Казалось бы, причем здесь ЕВРО-2012?…
Виноват не кризис, а маразм…
Нужно иметь вместо головы футбольный мяч, чтобы считать непрекращающиеся злоключения ЕВРО-2012 в Украине проблемами исключительно "спортивно-организационного" порядка. В судорогах подготовки украинских городов к ЕВРО-2012 красноречиво проявляются все дефекты нынешней административно-политической системы Украины, основанной на центр-периферической асимметрии в отношениях между центром и регионами.
Давайте наконец-то откроем глаза на очевидные факты.
Факт первый: по окончании десятилетия гигантских строек и дешевых денег, в крупнейших городах Украины, включая столицу, так и не появилось достаточного количества комфортабельных отелей, качественных дорог, современных стадионов и развитой жизненной инфраструктуры.
Виноват в этом не глобальный финансовый кризис, а отечественный вертикально-интегрированный маразм.
Факт второй: государство оказалось неспособным решать не то что масштабные, но и даже точечные модернизационные задачи. То, что вопросы строительства стадионов в нашей стране решаются едва ли не на уровне СНБОУ, говорит о неспособности чиновников руководить серьезными проектами.
Факт третий: на примере подготовки украинских городов к ЕВРО-2012, существующая модель отношений между центром и регионами продемонстрировала свою откровенную ущербность и полную исчерпанность.
Поручение президента мэрам городов "сформулировать предложения, связанные с фискальной политикой государства, чтобы города получили преференции на 2010-2012 годы в части изъятия (средств) из местного бюджета в госбюджет" – это пролог и эпилог ко всему выше сказанному.
Если воспринимать все происходящее исключительно в "спортивном" ключе и думать о краткосрочной эйфории иностранных болельщиков, а не о депрессивных условиях жизни своих сограждан, то можно "пустить на футбол" какой-нибудь очередной транш МВФ, пережить позор до окончания чемпионата и спокойно жить дальше, выплачивая проценты.
Но если подходить к проблеме критически и основательно, то нужно делать далеко идущие выводы – необходим серьезный пересмотр всей системы управления развитием. Начиная с конституционно-политического уровня и заканчивая бюджетным.
На центральном уровне существует отраслевая статистика и несколько десятков отвечающих за нее чиновников, в то время как настоящая жизнь миллионов людей и реальные социально-экономические процессы проходят на местах. Думать сегодня нужно в первую очередь о ремонте этого рушащегося фундамента и первых этажей системы.
Не надо забывать, что кроме футболистов в Украине должны нормально жить и работать учителя, врачи, ученые и простые рабочие, которые все это торжество европейского футбола увидят в лучшем случае по телевизору.
По моему убеждению, любые изменения в Конституцию и любые "дорожные карты" реформ являются бессмысленными, если они не направлены на децентрализацию власти, модернизацию системы местного самоуправления и повышение эффективности экономик городов.
То есть если они ничего не меняют в повседневной и непосредственно воспринимаемой жизни простых людей на местах.
"Спецстатусом" по бездорожью и разгильдяйству…
Подготовка украинских городов к ЕВРО-2012 показала, что любой национальный модернизационный проект должен начинаться с пересмотра статуса и отношения к крупнейшим украинским городам.
Именно на них сегодня держатся целые экономические регионы Украины. Именно в них создается основное национальное богатство и национальные возможности. Я убежден, что акцент на развитии украинских мегаполисов Киева, Харькова, Донецка, Днепропетровска, Одессы и Львова может заложить основу новой модели национального роста.
Если говорить о необходимости форсированной модернизации, а не о "поселенческом коммунизме", то административные и финансовые инвестиции в эти города дадут наибольший мультипликационный эффект для экономики и повышения конкурентных показателей страны.
К тому же, период экономического роста, где основные акценты делались на дозагрузку простаивающих мощностей, перепродажу земельных участков и открытие офисов крупных компаний в Киеве, закончился безвозвратно.
Возможности для дальнейшего роста нужно искать в крупных городах с высоким экономическим потенциалом.
Пусть не покажется это дискриминацией жителям других городов, но обеспечение перехода "середняков" в лидеры, перепланирование географии продуктивных сил и реанимация депрессивных территорий – это отдельные вопросы, которые в рамках действующей административно-политической системы, не меняя ее, решить невозможно.
Чтобы не деградировать всем вместе, нужно попробовать "прорываться" хотя бы группами. Главное – начать движение к регионально- и качественно ориентированной системе управления развитием.
Депутатское объединение "За Харьковщину!" в Верховной Раде Украины VI созыва инициировало обращение к лидерам крупнейших политических сил с предложением – в рамках внесения изменений в Конституцию, курса на децентрализацию власти и реформу системы местного самоуправления – рассмотреть вопрос о предоставлении "особого статуса" крупнейшим городам Украины – Харькову, Львову, Донецку, Одессе, Днепропетровску.
Подобные конституционные нововведения будут соответствовать и реализуют на практике положения Европейской Хартии местного самоуправления и Рекомендации Совета Европы №48 (1998), 102 (2001) относительно местной и региональной демократии в Украине.
