Тайна Патриарха Кирилла
Кирилл (Владимир Михайлович Гундяев) никогда особо не скрывал своих политических амбиций. И тогда, когда был главой Отдела внешних церковных связей МП, и когда стал Предстоятелем РПЦ МП.
Предшественники Кирилла, занявшие патриарший престол в советские годы, – от Сергия Страгородского до Алексия II Ридигера – придерживались концепции "секторальной Церкви".
Суть ее, вкратце, в следующем: Церковь пребывает в своем социальном "гетто", окормляет верных, удовлетворяет их интерес к Христианству, но, ни в политику, ни вообще в дела светских властей не вмешивается. И поддерживает лояльные отношения с той властью, которая есть – пусть даже самой безбожной.
Собственно, такая позиция была единственно возможной формой выживания Церкви при советской власти. Впрочем, концепция почти не изменилась и впоследствии, после развала СССР.
Церковь получила от светской власти богатые материальные дары в виде недвижимости, земель, денег и даже таможенных льгот, священнослужители прорвались в СМИ, однако реального политического влияния, а тем более собственной позиции, отличной от государственной, у РПЦ не было.
Всякий раз, когда позиции светской власти и РПЦ сталкивались в политических вопросах – например, о преподавании Основ православной культуры в школах – РПЦ пасовала перед властью и на своей точке зрения жестко не настаивала.
В этом смысле Кирилл – представитель нового поколения. Митрополитом и членом Священного Синода он стал уже на закате советской власти – в конце 80-тых годов. И с тех пор исповедовал и проповедовал, насколько это возможно было при прежнем Патриархе Алексии II, концепцию "тотальной Церкви".
То есть, Церкви, которая может и должна быть своего рода "параллельной властью", которая может позволить себе иметь собственные суждения по любым социально и политически важным вопросам. Бесспорно, подобные амбиции в бытность Алексия II не были реализованы в полной мере.
Фото пресс-службы президента |
Теперь ситуация изменилась.
Сравнивая "украинские" речи Кирилла с выступлениями Алексия II (во время его визита в Украину в июле прошлого года), очевидно, что различия есть и они существенны.
Если Алексий II придерживался рамок сугубо церковной тематики, то Кирилл много и охотно говорил о взаимоотношениях церкви и государства, в том числе, в историческом аспекте.
Он часто критиковал и светскую и церковную власти: "Я глубоко убежден, что в каком-то смысле раскол – это реакция, в том числе, и на неправильную политику церковной Москвы".
Или: "Петр сделал одно очень опасное дело для страны – он привил на нашу, в общем-то не предрасположенную к этому, культурную основу, идею западного абсолютизма. И церковь потеряла свою независимость".
Не словом, а делом
Кроме того, Патриарх сделал несколько конкретных шагов в направлении усиления роли Церкви, а главное – себя как Предстоятеля РПЦ.
Во-первых, он провел некоторые административные изменения. Вскоре резиденция Патриарха, которая сейчас расположена в Чистом переулке в Москве, переместится в Свято-Данилов монастырь (именно там при Алексии II находился ОВЦС, отдел, который возглавлял на тот момент Кирилл).
Таким образом, вся церковная администрация разместится в одном месте ("Кремле Патриарха", – так уже успели окрестить это место), что еще больше централизует систему управления РПЦ МП. Кроме того, монастыри, подворья и приходы, ранее находившиеся в ведении ОВЦС МП, перешли в непосредственное подчинение Патриарху.
Во-вторых, он осуществил кадровые перестановки, укрепившие систему его собственной власти.
Так, на первом после вступления Кирилла в сан Патриарха заседании Священного Синода РПЦ главный конкурент на выборах Патриарха Митрополит Калужский и Боровский Климент был освобожден от обязанностей управляющего делами Московской Патриархии и переведен на "пенсионную" должность председателя ее издательского отдела.
Исполняющим обязанности управделами Московской Патриархии назначен архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, считающийся человеком из окружения Кирилла.
Фото пресс-службы правительства |
В-третьих, Патриархия стремится обеспечить себе более широкие контакты со светским миром. С этой целью созданы новые организационные структуры: Секретариат по зарубежным учреждениям, а также два новых отдела.
