Как остановить конституционное мошенничество
Около года две крупнейшие политические силы вели тайные переговоры. Публично говорили только о том, что переговоры идут и намекали на возможность создания новой коалиции.
Несколько недель назад об этих переговорах узнала вся страна. И выяснилось, что целью переговорщиков было не только создание широкой коалиции, но и внесение изменений в Конституцию. Но даже после того как история получила скандальную огласку, детали коалиционного договора и изменений в Основной Закон Украины от людей продолжают скрывать.
Так поступают уличные жулики, перекатывающие наперстки на глазах зевак, но никогда не показывающие шарик. Только уличными преступниками занимается милиция. Но кто может поставить на место могущественные политические силы? И как предотвратить опасность узурпации власти, ставшую реальной?
Угроза не миновала
4 июня в авторитетных СМИ все-таки появился вариант изменений Конституции Украины, Этот проект, по замыслу сторон, должна была принять Верховная Рада – та самая, которой сегодня не доверяют 98% украинцев.
Опубликованный текст показал: после долгих переговоров стороны вплотную подошли к преступному сговору: о передаче на 10 лет всей власти в государстве двум партиям, а точнее – теневым группам влияния, прикрывающимся своими политическими лидерами.
5 июня заговорщики сделали первый шаг к изменению Основного Закона. Практически без обсуждения 296 депутатов Партии Регионов, БЮТ и Коммунистической партии проголосовали за новый Закон о референдуме. Согласно новой редакции на референдум можно вынести только один вопрос, а значит, обсудить детали изменений в Конституцию с народом стало невозможным.
Правда, реализовать тайный план о разделе власти не удалось. Теперь заговорщики все отрицают. Обе стороны утверждают, что не являются авторами опубликованного прессой варианта конституционных изменений. Якобы, у них есть свои собственные, демократические законопроекты.
Однако, их никто из участников переговоров до сих пор не предъявил общественности. Скорее всего, потому что других документов просто нет. Заговорщиков выдал Владимир Литвин, ранее публично поддержавший широкую коалицию. Он утверждает, что опубликованный в СМИ текст – подлинный, от первого до последнего слова.
Возникает много вопросов к участникам переговоров. Граждане должны знать, кому и почему выгодно избирать президента в парламенте, кто планировал продлить полномочия нынешней Верховной Рады. Нуждаются в ответах и многие другие вопросы. Но за поиском виновных важно не упустить суть происходящего. Важно осознать, что угроза узурпации власти в Украине не исчезла.
Это правда, что все политики стремятся к власти. Большинство из них не желает отчитываться перед народом. Часть – вообще готова на все ради достижения своих целей. В мировой истории есть множество тому примеров.
Преступный сговор в Украине сорвался. Некоторые политики в последний момент все-таки испугались ответственности перед народом за свои действия. Нас с вами ежедневно бомбардируют десятками сообщений о политическом процессе, не вызывающих у большинства людей ничего, кроме отвращения и апатии.
Они хотят, чтобы мы отвернулись от политики и не интересовались ею. За завесой всеобщего разочарования и безразличия они хотят вершить свои дела. Главная опасность исходит даже не от Тимошенко, Ющенко или Януковича. Именно от нашей с вами активной позиции зависит:
* останется ли народ единственным источником власти в этой стране,
* кому будет служить государство - народу или теневым структурам,
* станут ли когда-нибудь партии инструментом защиты интересов народа или останутся средством продвижения узкокорпоративных интересов.
Я убежден - все конструктивные силы обязаны присоединиться к моей инициативе по проведению референдума в защиту Конституции и гарантий конституционной стабильности.
Конституционный обман
Проект изменений Конституции был выписан в угоду частным интересам отдельных групп влияния. Почти за каждой из новелл стоит конкретный интерес.
Окончательные результаты выборов в Верховную Раду определяются во втором туре, в котором принимают участие две политические партии, набравшие самое большое количество голосов избирателей?
Все знают, о каких двух партиях идет речь.
Выигравшая во втором туре голосования партия независимо от количества голосов избирателей получает абсолютное большинство в парламенте, вопреки духу демократии и принципу пропорциональности, а из оставшихся фракций в обязательном порядке формируется оппозиция?
Каждый школьник скажет, какие партии выиграют от этого.
На пост премьер-министра выдвигается кандидатура лидера политической партии, ставшей большинством?
Есть ли у вас сомнения, о ком это написано?
Решения политических партий и индивидуальные акты Президента, Верховной Рады, Кабинета министров можно оспорить только в апелляционном суде города Киева?
