"Сильная рука" – друг украинцев
Авторы лучшего, пожалуй, современного учебника по избирательным технологиям – российские специалисты Малкин и Сучков – называют имидж "самого сильного" среди наиболее эффективных.
В связи с этим имиджем вспоминается не только Пиночет или Сталин, которых, в общем-то, никто не выбирал, не только Путин и Лукашенко, которые, при всей их популярности, оцениваются далеко не однозначно, а такие демократические лидеры как генерал де Голль, "спокойная сила" Миттерана, "железобетонная" Меир и "железная" Тэтчер.
То есть "сильный" – отнюдь не обязательно диктатор. Точно так же "сильный" не значит физически сильный (Кличко) или, тем более, драчливый (Луценко, Шуфрич).
Сила имеется в виду, прежде всего, внутренняя – способность достигать своих целей, умение дисциплинировать своих сторонников и так далее.
Естественным образом, тема "самого сильного" стала особенно популярной в преддверии выборов 2010 года, связанных с сильнейшим, за 17-летнюю историю нынешней украинской государственности, кризисом в политике и экономике.
Анатолий Гриценко, кажется, единственный кандидат, команда которого сознательно и целенаправленно продвигает бывшего министра обороны в качестве "самого сильного".
При этом они напирают не только на физическую силу и воинское звание, но и на умение контролировать свою команду (под лозунгом "опереться можно только на то, что оказывает сопротивление") и на способность достигать своих целей.
Увы, имидж, в данном случае, получился неорганичный.
Военным авиационный инженер Гриценко никогда не был. Любой человек, служивший в армии (да и многие не служившие), знает, что есть армия, а есть ВВС и путать их нельзя.
И во время и после военной службы Гриценко был ученым, аналитиком и только в некоторой степени – руководителем (но, опять же, аналитического центра, пусть и "заточенного" под проблемы безопасности).
Если говорить о "команде", то Гриценко – типичный интроверт, доверяющий лишь узкому кругу проверенных (в основном – работой в Центре им. Разумкова) людей.
Примеры достижения им каких-либо масштабных целей (не считая пресловутого перехода с портянок на носки) найти нелегко. Чтобы успешно сопротивляться попыткам Ющенко ввести в армии "козацькі однострої", быть особо сильным менеджером не обязательно.
Это, конечно, не значит, что Гриценко был плохим министром. У него, безусловно, есть достижения и в деле повышения боеспособности армии, и ее реформирования в направлении современных стандартов, и борьбы с коррупцией. Однако, сами по себе эти успехи образ "сильного" не формируют.
В конце-концов, "самый сильный" по определению не может занимать не первое место. А место Гриценко в украинской политике четко обозначено слоганом – "лучший из непроходных".
Обидно, что ни сам Гриценко, ни его команда не воспользовались лежащими на поверхности и куда более органичными моделями "самого умного" и "самого честного".
Юлия Тимошенко. Это политик, которому систематически формируют имидж "самого сильного".
Тимошенко почти всегда занимает первые места. Если не формальные, то образные ("единственный мужчина в правительстве").
Пожалуй, только в 2002-2004 годах она уступила место формального лидера оппозиции Ющенко, однако восполнила это упущение на Майдане – не только сторонники, но и противники Тимошенко не сомневаются, что без нее "оранжевой революции" не было бы.
Женственная внешность никого не обманывает еще с конца 90-тых годов – хотя бы благодаря зубодробительным речам. К тому же, очевидно, что выглядеть в 49 лет на все 30 может только женщина с очень сильной волей.
В пользу Тимошенко, как сильного лидера, как ни странно, работают даже скандалы с ее сторонниками. Автору уже приходилось слышать мнение, что она, дескать, даже "этого зверя Лозинского" заставила на себя работать…
Единственное, что заставляет говорить о неполноте имиджа Тимошенко – то, что она, все же, периодически терпит поражения. Даже при том, что ей, до сих пор, всегда удавалось превратить свои поражения в победы, очевидно, что она, все же, не совсем "самая сильная".
Например. Ющенко и Янукович, объединившись, оказываются сильнее ее (как это было в 2005 году). Да и нынешняя реклама Тимошенко вряд ли может считаться шедевром – конечно хорошо, что она работает, когда все остальные занимаются разными нехорошими вещами, но как же она допускает, что вокруг нее предают, воруют?
Впрочем, это негативное обстоятельство просто переводит имидж Тимошенко в еще более органичную для нее нишу "борца". "Борец" сам побеждает не всегда, но его дело торжествует обязательно.
Кстати, именно такой имидж формировался лозунгом "справедливость есть и за нее стоит бороться". Однако Тимошенко недостатки такого позиционирования понимает и стремиться придать своему имиджу комплексность – перестать бороться и силой объединить ум и хозяйственность своих оппонентов для достижения справедливости.
Так или иначе, но в украинском политикуме именно Тимошенко ближе всего подошла к реализации имиджа "самого сильного".
Но чтобы окончательно укрепиться в этой нише, ей нужна самая малость – победить на президентских выборах. Проиграв, она из политики не уйдет, но "самой сильной" уже не будет.
Виктор Янукович. Технологи самого Януковича никогда не пытались формировать ему имидж "самого сильного", разумно полагая, что устрашающие габариты кандидата помогут дорисовать нужное.
Вообще же имиджевые модели Януковича всегда находились скорее в экономической сфере – "крепкий хозяйственник", "чудотворец".
В 2004 году "самого сильного" начали рисовать из Януковича его политические оппоненты. Целью было напомнить о его уголовном прошлом и представить кандидата не столько "самым сильным", сколько "самым страшным".
Удивительно, но до сих находятся люди, которые повторяют байки про избиение Януковичем Медведчука и Кирпы, хотя эти люди никогда не признавали за премьером права ими командовать, а физически вполне были способны дать отпор (да и Кучма не простил бы применения физической силы по отношению к своим доверенным лицам).
И это несмотря на то, что с тех пор Янукович неоднократно демонстрировал нежелание не то чтобы применять, но даже и просто демонстрировать силу в политической борьбе, предпочитая отступать.
Арсений Яценюк. Попытка придать ему воинственность, – пожалуй, наиболее анекдотичный пример в истории украинских политических технологий. Более неудачного реципиента для имиджа "самого сильного" трудно было найти.
Причем нельзя все валить на "Тиму и Диму" (российских политтехнологов Сергейцева и Куликова, которые, по информации УП, оказывают решающее влияние на избирательную кампанию экс-спикера). "Фронт перемен" (название, мягко говоря, неравновесное) появился еще до них.
Совершенно не оправдан детский лепет о "пограничном состоянии общества". Неужели непонятно, что пограничники охраняют границу, а не выводят из пограничных состояний? Обычно, из таких состояний выводят психиатры…
Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга, для УП