Новое время
Продолжение. Начало читайте здесь : Партия будущей власти
Сегодня нет необходимости в аппарате, интегрированном в партию. Нынешние партстроители этого не осознают, умножая старые партийные слепки. Им невдомек, что в нынешних условиях распространения информации аппарат более не нужен.
Интернет усилил горизонтальные системы организации сообществ в противовес доминировавшим ранее, вертикальным (иерархическим). В иерархических системах существует центр, постоянно управляющий сигналами и направляющий их.
При отсутствии контроля над входом информации, в существовании центра смысла нет. Тогда упраздняются и промежуточные звенья.
Горизонтальная система подразумевает то, что все его участники равны по рангу и коммуникация между ними осуществляется напрямую, без "обработки" центром.
Это самоорганизующаяся система. А раз так, она не повреждается, если из нее выпадает элемент – его быстро могут заменить другие элементы. Это можно было наблюдать во время Оранжевой революции – информация расходилась из сотни источников, над которыми не было единого управления. Каждый делал то, что считал нужным, соразмеряясь с общей логикой ситуации.
Безусловно, политическая партия не может быть полностью горизонтальной. Управляющий центр должен быть. Но если преодолеть консервативность мышления, то окажется – многие внутрипартийные процессы могут быть отданы на откуп самоорганизации.
Цепочка к центру сокращается буквально до одного шага. Что не только делает партийных лидеров досягаемыми, но и дает им обратную связь, не позволяя заболеть "кабинетной болезнью".
Исчезает и значение территориальной близости к руководству – благодаря сети для партийной карьеры абсолютно неважно то, насколько ты удален от "главного кабинета".
А теперь детально разберем возможное организационное устройство новой партии.
Во-первых, в ней не будет Аппарата. Партия может стать учредителем компании, которая будет осуществлять административно-хозяйственные функции: обеспечивать канцелярией, оргтехникой, настраивать сети и прочее.
Сотрудники компании получают зарплату из партийной кассы, но не участвуют в политической деятельности. Они не должны входить в партию – практика показывает, что "идейные" работают хуже, чем обычные профессионалы.
Да, традиционно считается, что аппарат должен состоять из преданных сторонников – как же довериться "чужим"? Существует даже стереотип: идейный сотрудник работает лучше, чем нанятый. Но это заблуждение. Профессионал выполняет профессионально свою работу – именно за это ему платят деньги. Кстати, больше всего предательств происходит тогда, когда профессионализм подменяется требованием личной преданности.
Сегодня можно быть верным одному, завтра – со сменой ситуации – может поменяться и "сюзерен". И почти всегда верность не равна компетентности. Призрак личной преданности сносит всех современных украинских политиков.
Вместо того чтобы окружить себя профессионалами, как это делают в Европе, наши политики, по-византийски, заполняют штат "челядью".
Не важно, разделяет ли сисадмин определенные партийные убеждения. Важны его профессиональные навыки и умения.
Далее. Усиливается роль непосредственно агитаторов. Партийная карьера не зависит от близости "к телу", а зависит исключительно от того, сколько людей ты сагитировал. По сути, это схема привлечения, которую использует multi level marketing (MLM) – если хочешь стать "золотым дистрибутором", создай под собой сеть "простых дистрибуторов".
Последние также знают, через что лежит путь к "вершине". И этот путь открыт и для них.
Только в нашем случае речь идет не о продаже косметики, а о продвижении идеи.
Чем больше людей ты убедил, тем полезнее ты для партии – это логично. Сегодня достаточно просто вести свою базу данных – тысячи контактов умещаются в нескольких листах Excel. Предоставив их в центр, можно поведать и о своих карьерных амбициях.
Контроль осуществляет партийная аутсорсинговая компания – например, системным телефонным обзвоном всей базы сторонников.
В-третьих, на сайте партии создаются профайлы ее членов. И любой участник сети может узнать что угодно о другом участнике, просто зайдя в его профайл. Одним нажатием кнопки можно получить информацию, например, о Дмитрии Бушуеве, его контактах, образовании, партийных вехах, работах…
Это похоже на досье, которое человек составляет сам на себя? Да. Десятки миллионов людей, "висящих" в "Одноклассниках" делают это просто так – размещают информацию о себе в открытых сетях. Является ли аналогичное требование "репрессивным" для закрытой сети партии, в которой ты строишь карьеру? Нет.
Количество профайлов дает мгновенное понимание того, сколько в партии членов, и какова динамика ее развития – ведь профайл можно не только создать, но и закрыть.
Конечно, для этого нужна специально созданная сеть. Но все равно ее разработка стоит меньше, чем создание и содержание "живых" представительств на местах в масштабе страны. Здесь каждый партиец, по сути, сам себе территориальное представительство и сам себе офис.
Горизонтальная связь, материализованная в интернет-сети, дает не только ощущение общности (силы!), но и позволяет быть в курсе всех событий.
Так мы переходим к четвертому пункту: партия превращается в средство массовой информации как внутри самой себя, так и для внешнего мира – через постоянно действующую систему агитаторов.
Зависимость от внешних СМИ минимизируется. Если обычная партия выпускает свою газету, то ее нужно напечатать, доставить, хранить, распространить. Это стоит денег. Кроме того, нередко местные ячейки требуют дополнительных тиражей, демонстрируя свою "высокоэффективную работу" (а на самом деле, эти тиражи уходят на свалку и на растопку печей).
Когда основная часть партийцев находится в сети, то физически печатать газету нет смысла – гораздо более оперативно и "бюджетно" размещать необходимую информацию на сайте. Кроме того, каждый член партии может быть ее собкором. И не говорить, что его мнения "не слышат".
Если все же возникает необходимость именно в печатном слове (конечно, интернет есть не у всех), то партиец может просто распечатать сам нужное количество экземпляров. Ведь принтеры сегодня не редкость.
Вот и еще один плюс – если ты печатаешь газету сам, вряд ли будешь делать больше, чем нужно – поскольку а) тратишь свои ресурсы; б) демонстративное рвение кроме тебя больше никому не видно.
В-пятых, появляется дисциплина членских взносов – данные об уплате отражаются в личном профайле. Партиец постоянно помнит, что этот показатель тоже немаловажен для карьеры. Делать взносы можно с помощью sms, электронных платежных систем (не отходя от монитора) или простым банковским переводом. Своевременные платежи создают систему самофинансирования партии – регулярную и независимую от внешних факторов.
Теперь посчитаем: если в партии состоит 50 тысяч человек, то при ежемесячном взносе, например, 10 гривен (а это доступная сумма), получается бюджет 500 тысяч гривен. Этого уже достаточно для саморазвития партии и обеспечения систем агитации и пропаганды (производство газет, книг, фильмов).
А вот подсчеты других параметров: если каждый из этих 50 тысяч приведет на выборы 20 сторонников, то партия получит миллион голосов, что является проходным барьером в Верховную Раду.
20 человек сагитированных, на первый взгляд, немало. Но, как правило, 10 – это обычно близкий круг человека (родственники, друзья, коллеги), а еще 10 – пространство персональной агитационной работы.
Подытожим.
Партийная карьера прозрачна и понятна – чем больше за тобой сторонников, тем выше твоя позиция в партии. И, соответственно, на более проходное место в списке партии на выборах (местных, общенациональных) можно претендовать.
Прямая зависимость карьеры от количества вовлеченных людей удивительна – приходится действительно работать, а не "коротать" время в интригах за должность. Простой и действенный механизм контроля делает эту работу реальной, а не фиктивно-демонстративной.
Налаженная система агитаторов работает успешнее, чем прямая реклама через СМИ: люди больше верят живому слову (особенно, если это сосед), чем телевизионным "говорящим головам". Партия обеспечена деньгами для развития и не зависит от внешних факторов.
Ядро партии составляют люди (их немного – человек 10), которые замыслили и запустили всю систему; создали идеологию и детально проработали организационную составляющую. Это единственная фиксированная вертикаль: те, кто придумал правила игры. И их авторитет не обсуждается. Как не обсуждался авторитет Тайлера Тердена, в фильме "Бойцовский клуб": играйте здесь по моим правилам, а если не нравится – создайте свой клуб.
Но при этом основатели сами являются "заложниками" созданных правил, менять их могут только после прохождения соответствующих общих внутрипартийных процедур. Соблюдение правил обязательно для всех – и для "патриарха", и для рядового партийца. Кроме этой вертикали, каждый член партии может достичь всего с нуля.
В принципе, такая система сегодня уже может быть создана. Технологически это реально; психологически тем более – мир давно уходит в электронные сообщества, организованные по тому или иному признаку (менеджеры корпораций – в E-xecutive, желающие познакомиться – в Mamba, любители книг – в БукРивер, разыскивающие друзей – в "Одноклассники" и все они вместе – в Живой Журнал).
Однако партстроители по-прежнему живут в устаревшей логике.
Хотя интернет все активнее используется, но отношение к нему такое же, как и к газете: размещение заказных статей, рекламы, ведение блогов. В интернете видят просто более привлекательный, по сравнению с газетой, носитель.
Именно такой подход используется нынче отечественными политконсультантами, которые предлагают заказчику сделать все, "как у Обамы". Это профанация – суть проекта подменяется его инструментальным воплощением. Как если бы для Гутенберга было важно наличие типографского станка как такового, а не целевого инструмента – машины для печатания книг.
Мы же говорим о принципиально ином организационном устройстве политической партии, которое стало возможным благодаря "сетевому миру".
Итак, данная статья описала возможное оргустройство, каркас, на котором может строиться партия нового типа. Естественно, что без идеологии и убедительного мотива членства, строить такую партию бессмысленно. Об этом и поговорим в следующем материале.
Дмитрий Бушуев, социальный проектировщик, социально-инжиниринговое агентство "Гайдай.Ком", для УП