Кто сомневается, кому достанется контроль над этим судом?
Дознание и досудебное следствие будут осуществляться десятком разных ведомств без взаимного согласования? Как вы думаете, кто возглавит эти ведомства с полномочиями прокуратуры при полном отсутствии общественного контроля? И право органов дознания на осуществление следствия хотят закрепить навсегда!
Часть государства вообще хотят вывести из-под общественного контроля. В проекте просматривается образ новой, сильной и бесконтрольной, ветви власти – назовем ее “судебно-избирательной”. Ведь согласно проекту, нельзя обжаловать в судебных инстанциях решения, деятельность или бездеятельность любой избирательной комиссии. Жаловаться можно только в Центральную избирательную комиссию.
Кстати, согласно проекту конституционных изменений кандидаты в члены Центральной избирательной комиссии и территориальных комиссий должны обладать юридическим образованием и огромным стажем юридической практики. А отбираться они должны системой территориальных квалификационно-дисциплинарных комиссий во главе с Высшей квалификационно-дисциплинарной комиссией Украины.
На заседании этой комиссии избираются судьи апелляционных судов и Верховного суда Украины. Решения Высшей квалификационно-дисциплинарной комиссии Украины являются окончательными и не подлежат обжалованию в судебных инстанциях.
Как вы думаете, какому заслуженному юристу Украины достанется контроль над этим органом?
Вместо хромающей постсоветской системы власти нам предлагают соорудить латиноамериканский образец. Вместо анархии десятков партий, в которых списки покупаются и продаются, предлагается отдать всю власть в стране двум бесконтрольным мегапартиям, а точнее – группам, которые их контролируют. Вместо реформы правоохранительной системы предлагается создать полицейское государство.
Вместо произвола и беззакония в судебной системе предлагается ввести произвол и беззаконие одного-двух руководителей судебной системы. Фактически, речь идет о замене государственной власти на личную власть несменяемых политических лидеров.
Я рад, что не все поддались на сладкие уговоры политических банкротов, которые с помощью радикальных конституционных изменений хотели удержать ускользающую власть, ценой ее полной делегитимизации.
Предотвратить узурпацию
Сегодня нет гарантии, что узурпировать власть не попытаются еще раз, до или после президентских выборов. И Янукович, и Тимошенко, и Ющенко опять заявляют, что нужно менять Конституцию, и менять немедленно. Они мотивируют это тем, что необходимо спасать страну от кризиса.
Но я убежден: в условиях политического и экономического кризиса, накануне старта президентской избирательной кампании такие инициативы, напротив, окончательно дестабилизируют ситуацию в стране.
Мы этого не допустим.
История, как известно, повторяется. В 2004 году изменения в Конституцию вносились прямо во время президентских выборов, и сегодня мы наблюдаем фактически то же самое. Мы должны раз и навсегда прекратить этот цирк на политической арене. Мы должны раз и навсегда поставить точку на попытках смошенничать за счет Основного Закона, за счет достоинства и гражданских прав украинцев.
Я убежден - в ближайшее время нужно устранить любые лазейки, которые позволят политикам и в будущем спекулировать на Конституции.
В Украине намечается порочная политическая традиция - менять Конституцию перед каждыми выборами, когда изменения напрямую влияют на их результат. Это симптом глубокой болезни государства.
Сегодня я категорически против любых конституционных изменений.
Большинство политиков и экспертов согласны, что в нынешней редакции Основного Закона есть недостатки. Но политики не должны перекраивать Конституцию под себя. Политики не должны принимать решения об отмене или переносе выборов за несколько месяцев до них только потому, что кто-то боится потерять власть. То, какой должна быть Конституция, решит только народ Украины.
Я убежден:
* Любые конституционные изменения должны приниматься только после вынесения на общенародный референдум, после широкого общественного обсуждения.
* Необходимо гарантировать, что в случае проведения референдума принятые изменения будут включены в текст Основного Закона. Политики должны нести персональную ответственность за воплощение принятых во время референдума изменений.
* Сроки проведения всех выборов должны быть гарантированы Конституцией. Они должны быть четко прописаны таким образом, чтобы ни один политик, который хочет самовольно продлить свои полномочия, не мог бы этого сделать.
Я инициирую референдум по этим вопросам безотлагательно. Призываю всех граждан поддержать наш референдум. Это и станет подлинным проявлением национального единения и политического консенсуса.
Наша общая цель - установить в Украине конституционную стабильность.
Арсений Яценюк