Украинский избиратель: pro et contra

Вторник, 25 августа 2009, 17:09

Наблюдение за ходом избирательной кампании в Украине дает ощущение дежавю. Увы, на постсоветском пространстве, в силу единого менталитета и схожих условий существования, и прошлое и будущее кажутся такими похожими и легко предсказуемыми.

Украина выбирает свой путь, но слишком много признаков того, что страна так и не сойдет с маршрута, уже проторенного ее восточным соседом.

Было бы некорректно проводить прямые аналогии между нынешними публичными лидерами Украины и российской политической элитой недавнего прошлого. И все-таки слишком много общего между украинскими и российскими ельцинами, гайдарами, чубайсами, явлинскими, немцовыми…

Только в России их время ушло, а в Украине еще продолжается. Публичный политик – всегда продукт массового спроса, ответ на актуальную потребность здесь и сейчас.

Не Майдан был востребован политиками, а политики Майданом. Вот почему так предсказуемо их будущее в новом политическом пасьянсе. Если прежним властителям умов достаточно было указать, "кто виноват", то новым необходимо объяснить, "что делать".

Как и в свое время в России, общественной потребностью в Украине становится спрос на прагматичных лидеров, отвечающих сегодняшнему состоянию общества, требующего ответа на слишком злободневные вопросы в условиях разрастающегося мирового кризиса.

Не война элит определит победителя в президентской гонке, а превосходство в поддержке регионального электората на всей территории.

Противостояние в Киеве не будет больше решающим фактором для победы. Битва за регионы решит исход избирательной кампании за президентский пост.

Десятки миллионов избирателей от запада до востока скажут свое решающее "ЗА" или "ПРОТИВ", поверив Единственному, чтобы отправить в небытие всех остальных кандидатов в президенты.

И основное влияние окажут на это решение антистоличные, антикиевские настроения провинции, уставшей от нерешенных проблем и несправедливости распределения социальных благ в пользу стольного Киева. Вот почему не так уж много сегодня шансов у бывших кумиров Майдана.

В украинском обществе исчерпан запрос на Майдан, на уличную демократию и привычные имиджи украинских политиков. Происходит постепенная девальвация образов и развенчание мифов.

Цвета и месседжи имеющихся политиков слишком хорошо известны избирателям. Им сложно будет чем-то удивить свой и еще неопределившийся электорат.

В обществе зреет ожидание новой политической силы или выхода на сцену уже известных политиков, но с новым имиджем, с новыми политическими технологиями. Усиливается фактор усталости людей от одних и тех же политиков, постоянно мелькающих на экране.

Новый расклад в политической игре во многом будет зависеть от умения договариваться и выстраивать переговорный процесс с конкурентами, элитами, отношений с электоратом и политического позиционирования.

Грамотно выстроенные коалиционные стратегии будут одним из решающих факторов. Сегодня ни один из кандидатов не является самодостаточным, и в случае выхода во второй тур, каждый из них будет вынужден обращаться за поддержкой к партнерам.

Предметом договоренностей станет, с большой долей вероятности, пост премьер-министра.

Уникальная специфика этих президентских выборов в том, что основные кандидаты являются представителями власти и, соответственно, будут стремиться в избирательной кампании опираться на властные ресурсы, выстроенные по вертикали.

Но конкурентным преимуществом в такой ситуации становятся не вертикальные, а горизонтальные взаимосвязи. При таком количестве кандидатов от власти вертикальные директивы и административные ресурсы просто могут не сработать.

Губернаторы и другие региональные элиты будут вынуждены, в целях политического самосохранения, вести двойную игру, фактически саботируя выборы.

Кандидаты могут оказаться обманутыми центральными и региональными элитами, вынужденными играть на несколько фронтов.

В таких условиях гораздо более выигрышной стратегией станет работа напрямую с избирателями в регионах, в обход элит, с одновременным привлечением на свою сторону сторонников новых лидеров общественного мнения, не встроенных в действующие властные структуры.

Успеха добьются те, кто будет считать своих сторонников не по головам губернаторов и олигархов, а по голосам конкретных избирателей.

Медиаресурс по-прежнему будет важным, но не количество карманных СМИ определит исход выборов, а число регионов, давших максимальную поддержку кандидату.

Тот, кто заберет под себя регионы и сделает работу на низовом уровне, в массах, приоритетом своей агитационной работы и станет фаворитом. Именно поэтому для всех кандидатов эти выборы станут битвой за регионы.

Президентские выборы 2010 года в Украине, по всей видимости, продемонстрируют еще одну новеллу политических коммуникаций. Главную скрипку на выборах будут играть не политические идеологии, а политические технологии, ориентированные на экономику.

Связано это в первую очередь с тем, что кризис станет ключевой темой для всех кандидатов. Но для кого-то она захлебнется в бесконечном перепеве "Кризиса и антикризиса", быстро заняв место политической демагогии.

А более прагматичные лидеры смогут заставить ее эффективно работать в рамках формулы "экономика против политики".

В этом случае понадобятся емкие и хлесткие лозунги, а также простой, понятный и близкий каждому план действий по выводу экономики из кризиса.

Избиратель прошлых лет был сыт и доволен. Он был больше зрителем, чем участником и с интересом следил за театром политических действий.

Нынешний голоден, недоволен и зол… И он будет мстить за разочарования тем, на кого захочет свалить вину за свое нынешнее материальное состояние.

Второстепенными на предстоящих выборах покажутся как националистическая риторика, так и электоральная идея "Россия – анти Россия".

Более того, фактор российской поддержки кого-то из кандидатов не будет ключевым, а газовый или любой другой шантаж со стороны России вообще может вызвать отторжение у избирателей.

Ни один из кандидатов не рискнет больше ссылаться на личную поддержку президента России Дмитрия Медведева или премьера Владимира Путина.

Разумеется, это не означает, что Россия безразлична к президентским выборам в Украине. Но, скорее всего, она будет просто наблюдать за их ходом и ждать результатов.

Вряд ли в процесс станут активно вмешиваться и такие крупные геополитические игроки как Евросоюз, США или НАТО. Слишком неоднозначно воспринимаются они украинским обществом, выступая больше аллергеном для большинства избирателей.

Поэтому, с точки зрения страновой и международной поддержки, Украина на предстоящих выборах остается один на один со своими проблемами и своими изибирателями.

Не будут в должной мере на этих выборах работать и традиционные партийные идеологии. А это значит, что нужен переход от мега-идей к политическому предложению, адресованному простым людям и адаптированным под их сегодняшние нужды и проблемы.

Политические технологии формирования социального оптимизма могут оказаться самыми востребованными украинскими избирателями. Кризис – это время перемен. Это колоссальная возможность для появления новых политических лидеров, поддержанных новыми политическими технологиями.

Президентские выборы имеют шанс изменить не только политический ландшафт Украины, но и повлиять на судьбу самой страны посредством легитимного выбора избирателями нового политического и социально-экономического вектора развития.

Только вот оценит ли украинский избиратель свое великое предназначение, свою историческую миссию в выборе будущего собственной страны или, словно одурманенный гоголевским чертом, сделает выбор вопреки инстинкту самосохранения?!

Гай Ханов, кандидат исторических наук,  российский политтехнолог, для УП

Продолжение следует

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде