Кто и как в Украине контролирует деньги на борьбу со СПИДом

Осман Пашаев, для УП — Понедельник, 27 июля 2009, 13:47

Монополия на благотворительность - развивающееся явление на рынке неприбыльных организаций в Украине. Происходит это с молчаливого согласия международных доноров, которые пришли в Украину вроде бы с прекрасной миссией: на деньги своих налогоплательщиков помогать становлению гражданского общества в Украине.

Возня вокруг эпидемии СПИДа в Украине уже слабо камуфлирует гниение в этой сфере. Эпидемию не остановили, зато неправительственные организации подсадили на грантовую иглу из одного источника, сойти с которого означает для многих специалистов потерять работу.

Немного истории

В конце 90-х Киев оказался неспособен самостоятельно справиться с самой крупной социальной проблемой современности – пандемией ВИЧ. Тогда в Европе лишь три страны приблизились к отметке, где 1% населения инфицированы: Румыния, Украина и Россия.

Румыния и Украина получили доступ к деньгам Глобального Фонда по борьбе с эпидемией СПИДа, туберкулеза и малярии. В конце 2003 в Киеве программу помощи презентовал генеральный секретарь ООН Кофи Аннан.

Но уже в первый год работы финансовые скандалы стали главной темой в ВИЧ-сервисе. Получателем денег определили Минздрав, который, видимо, решил тратить деньги международных налогоплательщиков также "эффективно", как и своих.

Неприкрытое воровство при закупках антиретровирусных препаратов и попытка отмыть несколько миллионов долларов через общественные организации, закончились вмешательством госдепартамента США. И если не подводит открытая информация за 2004 год, единственный личный звонок Джорджа Буша Леониду Кучме прозвенел в тот год с требованием оставить в покое деньги на СПИД.

В том же 2004-м Глобальный Фонд поменял главного получателя средств. Вместо Минздрава ею стало НГО – украинское отделение британской организации Международный Альянс по ВИЧ/СПИДУ.

5 лет спустя

Консолидированных данных о том, сколько в Украине потрачено денег на СПИД, не существует. На рынке работают десятки международных фондов, свои программы реализовывают отдельно богатые страны (США, Германия).

Известно только, что Глобальный Фонд - донор-рекордсмен. Украина получила от этой структуры деньги в двух раундах: в первом – 92 миллиона долларов, и в шестом – 150 миллионов. Эта сумма была потрачена на борьбу с эпидемией в течение последних 6 лет.

Еще 500 миллионов гривен за это же время  потратила Украина из собственного бюджета.

И что? Единственный результат – доступ к лечению, который получили 6 тысяч инфицированных, хотя на сегодняшний день в лечении нуждаются уже 30 тысяч человек.

Поначалу вроде все были довольны заменой Минздрава на Альянс по ВИЧ/СПИДу.

Программа преодоления эпидемии состоит из десятков подпрограмм: закупка препаратов для лечения больных СПИДом, профилактика уязвимых групп, информационные проекты, обучение врачей и социальных работников.

Ни одна организация не в состоянии самостоятельно выполнять такие работы по всей стране. Альянс - всего лишь структура с печатью, директоратом и штатом в центральном офисе. Социальные работники, которые каждый день сталкиваются с ВИЧ-инфицированными, больными СПИДом и просто людьми из уязвимых групп, работают в небольших региональных организациях по Украине.

Ежегодно Альянс объявляет десятки конкурсов для этих неприбыльных структур. Сотни организаций по Украине получают деньги на профилактику, замену шприцов, раздачу презервативов и так далее. На сегодня – это тысячи рабочих мест по Украине.

Теперь люди, в большинстве своем сами представляющие уязвимые группы, и организации, в которых они работают, оказались даже не в вассальной, а полной зависимости от Альянса.

Несколько месяцев назад мне в руки попал интересный документ: типовой договор, который Альянс по ВИЧ-СПИДу в Украине заключает с получателями денег.

Браво юристам, составившим это документ! Вместо развития гражданского общества в сфере ВИЧ и туберкулеза они составили конкуренцию указам Екатерины Второй о введении крепостного права в Украине.

Пункт 6.3. "право власності на матеріальні цінності, придбані та/або створені на кошти Гранту, належність виключних прав інтелектуальної власності, створені під час реалізації проекту, використання та розпорядження такими правами визначаються законодавством України. Всі товари (роботи, послуги) фінансовані за рахунок коштів гранту, мають використовуватись виключно для цілей проекту, а після його закінчення – для аналогічних цілей, визначених Програмою, або як буде визначено Альянсом . Альянс може на власний розсуд вимагати повернення у свою власність та/або передання іншим організаціям майна, придбаного за рахунок коштів гранту, в Набувач (будь яка організація, що отримає гроші від Альянсу – Осман Пашаєв) зобов'язаний виконати таку вимогу у 10-денний строк з моменту отримання вимоги Альянсу."

Следующий пункт 6.4 требует от грантополучателей в любом удобном случае ссылаться на то, что проект осуществляется при финансовой поддержке Альянса. Правда, символику этой структуры разрешают указывать "за можливістю" (и на том спасибо, иначе невозможность бесплатного ПиаРа для Альянса можно была бы рассматривать как нарушение грантового договора со всеми вытекающими последствиями).

Ну и гениальный пункт 6.5 "На вимогу Альянсу, Набувач забезпечує передачу Альянсу прав на згадані об’єкти інтелектуальної власності для використання в цілях статутної діяльності Альянсу".

В Украине неоднократно звучала критика в адрес международных доноров. Доставалось "Відродженню", USAID и посольствам западных стран. Дескать, шпионят, создают сеть лояльных организаций, стимулируют пятую колону и так далее.

Но ни одному из этих "коварных ЦРУшников" не приходило в голову сделать украинские общественные организации своими рабами на всю оставшуюся жизнь.

Я помню грантовые договоры того же "Интерньюза", который много лет поддерживал становление региональных телеканалов и обучение тележурналистов. В 2001 году десятки ТРК стали победителями телевизионного конкурса в больше, чем двух десятках разных номинаций, и все победители получили цифровые телекамеры и монтажные (эфирные) системы.

Фактически, под видом конкурса, "Интерньюз" переоснастил местные телестудии с морально и физически устаревших ВХСок на цифровой формат. Единственным условием грантовых договоров "Интерньюза" было целевое использование техники получателем в первые 5 лет, в течение этого времени "Интерньюз" действительно оставался собственником оборудования.

Затем оборудование окончательно передавалось на баланс телестудий. Переход собственности, растянутый во времени, придумали только для того, чтобы уберечь региональные СМИ от перепродажи новых телекамер и монтажек. И уж никто не помышлял, чтобы телесюжеты и программы, созданные украинскими региональными телекомпаниями даже в первые годы пользования оборудованием, передавались в собственность "Интерньюза" или его доноров.

Подобные тонкие и скучные юридические детали дают ответ, какова реальная и скрытая повестка дня Грантодателя.

В случае с Альянсом по ВИЧ СПИДУ в Украине ситуация возмутительна втройне:

- вместо создания гражданского общества подобные взаимоотношения стерилизуют украинский рынок НГО от нелояльных организаций. Попросту говоря, в сфере ВИЧ-сервиса и профилактики туберкулёза создается аналог печально известной Тендерной палаты.

- "лояльные" из страха отключения от финансирования становятся послушными и зависимыми. После четырехлетнего прикармливания подписывают договоры, согласно которым оборудование и интеллектуальный продукт – навсегда собственность Альянса. Прикормленные организации ставят приоритетом не проблему, а сохранение взаимоотношений с грантодателем.

- на чужие деньги Альянс приобретает многомиллионные активы, только потому, что когда-то вместо воровского Минздрава ему доверили распределение денег Глобального Фонда.

Посредник между западными налогоплательщиками и украинскими социальными работниками, пользуясь Гражданским и Хозяйственными кодексами Украины, присвоил всё себе!!!

В сложившейся ситуации я предлагаю Альянсу добавить еще один пункт в типовые договоры: все граждане Украины, которые избежали ВИЧ-инфицирования в ходе реализации программы Глобального Фонда в нашей стране, отныне обязаны свои органы и кровь передать на баланс Альянса и предоставить их по первому требованию. В случае незапланированной смерти завещать своё тело в полном объеме Альянсу, а также информировать Альянс об ампутации конечностей в десятидневный срок, дабы не усложнить выполнение Уставных задач организации.

Можно было бы оправдать такой подход во взаимоотношениях с третьим сектором Фондов Пинчука или Ахметова: частные деньги, как хотят - на таких условиях и раздают.

В ситуации же Альянсом происходит нескрываемое злоупотребление монопольным положением. Альянс всего лишь оператор ресурсов. Деньги дает стране Глобальный Фонд, который, в свою очередь, получает эти финансы от американских и европейских граждан.

Кстати, пару месяцев назад Альянс по ВичСПИДу в Украине зарегистрировался как украинская структура, чтобы никто не мог обвинить в монополизации грантового рынка британскую организацию.

Но Украина не одинока. В мире расцветает монополизации "цивилизованных" НГО. В странах третьего мира точно такая же история происходит на рынке грантов в медиа-сфере ("Репортеры без границ") и медицинской ("Врачи без границ"), на рынке борьбы с туберкулезом ПАС.

Сегодня СПИД превратился во все, что угодно: элемент шоу-бизнеса, средство по улучшению имиджа, никому не нужные вечеринки и презентации с миллионными бюджетами.

А в это время монополисты умудряются создавать частные компании, в которые перетекают материальные и нематериальные активы от подобного благотворительного рейдерства.

По моей информации, менеджеры Альянса по ВИЧСПИДу уже создали частные консалтинговые структуры, которые на коммерческой основе консультируют третий сектор в странах Центральной Азии по борьбе со СПИДом. Поэтому кабальные пункты грантовых договоров о переброске активов, закупленных на деньги Глобального Фонда, станут неплохим подспорьем для будущего бизнеса.

Почему-то эта ситуация устраивает всех: кураторов Глобального Фонда по Украине, USAID, представительство структур ООН. Может быть потому, что именно западные "консультанты" получают львиную долю зарплатных бюджетов всех грантов?

А пока, из-за этих ежедневных и многолетних интриг за деньги, пристраивание нужных людей на прибыльные потоки почти ни у кого из принимающих решения не остаётся времени на такие мелочи, как СПИД и туберкулез в Украине…

 

Осман Пашаев