Бесцельная страна
В годы великой депрессии президент США Ф.Рузвельт вселял оптимизм в граждан, призывал их почаще улыбаться, инициировал производство веселых кинокомедий.
У нас ситуация иная. Ежедневно на граждан обрушивается шквал негативной информации: воздух и почвы предельно загрязнены, продукты питания и лекарства фальсифицированы, земля и производственные объекты разворованы, инфраструктура жизнеобеспечения критично изношена, природные и техногенные катастрофы угрожающе учащаются, депутаты и чиновники озабочены лишь личными интересами, суды и милиция коррумпированы...
Не говоря уже о том, что будущие президентские выборы – угроза существования страны. Но опыт учит, что жизнь бывает не только после смерти, но и после смены гаранта Конституции.
Зачем это делается? Зачем столько негативной информации? Чтобы опорочить нынешнюю власть?
Но ведь вчера во власти была сегодняшняя оппозиция, и если за годы независимости мы пришли к такой безысходной ситуации, то разве это не приговор всем нынешним политическим силам?
Акцентированное внимание к информационным "ужастикам", вероятно, выгодно каждой из этих сил. У них креативных идей, общенациональных стратегий развития, способных воодушевить граждан на консолидированные действия по прорывному развитию страны. А так занижается планка общественных ожиданий от политиков - "ну что они могут сделать в такой ситуации?!"
Поэтому политики снова эксплуатируют обветшавшие от частого употребления темы, раскалывающие страну - НАТО, язык и т.д., и в который раз призывают к коренным реформам, отмене неприкосновенности, чего делать они в межвыборное время не собираются.
По всем действительно жизненно важным для людей вопросам - зарплата, пенсии, ЖКХ, наполнение местных бюджетов и проч., выдвигаются заведомо неприемлемые инициативы, только для того, чтобы поставить оппонентов в неудобное положение и заработать электоральные очки.
Такую же позицию занимают и часто меняющиеся правительства, которым не до долгосрочных стратегий страны – дай Бог справиться с сиюминутными проблемами.
В Японии в конце прошлого века правительство создало представительную комиссию, которая сформулировала цели развития страны в ХХІ столетии. Этот план признан общенациональным приоритетом и будет осуществляться любым правительством при поддержке всех политических сил.
В Украине за все годы независимости ни одна политическая сила, которая пребывала во власти или оппозиции, не сформулировала стратегическую цель развития страны, адекватную современным общемировым цивилизационным процессам и украинской специфике.
В большинстве зарубежных стран, учитывая естественную ограниченность ресурсов, приоритет отдается самым важным стратегическим задачам и реализации необходимых для этого программ. Поэтому в каждый момент времени число этих задач и программ не может быть большим.
В Украине одновременно существует более 300 системно не взаимоувязанных государственных программ, финансирование которых практически не осуществляется. Только программ в инновационной сфере у нас 41, а в более финансово обеспеченной России – 10, в Китае – 6, в ФРГ – 5. То есть у нас заведомо понятно, что эти программы и не собирались реализовывать.
Выдающийся украинский экономист Туган-Барановский утверждал, что главной целью государства является обеспечение благосостояния каждого человека и рост его культуры. Поэтому стратегической целью следует считать создание полноценной жизненной среды по стандартам развитых государств.
Такая многомерная цель, охватывающая все стороны жизни человека, отражает в сбалансированном виде базовые социальные экономические, экологические и политические задачи развития страны. Она позволяет определить общий вектор динамики всех отраслей экономики, обосновать перечень и очередность принятия законодательных актов, содержание оперативной и стратегической власти в центре и на местах.
Ориентированная на интересы человека, эта цель должна консолидировать общество для решения понятных, жизненно важных для каждого гражданина задач. А критерием достижения цели явится позитивная динамика индекса человеческого развития, стоимости рабочей силы, земли и другой недвижимости, миграции населения.
Но указанный ориентир – это законодательно установленная цель градостроительства, задачей которого и является обоснование параметров дружественной человеку ХХІ века среды его обитания.
Проекты градостроительного развития страны, ее областей и районов, городов и сел являются пространственным выражением национальной стратегии развития Украины, содержанием и важнейшим инструментом реализации государственной региональной политики.
В странах ЕС такую политику называют пятой властью, новой религией. Ведь современный мир демонстрирует повышение роли пространства в эффективном развитии общества.
Пространство вокруг человека рассматривается уже не как пассивное вместилище различных видов деятельности, а как совокупность потребностей общества и возможностей их удовлетворения. Эти изменяющиеся от места к месту особенности пространства активно влияют на выбор видов и масштабов его использования.
Особую конструктивную роль играет анализ так называемого опорного каркаса территории, представленного побережьями рек и морей, транспортными магистралями и расположенными на их пересечении главными узлами общественной жизни - городами.
Эти линейные и узловые элементы опорного каркаса концентрируют большую часть населения и прошлых капиталовложений, определяют поля притяжения для будущих инвестиций. Градостроительные проекты обосновывают и мероприятия по формированию комфортной жизненной среды на сельских территориях, находящихся в кризисном состоянии.
Одновременно это угрожает своеобразным сельским ландшафтам и культуре, чревато разрушением духовных корней украинства, приводит к потере нашей страной лидирующей роли на мировых продовольственных рынках.
Для предотвращения таких угроз важно не ограничиваться принятием очередных программ, можно использовать опыт, например, Беларуси. Там инвестор, реализующий свои проекты в селах, в малых городах, на 5 лет освобождается от налогов на прибыль и недвижимость, а закупаемые машины и оборудование – от НДС.
Следует признать, что власть (очевидно в силу ограниченности временного горизонта мышления) уделяет мало внимания пространственным аспектам развития страны.
Поскольку речь идет о выборе приоритетов, то из всех задач по развитию страны первоочередной является обеспечение здоровья граждан. При опросах населения этот вопрос признается одним из самых важнейших.
И его решение намного шире совершенствования медицинского обслуживания, от которого зависит не более 20% здоровья людей. Гораздо больше влияния оказывает безопасная экологическая ситуация, здоровый образ жизни, включая полноценное питание, высокий культурный уровень населения, гармоничность общественных отношений, устойчивая политическая система.
Для достижения всего этого необходимо модернизировать экономику, существенно повысить доходы граждан, повысить их образовательный уровень, увеличить число высокотехнологичных рабочих мест.
Предстоит поработать над развитием производственной и социальной инфраструктуры, курортов и зон отдыха, реформированием ЖКХ, предотвращением негативных последствий изменения климата. Важно и найти консенсус политических элит, завершить административную и административно-территориальную реформы и т.д.
Таким образом, обеспечение здоровья людей – задача системная. Но ее реализация обеспечивает высокий синергетический эффект, и одновременное разрешение многих базовых задач развития страны.
Владимир Нудельман