В ожидании политического спама
С приближением президентских выборов отечественные политики просто обречены "стать ближе" к персональным страничкам украинских пользователей Интернет – "лично" стучаться в "аську", предлагать дружить "вконтакте" и ставить плюсики фото в "одноклассниках". Линия фронта борьбы за избирателей непременно пройдет через Сеть.
Сегодня в Украине по некоторым данным 12 миллионов активных Интернет пользователей. Эта цифра сопоставима с общим количеством избирателей, проголосовавших в 2007 году на внеочередных парламентских выборах.
Конечно, нас и раньше было много, но вот верные способы "обрабатывать" людей, прячущихся в сети от заполонивших телеэкраны "говорящих голов", изобретены недавно.
Подружись с Обамой
В ходе президентской гонки 2008, нынешний президент США Барак Обама буквально покорил Интернет – кандидат от демократов сумел "раскрутить" пользователей сети на пол миллиарда долларов пожертвований. Из 750 миллионов отданных американцами на поддержку его кампании.
Чтобы добиться такого результата, Интернет-команда кандидата начала с малого – создала персональные странички-представительства Барака Обамы буквально во всех популярнейших социальных сетях.
На каждом сайте, куда американцы заходили для общения, обмена фото, прослушивания музыки или просмотра видео – на старте выборов появился свой официальный, живой и деятельный Барак.
Почти на 20 самых ходовых страницах круглые сутки размещались рекламные ролики Обамы, публиковали фото и видео репортажи с ралли и встреч, вели блоги, ежеминутно обновляли сообщения о настроении и деятельности шефа. При этом каждое "представительство" обязательно предлагало посетителям перейти на официальный сайт кандидата, тоже созданный по принципу социальной сети.
Там сторонники Обамы могли получить исчерпывающую информацию о том, как деятельно поддержать своего любимца – будь-то участие в реальных акциях, помощь в организационной работе, или денежный взнос.
Таким образом, удалось привлечь 3 миллиона доноров, многие из которых жертвовали по многу раз. Кроме того, персональные данные пользователей, регистрировавшихся на сайте, в дальнейшем использовались для рассылки смс и мейлов с оповещениями о демонстрациях, встречах, митингах.
На указанный при регистрации номер телефона непременно делались звонки (зачастую автоматизированные) с предложениями тем или иным образом приблизить победу любимого кандидата.
Такова реальность современной погони за голосами – чтобы завоевать симпатию избирателя, побудить его к деятельной поддержке, политики стучатся в двери его виртуального дома. И это в дополнение к традиционной кампании в СМИ.
Судя по результату, технологи Обамы могут собой гордиться. Очевидно и то, что одними технологиями не обошлось. Вдохнуть в них силу и создать подлинное мессианское движение никто кроме самого Барака не смог бы – признает Джо Роспарс, директор департамента новых медиа команды Обамы, гостивший в Киеве в конце марта.
Голосуй "вконтакте.ру"
Интернет-политтехнолог приехал в Киев по приглашению посольства США. Дал две лекции и вроде бы отказался от сотрудничества с украинскими политиками. Однако на встречах с ним были замечены представители и власти и оппозиции, и внепарламентских сил.
В стране, где пользователями социальной сети "вконтакте.ру" является несколько миллионов человек, игнорировать выступление метра современной агитации – мог бы себе позволить только маргинал.
О внимании политсил к словам эксперта и американскому опыту вообще, можно судить сейчас. Например, еще 16 марта на свет появилась политическая социальная сеть в поддержку экс-спикера Арсения Яценюка. Ресурс под названием "На Фронте Перемен" якобы был создан сторонниками политика.
Уже сейчас там можно найти полный набор того, что положено социальной сети: обсуждения, блоги, персональные страницы с возможностью добавлять видео, группы поддержки из разных регионов и многое другое. Есть даже мини магазин с атрибутикой. Яценюк, кстати, первым из украинских политиков записал и небольшое видео обращение к пользователям Интернета.
Политтехнологи Обамы указывают, суть успешной агитационной кампании в современном мире – а участие в Интернет сообществах является частью жизни миллионов – акцент на создании эмоциональной связи с публикой, а не на тиражировании лица кандидата.
Поэтому в видео роликах (более двух тысяч), созданных в поддержку Обамы, в центре всегда простой американец. Над созданием всех видео для Интернет трудилась команда под началом режиссера с 10-летним стажем работы на CNN. Для постоянного пополнения инет-контента за будущим президентом всегда следовала группа операторов.
Отлично освоили премудрости современной пропаганды крайне правые из Британской Национальной Партии (The British National Party). Это радикальное политическое движение сумело в июне пробиться в Европарламент не в последнюю очередь благодаря умелой работе в сети.
Без спешки – без диалога с избирателем
Тем временем в Украине, только сторонники Яценюка успели и с собственной социальной сетью, и с "представительствами" на популярных среди украинцев "вконтакте.ру", youtube и прочих.
Другие в "комплексном" подходе не уличены. Например, у Виктора Ющенко есть страничка на малопонятном сайте twitter. Многие "вожди" также были замечены на "одноклассниках". Но впечатления системной работы, не создается.
Если судить о потенциале партий и политиков по посещаемости их ныне действующих сайтов – никто из них не пытается претендовать даже на малую долю симпатий Интернет публики. Например, на форуме проекта БЮТ "Ідеальна Країна" (того, который даже по ТВ раскручивали), рекорд одновременной посещаемости составляет 101 человек. Да и он установлен в далеком 2007 году.
Правда, поговаривают, что в штабе БЮТ на Туровской уже давно вынашивают планы создания объединяющей социальной сети и персонального блога премьер-министра.
Другие вообще не стремятся к диалогу с теми, кто забредает на их партийные сайты. Возможно, они не осознают, что Интернет – это и есть среда жизни очень многих украинцев.
На информационном сервере партии "Наша Україна" даже нет форума! Как собственно и на странице Блока Леонида Черновецкого, позиционирующего себя, как "молодая и амбициозная команда".
У Блока Литвина тоже нет форума. Его нет даже у всеукраинского объединения "Свобода" Олега Тягнибока!
На сайте Партии Регионов единственный интерактивный элемент – регулярные интернет конференции. Совсем без интерактива обходится сайт кандидата в президенты Инны Богословской.
Некогда шумевший в Киеве, потом предательски поддержавший Черновецкого ГАК (Гражданский Актив Киева), лидер которого Александр Пабат с экранов ТВ призывает всю Украину объединяться и давать советы, не имеет собственного Интеренет-ресурса, равно как и сам Пабат. (По крайней мере, автору разыскать их не удалось).
Анатолий Гриценко может похвастать присутствием "окошка" с видео на личном сайте и призывом жертвовать, но вот технически обеспечить общение с гостями своей страницы не удосужился.
Плачевное впечатление производят сетевые ресурсы многих политических сил. Заказчики этих ресурсов явно не жаждут обмена мнениями со своими сторонниками, с украинскими гражданами вообще. Лишь бы по указанному адресу всплывало фото политика – вот и все задачи, которые решают принадлежащие им интеренет-ресурсы.
Политики увлечены борьбой за более традиционные механизмы обработки электората и просто не замечают преимуществ Интернета.
А среди оных свобода создавать политическое видео (рекламу) без оглядки на редакционные ограничения, существующие на телеканалах, отсутствие необходимости дорого платить за "совесть" рейтинговых журналистов.
В данном смысле обращение к технологии поиска и объединения сторонников посредством бесплатных (!) социальных сетей само собой свидетельствует о демократичности кандидата, его понятном и разумном стремлении сэкономить средства (в кризисное то время) и, наконец, об отказе, хотя бы частично, от давления на прессу.
Здорово конечно, если отечественные лидеры просто не хотят "косить под Обаму", осознавая собственную непохожесть и неспособность работать как он.
Правда, еще более вероятно то, что наши политики не делают этого пока: пока не предлагают нам дружить на "одноклассниках", пока не отмечают нас на своем видео "вконтакте" и не присылают смски с приглашением на митинг.
Того и гляди, через пару месяцев все спохватятся и как "задружат" с нами наперегонки. И тогда в обиходе появится новый термин – "политический спам". Он непременно будет "бессмысленным и беспощадным".
Алексей Кузьменко, для УП