожиданное объединение объясняется тем, что компания Yara владеет заводом в Ливии, и, очевидно, могла рассчитывать на финансовые ресурсы обеспеченной нефтью африканской страны.
Интересно, что за симпатию норвежцев тщетно соревновались и украинские олигархи. В частности, источники "Украинской правды" утверждают, что на переговоры с Yara ездил Александр Ярославский.
Приближение приватизации ОПЗ вызвало взрыв активности в среде украинских околополитических лоббистов.
В частности, источники рассказывают о Несторе Шуфриче, который предлагал инвесторам свои услуги в качестве гаранта и обещал, что даже если Ющенко заблокирует приватизацию, новый президент утвердит результаты конкурса.
Злые языки говорят, что общий язык с Шуфричем нашел российский "Сибур". Шуфрич, который интегрирован в команды и Тимошенко, и Януковича, мог давать соответствующие гарантии.
ДОВОДЫ КОЛОМОЙСКОГО
Приватизация могла пройти успешно. Виктор Ющенко в течении нескольких месяцев не проронил ни слова о подготовке конкурса. А 12 дней до его проведения и за два дня до окончания приема заявок, глава государства передумал и заблокировал продажу объекта.
По его мнению, ОПЗ имеет стратегическое значение для экономики и безопасности государства и решение о его продаже не отвечает интересам национальной безопасности в сфере приватизации.
Для Виктора Ющенко такое объяснение стало уже привычным – практически с такой же формулировкой он приостанавливал конкурс и в прошлый раз. Но удивительным образом, и в этом году, и в минувшем, изменение точки зрения главы государства совпало со сменой позиции Игоря Коломойского.
Лидер группы "Приват" уже который год открыто говорит о своей заинтересованности в покупке стратегического объекта. В конце лета в интервью "Украинской правде" он в очередной раз подтвердил, что готов бороться за право владения Одесским припортовым заводом. " Да, конечно, - говорил Коломойский. - Но в одиночку мы его покупать не собираемся….".
Бизнесмен говорил о намерении создать консорциум украинских предприятий, и даже назвал одного из своих будущих партнеров – владельца Черкасского Азота Александра Ярославского. При этом своими главным конкурентами Коломойский считал российские компании "СИБУР" и "Еврохим".
Наряду с россиянами одними из главных претендентов на акции ОПЗ Коломойский также называл норвежскую компанию Yara. Правда, уже тогда он высказывал предположение, что Yara не сможет в одиночку принимать участие в тендере.
- Учитывая, что там большая доля государственного капитала, в лобовую она участвовать не сможет. Дело в том, что по украинскому законодательству в приватизации не может участвовать компания, в которой более 25% доли другого государства. Тогда это уже не приватизация, а продажа актива другому государству – нужны межправительственные соглашения и т.п. Поэтому Yar’e придется взять каких-то партнеров, - заявлял лидер группы Приват.
Меньше чем за двадцать дней после этого интервью норвежцы действительно обзавелись партнерами. Объединение "консорциума трех" в корне поменяло расстановку сил: в минувшем году явным фаворитом конкурса считались россияне, а теперь у них появился более чем достойный противник.
На этом фоне консорциум украинских компаний, создание которого анонсировал Игорь Коломойский, выглядел более чем скромно. По данным "Украинской правды", роль консорциума в конкурсе должна была играть ООО "Нортима", в которую по задумке лидера группы Приват, должны были войти еще несколько крупных бизнесменов.
Между тем, окончательное соглашение о совместном участии в конкурсе были достигнуты только с одним партнером – Александром Ярославским. По словам самого Игоря Коломойского, якобы существуют договоренности с еще двумя украинским компаниями, называть которые он не стал.
При этом "Украинской правде" достоверно известно, что еще один крупный игрок на рынке химической промышленности – Дмитрий Фирташ – пока не дал своего согласия на участие в консорциуме "Нортима".
Очевидно, с приближением конкурса шансы группы Приват и ее партнеров выиграть тендер по покупке акций Одесского припортового завода становились все меньше.
По данным "Украинской правды", в начале сентября Игорь Коломойский приезжал в Киев на день рождения своего друга Григория Суркиса. Источники утверждают, что за время пребывания в столице лидер группы Приват встречался с руководством секретариата президента.
А меньше чем через две недели Виктор Ющенко приостановил приватизацию Одесского припортового завода своим прямым указом.
Сам Игорь Коломойский в интервью "Украинской правде" отрицал свою причастность к решению, принятому главой государства.