Речь идет об Отделе по взаимодействию Церкви и общества, в задачи которого входит осуществление связей с органами законодательной, исполнительной властей, институтами гражданского общества. И синодальный информационный отдел. Проще говоря – пресс-служба, председателем которой назначен мирянин (впервые в истории РПЦ) – профессор МГИМО Владимир Легойда.
Кирилл намерен вести более жесткий диалог с властями. Невыполненное обещание включить в школьную программу учебный предмет по православной культуре, данное Сурковым (первый заместитель главы президентской администрации) и Фурсенко (министр образования) не осталось без внимания. Патриарх написал в середине июня открытое письмо Фурсенко.
Кроме того, Церковь намерена влиять даже на вопросы госуправления и в этом ее готова поддержать светская власть. Так, по словам единороса Андрея Исаева, "Единая Россия" намерена согласовывать некоторые законопроекты с Патриархией.
В-четвертых,предлагаетсяновая стратегия популяризации Церкви, напоминающая, скорее, протестантские методы возвращение мирян в лоно Христианства. В мае Патриарх встретился с российскими байкерами, благословив их на проведение байкер-шоу в Севастополе. Осенью Патриархия планирует проведение многотысячных рок-концертов.
Исторические обстоятельства
Примечательно, что Кирилл стал Патриархом в разгар экономического кризиса.
Российские светские власти оказались во многом беспомощны в борьбе с его негативными последствиями. Да, политическая стабильность по-прежнему сохраняется, финансовых накоплений хватит еще на год-полтора, уверяют эксперты.
Однако если ничего не измениться, ухудшение экономической ситуации, а вслед за этим и социальная напряженность, будут только нарастать.
Не исключено, что именно Церковь, в моменты активизации социального недовольства, может взять на себя роль социального примирителя.
Есть все предпосылки считать, что по уровню своих амбиций, жесткости, стратегическому видению путей и возможностей развития России, наконец, талантам публичного политика, Кирилл превосходит и бывшего и нынешнего президентов РФ. И, возможно, момент, когда Патриарх выйдет на авансцену российской политики, не за горами.
Собственно, Кирилл уже активно включился в процесс обсуждения тем и общегосударственного российского, и мирового масштабов. Так, у РПЦ, как крупнейшего общественного института, есть свое видение причин возникновения и путей выхода России из экономического кризиса.
"Кризис – это великий потоп, сметающий нашу экономическую неправду и сибаритство. …У нас стал нарождаться класс сибаритов и бездельников, которые сорят деньгами. Господь помогает нам это понять".
Потерянный русский мир
Вне сомнений, что у Кирилла и на российско-украинские отношения есть свой взгляд, отличный от Кремлевских клише.
За годы правления Путина-Медведева Россия почти полностью утратила влияние на Украину, перестав, де-факто, играть роль "старшего" брата. Речь идет о "старшинстве", которое предполагает и предоставление гарантий безопасности "младшему брату", и перспективы общего привлекательного будущего, и наличие лучших образцов менеджерских, технологических социокультурных решений.
Постсоветская Россия ничего подобного Украине не предложила – потому и потеряла свое влияние. Авторитарный сырьевой проект российской политической системы экспорту не подлежит, так как не воспроизводим в странах, у которых нет больших запасов нефти и газа.
В этом смысле Кирилл может предложить гораздо более сильный ход, ведь он обладает неоспоримо мощной идеологией, чего как раз нет у Кремля. (Ну, к примеру, Москва твердит о неприятии евроатлантических ценностей, при этом весь российский бомонд поражен тотальным потреблением преимущественно товаров и услуг западного производства).
Светские власти современной России давно рассматривают Украину исключительно как бизнес-площадку. Они готовы поддержать любого кандидата на пост президента Украины, кто гарантирует лоббирование интересов Москвы в экономической сфере.
Кириллу нужно больше. Он, похоже, готов вернуть себе Украину всю целиком. И для него эта битва не проиграна, а Русский Мир, в котором он сам является не только духовным, но и политическим лидером, – не только фантом далекого прошлого (как для Путина-Медведева), а вполне вероятный проект недалекого будущего.
Олеся Яхно, для УП