Идея состоит в предоставлении такого статуса крупнейшим городам Украины на основании комплекса объективных характеристик: стратегическое значение для национальной экономики и обороны, демографические показатели, высокая доля местных предприятий в ВВП, культурно-историческое значение, географическое положение.
За городами с "особым статусом" закрепляется право на исполнение отдельных административных функций, связанных с размещением официальных резиденций премьер-министра и президента государства, отдельных органов власти, штаб-квартир международных экономических проектов и интеграционных объединений с участием Украины.
Конкретные особенности социально-экономического развития городов с "особым статусом" должны быть определены в рамках отдельных законов по каждому из городов. Сама категория "особый статус" на этапе принятия этих законов может иметь различное практическое наполнение, в зависимости от глубины курса на децентрализацию власти и соображений экономической стратегии.
Можно ограничиться возложением дополнительных обязанностей на руководителей местной власти по обеспечению функций, связанных с исполнением отдельных административных функций, предусмотрев дополнительные статьи госрасходов на развитие и поддержание соответствующей инфраструктуры.
Можно пойти дальше и закрепить за экономиками этих городов отдельные адресные стимулы и преференции в межбюджетных отношениях.
Львов в рамках такой модели, как крупнейший культурно-исторический центр и приграничный мегаполис на границе с Евросоюзом, мог бы получить значительные экономические выгоды, связанные облегчением режима пересечения границы, концентрацией таможенных сервисов, стимулами для открытия представительств европейских компаний.
Харьков, как первая столица Украины, крупнейший город на границе с Россией, второй по численности город страны, крупнейший после Киева центр науки, образования, культуры и высокотехнологичного производства, мог бы получить преференции для стимулирования инновационной деятельности, объединения науки, образования и производства.
Донецк – "индустриальное сердце" Украины – мог бы получить большую долю самостоятельности в вопросах модернизации местных предприятий, решении экологических и социальных проблем.
Днепропетровску, как центру машиностроения и ракетно-космической отрасли, жизненно необходимы стимулы, связанные с финансированием профильной науки, трансфера технологий и производства.
Что касается Одессы, то, кроме стимулирования ее портового и курортного потенциала, городу в экстренном порядке нужны ресурсы для решения острейших проблем в системе ЖКХ.
Это предложение не имеет никакого отношения к пресловутому "ПИСУАРному сепаратизму". Практика предоставления "особого статуса" крупнейшим портовым, приграничным, культурно-историческим и промышленно-инновационным центрам имеет широкое распространение в Европейских странах.
Подобный статус, со своей спецификой и местными особенностями, имеют сегодня такие города как Санкт-Петербург, Бонн, Мюнхен, Кельн, Франкфурт-на-Майне, Лейпциг, Нюрнберг, Гамбург, Милан, Венеция, Генуя, Болонья, Неаполь и многие другие.
Если коротко, то в "старой" Европе, по мере урбанизации, многие крупные города становились самостоятельными территориальными единицами с особым статусом, едиными органами власти и дополнительными полномочиями.
Так, в Швеции Гетеборг и Мальме сочетают в своей компетенции права коммуны и округа. В Италии в 1990 году были расширены административные права Турина, Милана, Венеции, Генуи, Болоньи, Флоренции, Неаполя и других городов, что поставило их между коммунами и провинциями.
Законодательство ФРГ выделяет в особую административную категорию "внеокружные города", сочетающие в своих полномочиях элементы прав городов и земель. Казалось бы, причем здесь футбол?Ноименно с футболом, стадионами и прочей инфраструктурой в этих городах почему-то нет никаких проблем...
От полумер к новой модели…
В независимости от того, будут услышаны наши конституционные инициативы или нет, в ближайшее время я планирую зарегистрировать в парламенте законопроект, в соответствии с которым, на период 2009-2012 состоится частичное перераспределение бюджетных средств между центральным бюджетом и бюджетами Донецка, Львова, Киева и Харькова.
Если в этих городах будет оставаться 100% налогов с доходов физических лиц, 100% поступлений от административных штрафов с нарушителей ПДД, 43% единого налога с субъектов малого предпринимательства (юридических лиц), 100% сбора за загрязнение окружающей среды и 100% налога с собственников транспортных средств, 100% налога с земли, 50% налога на прибыль – это позволит хоть как-то свести "концы с концами" городам, продолжающим подготовку к ЕВРО-2012.
Прекрасно понимаю, что это только временная полумера. Но если украинский чиновник больше трепещет перед "уефой", чем перед собственной совестью, то нужно пробовать пробивать стену футбольным мячом.
Хотелось бы включить в этот список еще Одессу и Днепропетровск, где проблем не стало меньше после известного решения УЕФА, а также многие другие города и городки. Но это уже тема для других законов и для отдельной дискуссии.
Хотелось бы, чтобы ЕВРО-2012 не прошло для Украины даром и в конвульсиях подготовки украинских городов к чемпионату начала зарождаться новая модель экономического самоуправления.
Александр Фельдман, народный депутат Украины, для УП