Власть боится нового Майдана
У цивилизованного человека и гражданина есть три священных права – свобода слова, свобода собраний, свобода выбора. Оранжевая революция показала, что народ может ими воспользоваться с тем, чтобы поменять плохих политиков, освободиться от страха и невежества.
Для этого надо громко говорить правду, открыто встречаться с единомышленниками на улицах и площадях, выдвигать и поддерживать своих представителей в органах власти.
Жаль, что тогда народ остановился на достигнутом. Политики сделали выводы и установили диктат продажных партий. Они отобрали у большинства право баллотироваться в представительские органы власти, лишили народ права голосовать не за котов в мешке, а за достойных личностей.
Сейчас, когда приближается развязка политического кризиса и новые выборы, права избирателей снова хотят урезать. В начале июня стали достоянием гласности две законодательные инициативы на сей счет.
Речь идет, во-первых, о проекте новой Конституции от Партии регионов и БЮТ, где статья 34-1 гласила: СМИ, дезинформирующие общество, лишаются лицензии (разрешения, свидетельства) без права возобновления.
Под такую статью можно "подвести" любую публикацию, любую газету, телеканал, радиостанцию. А потом – и веб-сайты, осмелившиеся рассказать правду о жизнедеятельности "избранных".
Наши доморощенные партайгеноссе захотели получить такую же власть над общественным мнением, как чекисты в России.
Когда тщательно засекреченный проект был опубликован, депутаты дружно принялись уверять обескураженный электорат: они, дескать, совсем не то имели в виду.
Тем не менее, Виктор Янукович и Юлия Тимошенко продолжают настаивать на переписывании Конституции после президентских выборов. Дайте им упрочить свое положение, и снова отряхнут пыль с черновиков статьи 34-1.
Вторая инициатива исходила от правительства. Кабинет Министров подал на рассмотрение Верховной Рады законопроект про порядок организации и проведения мирных мероприятий, ограничивающий свободу собраний (№ 2450).
Законопроект, к слову, уже принят в первом чтении.
Итак, согласно документу, подержанному депутатами, организаторами массовых акций не могут быть общественные организации, не являющиеся юридическими лицами. Каково?!
Пункт 2 статьи 4 гласит: лица до 18 лет не могут быть организаторами мирного собрания. Скажите, как быть молодежным организациям? Очевидно, они имеют право собираться только под строгим надзором взрослых.
Отличная школа демократии для молодого поколения! Точнее – школа геронтократии.
Статья 5: собрания можно проводить только "в специально отведенных или приспособленных для этого местах". Что это за места, не сказано. Все на усмотрение органов власти. Если вам не разрешат провести собрание даже в собственной квартире – значит, провести его вы не сможете нигде.
Итак, власть оставляет за собой монопольное право разрешать или запрещать "коллективное обсуждение и решение любых профессиональных, организационных, социально-бытовых и других вопросов".
Скажут, допустим: обсуждайте свои вопросы только в конференц-залах, клубах и театрах. А потом накануне собрания селян директор единственного клуба выключит свет и объявит бессрочный ремонт.
При СССР такое бывало. Вот и Кремлевская оппозиция испытывает такие же трудности.
Согласно статье 6, участники мирного собрания имеют право принимать и передавать резолюции, требования и другие обращения к органам государственной власти и местного самоуправления, объединениям граждан и религиозным организациям.
Но в этом списке не упомянуты олигархи, руководство предприятий и банков. Права донимать их коллективными петициями законопроект почему-то не предусматривает. Видимо, богатым не интересны резолюции всяческих митингов, а Кабинет Министров готов охранять их покой и благополучие.
Статья 7 требует извещать органы власти и местного самоуправления о проведении мероприятий. При этом она сформулирована так, что извещение про акцию надо подать в несколько органов власти, а не в один, как это происходит сейчас.
Например, проводя акцию в Киеве, надо уведомить и районную администрацию, и городскую. Проводя собрание в селе или небольшом городке, следует уведомить исполком сельсовета (горсовета), районную и областную госадминистрации.
К тому же извещение должно быть подано "принимая во внимание время, необходимое этим органам для подготовки к обеспечению общественного порядка". Что это за время такое? Сколько его потребуется? Кто определяет критерии?
В статье 9 написано, что во время проведения мирных мероприятий возле учебных заведений, больниц, тюрем, судов запрещается "осуществлять действия, нарушающие нормальное функционирования этих учреждений – блокирование проезда, использование приборов, являющихся источниками шума и так далее".
Суды расположены в центре любого города. Например, рядом с Майданом расположен Окружной административный суд Киева. Значит, согласно законопроекту, тут уже нельзя проводить акции с использованием мегафонов или усилителей звука.
Повторение событий 2004 года законодательно исключается! Более того, проект требует от организаторов мирных акций обеспечивать "свободный доступ и проезд" к административным зданиям, дипломатических представительств. Все это дает возможность совершенно законно разогнать многолюдный митинг, или акцию в центре города.
Статья 10 запрещает агитацию во время собрания за участие в другом мирном мероприятии. Сказал в мегафон "встретимся через неделю на этом же месте" – нарушил закон! Трудно было придумать более простой способ делегитимизации массовых мероприятий.
Не секрет, что многие общественные организации выживают благодаря бюджетному финансированию и грантам из-за рубежа. Статья 11 законопроекта запрещает финансирование мирных мероприятий "государственными предприятиями, учреждениями и организациями, а также иностранными государствами, их гражданами и юридическими лицами".
То есть будет поставлено табу на всех общественно-просветительских мероприятиях, круглых столах и конференциях, организуемых активистами за грантовые и бюджетные средства?!
Статьей 13 к каждому массовому мероприятию прикрепляется уполномоченный представитель органов исполнительной власти или местного самоуправления. Он имеет право принять решение о приостановлении мероприятия!
Кроме того, к собранию прикрепляется и представитель органов внутренних дел. Не могут же граждане мирно собраться без бдительного участия милиции!
И, надо полагать, как только "уполномоченный" от какого-то органа власти скомандует "разогнать!", "уполномоченный" от милиции возьмет под козырек. И все будет шито-крыто, по закону.
К тому же в законопроекте есть масса "зацепок", норм, которые трудно или невозможно выполнить. А невыполнение самого незначительного пункта может стать предлогом для запрета мероприятия, согласно последнему абзацу статьи 16.
Нельзя не упомянуть о том, что законопроект возлагает на организаторов массового мероприятия всю полноту ответственности за возможные правонарушения во время его проведения.
Статья 8 требует от организаторов в извещении о проведении акции описывать форму и методы гарантированного обеспечения ими общественного порядка, предоставления медицинской помощи.
Вся забота органов власти об общественном порядке, согласно статье 20, может выразиться в запрете акции, организаторы которой не взяли на себя расходы по обеспечению охраны и "скорой помощи"!
Согласно статье 18, имущественный ущерб, нанесенный во время проведения мирного мероприятия, подлежит возмещению не правонарушителями, а... организаторами мероприятия! Если во время митинга провокатор бросит камнем в окно, платить будут именно организаторы.
Если в толпе воришка украдет кошелек, обворованный законно потребует от организаторов покрыть ущерб.
Научно-экспертное управление ВР, анализируя проект, предложило ввести разрешительный порядок проведения массовых мероприятий, вместо действующего уведомительного.
То есть для проведения акции протеста у областной администрации придется получать разрешение от той же областной администрации…
Кроме того, штатные парламентские юристы рекомендуют ограничить участие в собраниях иностранцев, детей и инвалидов, а также запретить применение пиротехники – салютов, фейерверков и тому подобное.
Конечно, можно согласиться с тем, что несовершеннолетние не должны участвовать в акциях в поддержку сексуальных меньшинств, легализации наркотиков и проституции. (Хотя имеют ли моральное право отечественные чиновники судить о морали?!).
А вот мнение "экспертов" о том, что участие несовершеннолетних в мирных собраниях политического характера "вызывает большие сомнения в связи с тем, что эти лица не наделены политическими правами" – это проявление деспотизм чистейшей воды!
Может, они еще посоветуют запрещать несовершеннолетним смотреть политические ток-шоу?!
С иностранцами тоже нехорошо получается. Парламентские "эксперты" уверяют, что согласно Конституции, иностранцы не имеют права на собрания в Украине, ссылаясь на статью 39 Основного Закона, где такое право гарантируется только гражданам Украины.
И делают вывод, мол, что не разрешено – то запрещено. Но ведь такой правовой принцип характерен для тоталитарных государств! В Украине, наоборот, принято считать разрешенным все, что не запрещено.
Участия иностранцев в массовых мероприятиях действующее законодательство прямым текстом не запрещает. Поэтому "выводы" научно-экспертного управления, как минимум, удивительны…
При этом "эксперты" упоминают, что Украина взяла на себя международно-правовые обязательства согласно "Конвенции про защиту прав человека и основных свобод" защищать право каждого на мирные собрания…
В конце концов, возникает вопрос: смогут ли люди свободно выражать свою позицию на собраниях, если уже принятый в первом чтении правительственный проект станет законом?
А если закон к тому же "доработают" с учетом предложений научно-экспертного управления ВР?!
***
Любое ограничение трех священных прав граждан – свободы слова, свободы собраний, свободы выбора – поставит крест на демократии в Украине.
Ведь только эти права позволяют нам быть народом, а не бессловесным быдлом. Они дают нам возможность сообща бороться с беззаконием, нищетой, коррупцией, не опускаясь в кровавую пучину хаоса и анархии, не воздвигая себе идола-вождя, ежедневно требующего человеческих жертвоприношений.
Пока наши гражданские права еще остаются в силе, общество должно сделать все возможное, чтобы Украина не скатилась к полному авторитаризму.
Юрий Шеляженко, для УП