Мы их любим, они нас – нет
Говоря об отношениях Украины и России, в контексте их национальных интересов, зачастую забываем о главном – об отношениях обоих народов к этим самым отношениям. При этом механизм "реализации" мнения граждан в формирования внешней политики государств видится разным.
В России, как государстве с признаками авторитарного режима, во главе угла находятся интересы собственно власти. Эти интересы, посредством формирования общественного мнения (благодаря тому, что медиа находятся преимущественно под государственным идеологическом "надзором" и выполняют заказ власти), направляют и вектор внешней политики.
При этом у населения с его "управляемым" мнением создается полная иллюзия того, что власть реализует политику, отражающую чаяния народа. Рецепт, придуманный не сегодня, и даже не вчера.
В Украине, в стране слабоуправляемой с кризисной государственностью, власть может интуитивно (или в силу совпадения узких, порой и частных интересов) чувствовать некую национальную "необходимость". Но не в силах ни донести ее до общественности, ни противостоять негативному информационному влиянию со стороны соседнего государства (особенно в близких к России регионах).
Ко всему, "зерна" соседской пропаганды попадают на благодатную почву недовольства собственной слабой властью и тяготению к сильной власти.
Указанный алгоритм формирования российской внешней политики совершенно четко прослеживаются на примере социологического опроса, проведенного в РФ компанией GlobeScan по заказу Всемирной службы Би-Би-Си.
Итак, за последние несколько лет уверенность россиян в благотворном влиянии своей страны на мировые события заметно возросла, несмотря на охлаждение в отношениях с Европой и США.
Результаты показали: 66% россиян полагают — в мире их страну считают глобальной "силой добра", а 82% считают, что Россия оказывает на мир позитивное влияние. Во время аналогичного опроса в 2005 таких оптимистов было 69%.
Между тем, проведенный аналогичный опрос в 20 других странах показал, что в мире отнюдь не разделяют "верований" россиян относительно роли РФ.
42% опрошенных иностранцев заявили, что относятся к России отрицательно.
"Опрос удивил, кажется, даже ко всему привыкших журналистов и социологов. Можно было ожидать, что в связи с последними международными событиями отношение к России в мире ухудшится, но что оно "упадет" сразу на 8%, стало для многих сюрпризом" — констатируют эксперты Би-Би-Си.
Симптоматичен и тот факт, что в представлении россиян нет НИ ОДНОЙ страны в мире, которую бы они безапелляционно считали своим другом. "Друзья" РФ, по мнению россиян, расположились в списке следующим образом: Белоруссия — 38%, Казахстан — 23%, Китай — 14%, Германия — 13%, Франция — 11%, Индия — 4%, Венесуэла — 4%, США — 3%, нет союзников — 12%.
Никого в России, очевидно, подобная ситуация не смущает. А ведь это безоговорочный успех пропагандистской машины Кремля.
Хотя, было бы логично задаться вопросом: что же это за страна такая, которая однозначно несет в мир добро, но нет ни одной другой страны, которая бы оценила это и стала бы верным союзником России?!
С первого взгляда – бред. Но если вдуматься, то на самом деле – отличный результат манипулирования общественным сознанием.
"Это — результат информационной войны против нас, — комментируя данные результаты опроса, заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. — Но в целом дискредитировать конструктивную роль России в мировой политике не удалось".
Согласимся, странная информационная война "внешних врагов" против России. Выходит, россияне не видят в окружении России ни одного друга, так с чего же их в этом окружении должны любить?
Парадокс "информационной войны", якобы ведущейся против России, наблюдаем на примере Украины. Согласно результатам соцопроса проведенного в начале апреля 2009 года Всероссийским центром исследования общественного мнения, если в 2007 году вражеским государством Украину считали лишь 7% россиян, то сейчас такого мнения придерживаются уже 21%.
Врагом номер один россияне назвали Соединенные Штаты Америки, а врагом номер два — Грузию. Украина заняла "призовое" третье место в перечне ненавистных для россиян стран.
Результаты аналогичного соцопроса, проведенного российским "Левада-Центром" и КМИС, показали намного худшие результаты. В частности, 62% опрошенных россиян заявили о негативном отношении к Украине.