- Если президент издал указ, значит, у него есть аргументы и основания это делать. Но если вы спрашиваете меня, то я считаю, что когда Фонд госимущества возглавляет "низший чин, укравший генеральские сапоги", ничего хорошего из приватизации не выйдет. В то время как вся страна затаив дыхание, ожидает приватизацию такого сложнейшего и скандального объекта, наш глава Фонда, вместо того чтобы держать руку на пульсе, общаться с потенциальными покупателями, грел свое брюхо на Крите. Он вернулся из отпуска только в конце прошлой недели.
А в это время его подельники занимались распродажей оставшихся крох государственного имущества и предлагали купить 22% компании Аэросвит за 17 миллионов гривен – в 10-12 раз меньше их реальной стоимости. Я это знаю, потому что мы получили такое письмо как члены закрытого акционерного общества.
- Юлия Тимошенко заявила, что конкурс будет проведен вопреки указу президента. Вы будете препятствовать приватизации Одесского припортового?
- Препятствовать – нет. Но как один из потенциальных участников тендера я знаю, что есть как минимум еще три или четыре конфликта, по которым наверняка уже есть обращения в суды и, возможно даже определения судов, которые могут приостановить продажу завода, даже если бы не было указа президента.
- Какие конфликты вы имеете в виду?
- Они касаются, во-первых, норвежской Yara International. Этот консорциум, который они создали, на протяжении трех недель вел со мной переговоры и валял ваньку о каком-то понимании, о создании единого консорциума, а в конечном итоге позавчера они заявили, что подали заявку без нас, готовы перечислять деньги и "соображают на троих", хотя вообще-то изначально планировалось на четверых. Но у них ничего не получится, потому что по украинскому законодательству они не имею права принимать участие в конкурсе.
Приватизация – это продажа активов и их передача из государственной собственности в частные руки, но ни в коем случае не из государственной в государственную. Это ж не то, что кто-то с верблюдов только что слез – мы давно уже с пальмы слезли! А в данном случае Ян Кульчек является номиналом и прикрывает ливийскую и норвежскую государственные компании.
Во-вторых, я знаю точно, что такие же переговоры об общем походе на приватизацию с одной из украинских компаний вела российская Сибур. По инициативе самих россиян.
Аргументы Игоря Коломойского основаны на статье 8 закона "Про приватизацію державного майна", согласно которой покупателями объектов приватизации не могут быть юридические лица, у которых доля государственной собственности превышает 25 процентов.По информации "Украинской правды", такие же аргументы лидер группы Приват приводил в минувшем году. "Мы тогда провели проверку и ничего противоречащего закону не нашли, - утверждает источник "Украинской правды" в Кабинете министров. – Мы проверяли отчетность Yara, и по ней нельзя сделать вывод, что это государственная компания".
К этому можно добавить и тот факт, что согласно открытым источникам, норвежская компания является миноритарным акционером созданного "консорциума трех".
Подобные же проблемы могут возникнуть и у российского Сибура. Дело в том, что по официальным данным 70% минус 1 акция компании принадлежат "Газпромбанку".
Между тем, источники "Украинской правды" утверждают, что на данный момент ОАО "СИБУР Холдинг" – самый активный участник конкурса, настаивающий на продаже завода.
Во-первых, Сибур – единственная из всех компаний, уже перечисливших задаток для участия в конкурс в размере 400 миллионов гривен.
А во-вторых Сибур, очевидно, представляет интересы большого количества химический предприятий России. В частности, утверждают источники, Сибур может рассчитывать на поддержку российского "Еврохима". Напомним, что в канун подготовки прошлогоднего конкурса "Еврохим" зарезервировал около 3-х миллиардов долларов на покупку ОПЗ. По последней информации, в пятницу утром компания отозвала свою заявку с конкурса.
На данный момент судьба приватизации ОПЗ во многом зависит от позиции группы компаний, объединившихся вокруг Yara International. Не стоит забывать, что Yara – мировой лидер по производству минудобрений, и решимость норвежцев о продолжении участия в конкурсе вопреки указу президента и судебным искам, добавит весу процессу приватизации ОПЗ. Более того, в такой ситуации срыв конкурса может привести к громким международным скандалам.
ПРЕЗИДЕНТ, ПРЕМЬЕР И СУДЫ
По информации "Украинской правды" на утро пятницы Юлия Тимошенко все еще не приняла решения о бесповоротном проведении конкурса.
Источники в правительстве уверяют, что указ президента не повлияет на приватизацию Одесского припортового.
