Очередной политический шаг к НАТО
Президент Украины Виктор Ющенко своим указом утвердил Годовую национальную программу по подготовке Украины к получению членства в Организации Североатлантического договора на 2009 год.
Указ не содержит никакой конкретики. В нем сказано: "с целью обеспечения реализации нового этапа сотрудничества между Украиной и НАТО, в соответствии с решениями, принятыми во время заседаний Комиссии Украина-НАТО 4 апреля 2008 года в Бухаресте и 3 декабря 2008 года в Брюсселе, с целью создания надлежащих условий для эффективного выполнения приоритетных задач в сфере евроатлантической интеграции Украины и подготовки Украины к приобретению членства в этой организации" и утверждена соответствующая годовая программа.
Сам факт утверждения Годовой национальной программы (ГНП) вызвал некоторый ажиотаж в СМИ и волну комментариев различных экспертов.
Основная версия противников вступления Украины в НАТО – зачем нужна ГНП именно сейчас – состоит из двух предположений.
Во-первых, засвидетельствовать нынешней украинской властью лояльность к НАТО перед новым генсеком Альянса и получить политическую поддержку Запада накануне выборов.
Во-вторых, сыграть на обострении противоречий с Россией для достижения определенных внешнеполитических целей.
Заметим, что Украина сейчас намного больше сосредоточена на предвыборной президентский кампании, которая, де-факто, уже началась. И в этих обстоятельствах, внимание политиков сосредоточено на острых внутренних и внешнеполитических вопросах.
В частности, инциденты с ЧФ РФ и дипломатическое противостояние с Россией, последнее объявление "холодной войны" Медведевым. До НАТО ли сейчас?
С другой стороны, момента, казалось бы, удобнее не сыщешь. Ведь тема вступления Украины в НАТО практически "похоронена" и на уровне общественного восприятия, и на международной арене.
Изменить положение дел может только Россия своей уже обычной дипломатической неадекватностью. В Москве упорно не хотят понять простую и очевидную истину: никто так не способствует евроатлантическим устремлениям Украины (и не только ее), как Москва.
Единственный фактор, помогающей Кремлю противостоять украинской евроатлантической интеграции, – это недоверие украинцев к своей власти. Все. Больше "союзников" и вспомогательных факторов процессу вступление Украины в НАТО не существует.
В то же время, очевидно, ни при одном из нынешних реальных претендентов на пост президента Украины не стоит ожидать ни быстрых и кардинальных изменений в экономической ситуации, ни успехов в борьбе с самой страшной украинской болезнью – коррупцией.
А значит, перелом во мнении украинского общества относительно властей, а там и евроатлантической интеграции, может наступить лишь в одном случае. В случае избрания пророссийского президента, как это ни парадоксально.
Впрочем, любые политические перетрубации в обозримой перспективе не принесут Украине никакой ясности в вопросе евроатлантической интеграции.
Пресс-служба МИД Украины распространила официальный комментарий, в котором указано, что фактически указом президента об утверждении ГНП "одобрен новый формат реализации евроатлантического курса Украины".
В комментарии сказано, что ГНП "фокусирует внимание на приоритетных задачах, выполнение которых будет направлено на достижение, как критериев членства, так и стандартов Альянса. Это, в свою очередь, будет оказывать содействие не только продвижению Украины на пути евроатлантической интеграции, но и повышению уровня обороноспособности и благосостояния нашего государства.
ГНП охватывает вопрос реформ как в сфере обороны и безопасности, так и в экономике, сфере противодействия коррупции, судебно-правовой и других сферах".
Все сказанное, до последней запятой, было говорено и относительно существовавших до ГНП Целевых планов. Те же самые западные критерии, те же стандарты НАТО, то же "повышение уровня обороноспособности и благосостояния"….
Надо думать, Украина завалила Целевые планы, и теперь возникла нужда реализовывать их пункты уже под маркой ГНП?
Ответ видится в том, что ГНП – это не "технический" документ, от реализации комплекса мероприятий которого зависит успех интеграции. Это – чисто политический шаг. Господа из НАТО, отказав Украине в присоединении к ПДЧ в Бухаресте, думали, что изобрели гениальную отговорку. Мол, Украина обязательно вступит в НАТО, но только – когда будет готова.
Формулировка действительно гениальна, "и вашим, и нашим", но явно не учитывает особенностей украинского менталитета. А он состоит в том, что, где не получилось взять с наскока, возьмем измором.
Поставив себе цель в виде евроатлантической интеграции, Киев будет "менять формат сотрудничества", убеждая себя и весь мир, что в очередной раз на шаг или полшага приблизился к вступлению в НАТО. И Целевые планы, и ГНП на этом пути, может быть, и хороши. Но у них есть всего один недостаток – это все-таки не ПДЧ.
Особый ажиотаж в вопросе украинской интеграции в НАТО вызвало в Украине назначение нового генсека Альянса. Сразу началось гадание на кофейной гуще: а как приход на столь высокий пост данного господина повлияет на евроатлантические перспективы Украины?
Ответ прост: никак. НАТО – не посттоталитарное государство, с натовскими принципами совещательности и консенсуса, от прихода нового генсека тут зависит не так много.
Сейчас Андерс Фог Расмуссен исполняет роль "евроатлантического Обамы". Он предлагает политически экстравагантные решения, к примеру, диалог с талибами.
Позвольте списать это на попытку самопиара - о готовности, точнее, неготовности Расмуссена, как политика, эффективно действовать в сложных ситуациях, мы прекрасно осведомлены на примере его премьерского ступора в скандале с публикациями в Дании карикатур на пророка Мохаммада.
Так или иначе, в случае Украины решений может быть всего три: Украина либо вступает в НАТО, либо нет. Либо, как сейчас, она получает столь же твердые, сколь и туманные по срокам гарантии вступления, и ведет хоть и увлекательную, но малоперспективную игру "догони и вступи".
Потому и сам Расмуссен в ответ на вопрос о вступлении Украины в НАТО твердит уже знакомое "вступит, когда будет готова".
Вот и получается, что нынешняя ГНП – это лишь продолжение малорезультативных усилий Киева по сближению с НАТО, при отсутствии и консолидированной позиции политических элит и общества в самой Украине, и единства мнений в Альянсе.
Киеву только и остается, что набиваться в друзья Брюсселю, демонстрируя постоянство и незыблемость курса, при незнании как эти добродетели будут оценены в самом Альянсе.
Тут возникает резонный вопрос: а насколько НАТО готово взять на себя ту ответственность, которую пытается возложить на организацию Украина своей "дружбой"? Ответ очевиден. И он отрицателен.
И причинами этого, конечно, являются, в равной степени, и позиция России, и раскол украинского общества в вопросе интеграции. Каждый из этих факторов в отдельности Альянс, может быть, и смог бы одолеть. Но оба сразу – увы…
Дмитрий Тымчук, руководитель Центра военно-политических исследований, главный редактор Интернет-проекта "ФЛОТ-2017", для УП