Кандидатский минимум
В предыдущей публикации речь шла о специфике предстоящей избирательной президентской кампании. Ниже – о ее основных участниках.
Президент Виктор Ющенко, в случае своего поражения, скорее всего, уйдет в политическое небытие, если не сумеет провести эффективную избирательную кампанию, или, как минимум, не сможет выстроить выигрышную политическую коалицию кандидатов.
И, тем не менее, Ющенко находится в уникальной ситуации: имея колоссальный антирейтинг, он остается одним из самых ресурсных кандидатов и по-прежнему имеет возможность влиять на исход выборов.
Даже его поддержка будет играть определенную и, скорее всего, негативную роль – публично поддержав кого-либо из кандидатов, он тем самым переадресует ему свой антирейтинг.
Парадокс состоит в том, что для действующего президента нет ничего проще навредить, например, премьеру Тимошенко, просто оказав ей публичную поддержку. Это будет значительный удар по ее популярности.
Вероятность того, что Виктор Ющенко останется президентом на новый срок, крайне низкая. Его единственный шанс на политическое выживание – это возможность провести своего преемника. Однако и уйти красиво он не смог и уже вряд ли сможет.
Даже учитывая удивительную способность к политической мимикрии, просто женскую непредсказуемость и интуицию, шанс прорваться во второй тур у нее есть только в случае появления достойного противника и организованного посредством политических технологий противостояния по типу: "Украина против...".
Но таких врагов судьба пока не даровала Тимошенко, а без них она сама становится всего лишь "одной из". Да и во времена экономического кризиса Юлия Владимировна гораздо более уязвима...
В такой ситуации у нее есть шанс попасть во второй тур, только в роли украинской Жанны д’Арк.
Образ крепкого и уверенного в себе хозяйственника более чем востребован в кризис, когда все эксперименты и политический популизм надоели населению.
Несмотря на то, что на прошлых президентских выборах Виктор Янукович уступил Виктору Ющенко, он не стал лузером, а взял мощный реванш на парламентских выборах и практически ничем себя не скомпрометировал в политике за последние годы.
На нем нет ответственности за провалы в экономике страны, а в его бытность премьером в Украине было больше стабильности и порядка. Для него основной задачей на выборах будет проведение избирательной кампании на высоком политтехнологическом уровне с минимумом ошибок.
Немаловажным фактором станет также коалиционная политика – с кем из кандидатов лидер Партии Регионов вступит в партнерские отношения и тем самым получит решающий пакет голосов избирателей во втором туре.
Шумная рекламная кампания – это ошибочная стратегия, которая наращивает не столько известность, сколько антирейтинг. Яценюк и без того обладает достаточной известностью и нуждается сегодня не в рекламе и мелких провокациях, а в планомерной работе в регионах.
Пока же кампания по раскрутке известности лишь надувает мыльный пузырь, не подкрепленный лояльностью избирателей. Доверие – это то, в чем нуждается Яценюк.
Ему бы самое время выстроить стратегии завоевания доверия на местах за счет реализации адресных электоральных проектов с предельно четкими целевыми группами.
Нужно и восполнять пробелы, связанные с фактическим отсутствием собственной команды, организационной структуры и агитационной полевой сети в регионах.
Кроме того, ему остро необходимо позиционирование по линии "свой-чужой". На этом этапе важны даже не столько сами коалиции, сколько декларации: с кем он и против кого.
Пока в кандидате яценюке не читается политический лидер со стройной системой взглядов и программных позиций, а его позиционирование в качестве "умника-яппи" (слишком недотягивающий до имиджа своего американского "обамовского" прообраза) лишь еще больше размывает его и без того аморфный имидж.
Если стратегия не изменится кардинальным образом, ему не удастся мобилизовать достаточное количество избирателей для победы. Пока он явно выступает как кандидат-медиатор, способный претендовать, в случае грамотного политического торга, только на позицию премьер-министра.
Тем более, что его потенциальные ресурсы действительно существенны. Особенно, на региональном уровне – в органах представительской и исполнительной власти.
В 17 облсоветах и в Киевсовете Блок Литвина имеет собственные фракции. Ресурсы Народной партии с ее разветвленной партийной организацией и партийной прессой тоже ложатся в его копилку для ведения эффективной избирательной кампании.
Что касается шансов Владимира Литвина на победу, то они появятся только в случае значительного ухудшения экономического положения в стране.
Кандидат Литвин с социально ориентированной идеологией будет чувствовать себя как рыба в воде в условиях обострения экономического и политического кризиса.
"Время думать о людях" может стать для него вполне подходящим политическим лозунгом и линией позиционирования как кандидата, реально заботящегося о простых людях, а не о своей политической карьере.
Тему борьбы с кризисом вполне успешно может сделать своим коньком Сергей Тигипко, позиционируя себя как грамотного экономиста и антикризисного менеджера национального масштаба.
Ему больше чем кому-либо из кандидатов подойдет эта роль и идеологическая формула "экономика против политики".
Сергей Тигипко сегодня имеет низкий уровень известности, но это скорее плюс, чем минус. Он получает возможность формировать свой имидж с чистого листа и позиционировать себя как относительно новую фигуру в украинской политике, используя общественный запрос на новых личностей, которые бы занимались экономикой, а не политиканством.
Он вполне может претендовать на роль сильной руки и нового национального лидера. Избирательную кампанию ему предстоит выстраивать с нуля, но учитывая значительный процент неопределившихся избирателей – простор для работы обширный.
Кроме того, самостоятельность и ресурсная обеспеченность Сергея Тигипко делает его желанным партнером в любой из коалиций кандидатов. А это значит, что он, как минимум, может вполне претендовать на роль премьер-министра или на другие политические преференции в поствыборный период.
Остальные кандидаты будут создавать фон, отрабатывая свои локальные политические и технологические задачи, но претендовать больше чем на 1-3%, исходя из сегодняшних социологических опросов, они вряд ли смогут.
Разумеется, сегодня все прогнозы – всего лишь прогнозы. Непредсказуемость украинской политики и делает выборы реальными и актуальными как для политиков, так и для электората.
В этой ситуации искусство ведения политического боя, а не заранее подготовленные решения, поможет избирателям выбрать нужного кандидата.
На постсоветском пространстве Украина – самый яркий остров Свободы, где по-прежнему сохраняется спрос на публичную политику. Сами выборы могут быть определены как антикризисный инструмент, способный стабилизировать обстановку в стране.
Однако сформировавшаяся украинская партийно-политическая система на сегодняшний день не дает поводов для оптимизма. Неэффективное распределение властных полномочий между ключевыми государственными институтами, крайняя неустойчивость коалиций, сильнейший региональный разлом между западом и востоком не оставляют пока надежд на устойчивый политический мир.
Так было и в России, перед тем, как президент Ельцин провозгласил имя своего правопреемника.
Чтобы ситуация стабилизировалась, необходима убедительная легитимная победа политической силы, способной устранить все имеющиеся проблемные звенья и, наконец, "сшить лоскутное одеяло" украинской политики в единое и управляемое целое.
Гай Ханов, кандидат исторических наук, российский политтехнолог, для УП