Парадоксально, но украинцы, которых россияне считают врагами, относятся к россиянам очень дружелюбно. Согласно тем же опросам "Левада-Центра" и КМИС, 91% украинцев позитивно отзываются о России.
Странные люди: их ненавидят, они любят…
На самом деле подобный "мазохизм" украинцев как раз и объясняется упомянутой разницей в механизмах формирования внешней политики двух государств.
При всех своих недостатках, Украина обеспечивает своим гражданам доступ к объективной информации, не ограничивая их выбор заидеологизированными государственными ресурсами, выполняющими пропагандистский заказ (да таких в Украине и нет).
В России – совершенно другая картина. Еще в сентябре прошлого года, констатируя резкое ухудшение отношения россиян к США, ЕС, Украине и Грузии, специалисты "Левада-Центра" указывали: "Левада-Центр" регулярно считает индекс отношения россиян к различным странам. К США – с марта 1997, к ЕС – с декабря 2003, к Грузии и Украине с 2001 года. В сентябре (2008 г. – прим. Авт.) все четыре достигли исторических минимумов. Иными словами, россияне так плохо к этим странам еще никогда не относились".
При этом свое суждение о событиях они формируют на основе информации, полученной "по телевизору", в основном, из нескольких федеральных каналов (2/3 населения не читают газет регулярно, Интернетом пользуются максимум раз в день всего лишь около 15%).
Источников информации мало. Точек зрения, отличных от официальной, неслышно…
В целом, российское общественное мнение мобилизовано и консолидировано привычно – против врага и солидарно с российскими лидерами. Подавляющее большинство населения уверено в правоте российского руководства. А "кто не с нами – тот против нас".
При этом сложно поверить, что в случае с Украиной причиной растущей враждебности россиян стала "оранжевая" революция с ее (как убеждают россиян) "американским заказом" и последствиями.
Вот данные того же "Левада-Центра", опросам которого достаточно высоко доверяют сами же россияне, он держит первенство среди всех социологических структур России. На один и то же вопрос: "Как вы в целом относитесь сейчас к Украине?", россияне (ретроспективно) отвечали следующим образом.
Как вы в целом относитесь сейчас к Украине?
Данные опроса "Левада-Центр" |
Таким образом, после "оранжевой" революции отношение россиян к Украине особо не изменилось, скачки ухудшений приходятся как раз на периоды обострения "газовых войн", когда российские руководители начинали серьезные нападки на Киев, и в игру, с их подачи, включались российские масс-медиа.
Последствием работы пропагандистской машины Кремля является довольно опасный эффект, который наблюдаем сегодня, и который свойственен пропаганде вообще.
В сознании россиян украинское руководство, вне зависимости от принимаемых решений, полностью ассоциируется с Украиной и ее народом. Соответственно, любые конфликты Киева и Москвы имеют следствием общую враждебность россиян к украинцам.
В случае с украинцами – обратная картина. Наши соотечественники, испытывая дружеские чувства к России и россиянам, хотя далеко не всегда оправдывают те или иные шаги Кремля.
Но в сознании украинца существует четкое разграничение между нынешней российской властью, и населением России. Это является качественным предохранителем от перехода негативного отношения к российской власти к патологической ненависти к российскому народу. У россиян такого предохранителя нет.
Таким образом, мы являемся свидетелями довольно опасного эксперимента, проводимого российской властью в угоду собственным амбициям над собственным народом.
Воспитанное на идеалах "сильной власти" и разочарованное неудачными демократическими процессами в их стране в 90-тых годах прошлого века, к которым оно оказалось совершенно неподготовленным, российское общество на сегодня являет собой благодатную почву для информационного воздействия, инициируемого госаппаратом.
Каким в таких условиях, с сохранением подобных тенденций окажется общественное сознание в России уже через несколько лет, и можно ли будет говорить вообще о каком-то цивилизованном диалоге между Россией и Украиной, на фоне зарожденной в россиянах фактически ненависти к украинцам, – это большой и большой вопрос.
Дмитрий Тымчук, руководитель Центра военно-политических исследований, для УП