"Ющенко остановил действие постановления правительства об утверждении перечня объектов приватизации. Но законодательство о приватизации не предусматривает, чтобы Кабмин принимал такой перечень", - отметил собеседник" Украинской правды "в команде Тимошенко.
"Правительство утвердило этот перечень как вспомогательный документ, только с целью отправить сигнал инвесторам. А в целом Фонд госимущества наделен полномочиями самостоятельно определять список объектов на приватизацию ", - добавил он.
Предварительный сценарий, согласованный на вечер четверга, предполагал, что Кабинет министров проигнорирует указ президента, а и.о. главы Фонда госимущества не будет принимать во внимание решение киевского окружного суда в виду того, что вопросы приватизации не находятся в сфере юрисдикции хозяйственных судов.
Между тем, противники приватизации сообщают о наличии трех определений различных судов, запрещающих приватизацию Одесского припортового завода.
"Украинской правде" удалось узнать подробности принятия одного такого решения. По словам источников, оно было вынесено Окружным административным судом Киева по иску Валентины Семенюк по договоренности с Банковой.
По их словам, перед принятием этого определения глава суда Олег Бачун пытался привлечь к принятию решения о запрете приватизации оппозицию. В частности, он обращался за советом к "регионалу" Сергею Кивалову, но так и не получил поддержки.
Интересно, что принятие определения о запрете приватизации ОПЗ откладывалось в течение недели. Первоначально его должен был рассматривать судья ПавелВовк, но на последнем этапе тот отказался подписывать соответствующий документ. Не взял на себя ответственность и судья Владимир Кочан. Дело было передано судье Владимиру Келеберде. Но, рассмотрев дело, Келеберда… взял самоотвод.
В конечном итоге определение суда было подписано судьей Федорчуком.
А в пятницу утром стало известно, что накануне тот же суд вынес еще одно решение о запрете приватизации ОПЗ по иску компании ОАО "Азот", принадлежащей Александру Ярославскому. Партнер Игоря Коломойского объясняет свое обращение в суд нарушениями со стороны Кабмина и ФГИУ при определении стартовой цены выставляемого на продажу пакета, которая в нескольких нормативных документах определена по-разному.
Теперь, даже если правительство пожелает провести конкурс, указ президента и как минимум два судебных решения могут существенно повлиять на цену, которую предложат участники тендера.
Кроме того, успешная продажа ОПЗ может вылиться в громкие разбирательства в международных судах со стороны проигравшей стороны, будь-то "консорциум трех" или Сибур.
По информации "Украинской правды", на момент выхода материала, премьер-министр все еще не сказала своего последнего слова. Но, по всей видимости, приватизация Одесского припортового и в этот раз сорвана. Несмотря на все усилия, в биографии Юлии Тимошенко Одесский припортовый так и останется не взятой высотой.
Но вряд ли это только ее проигрыш.
Очевидно, что иски коммерческих структур, судебные запреты и определения не имели бы значения, если бы президенту и премьер-министру удалось принять согласованное решение о продаже Одесского припортового завода.
И у Банковой и на Грушевского хватило бы воли, влияния и админресурса, чтобы проигнорировать подобные решения, а Украина в очередной раз не оказалась бы на грани международных скандалов.
И если в минувшем году вина за провал продажи ОПЗ была на обеих лидерах страны, то сегодня, очевидно, это станет результатом действий президента. Сегодняшний Виктор Ющенко – это антипод Виктора Ющенко трехлетней давности. За это время он кардинально изменил свое отношение к приватизации.
Специалистам известно, что удельный вес газа в продукции ОПЗ составляет 90%. Еще в более-менее благополучном 2006, когда газ стоил 95 долларов, президент требовал от правительства Януковича скорейшей продажи завода. В 2009, когда цена газа уже больше 200 долларов, Ющенко блокирует приватизацию под надуманным поводом.
В распоряжении "Украинской правды" оказалось письмо Ющенко, адресованное премьеру Януковичу, где глава государства приводит ОПЗ в числе предприятий, которые необходимо пустить с молотка.
"Я крайне озабочен ситуацией, сложившейся в сфере приватизации. Со времени продажи Криворожстали в стране не было проведено ни единого значительного конкурса. (…) Правительство термозит инвестиционно-привлекательных объектов, в частности – Укртелеком, Одесский припортовый завод, не смотря на снижение эффективности их деятельности и привлекательности для инвесторов", - писал Ющенко в 2006-м.
Однако сегодня президентом движут другие аргументы.