Крым: анатомия ненависти
Тревожные сигналы накануне 18 мая стали своеобразной традицией для Автономной республики Крым. В этом году отличился предводитель крымских бютовцев Андрей Сенченко, поведавший о коварном плане Банковой: сговорившись с лидерами крымскотатарских и пророссийских организаций, инициировать массовые столкновения в День депортации, а затем ввести чрезвычайное положение и перенести сроки президентских выборов.
Все обошлось: панический крик "Волки! Волки!" в очередной раз оказался блефом. Увы, эта ложная тревога – не первая и не последняя.
На восемнадцатом году независимости Крым остается главной болевой точкой Украинского государства. Как только речь заходит об угрозе войны и столкновений на межнациональной почве, наши взоры обращаются в сторону АРК. Недавно солидный немецкий политолог Андреас Умланд заявил, что не исключает вооруженного конфликта в Крыму.
На территории автономии соединилось слишком многое: Черноморский флот РФ, сепаратизм, этнические противоречия. Национальная нетерпимость на полуострове цветет пышным цветом – не без помощи добрых людей.
Об антитатарских настроениях в АРК сказано немало. Пророссийские шовинисты считают крымских татар нацией бандитов и предателей. Они целиком и полностью одобряют инициативу товарища Сталина, наказавшего подлых изменников. День депортации иронически называют "праздником". Лейтмотив шовинистической пропаганды прост: крымские татары – это "паршивые овцы".
Среди киевских патриотов и демократов превалирует противоположное мнение: крымские татары – наши благородные друзья и союзники, их следует безоговорочно поддерживать и всячески расхваливать. В этом отношении национал-демократическая публика напоминает советских граждан, которым полагалось любить американских негров. Любой чернокожий американец – от Луи Армстронга до последнего гарлемского наркомана – априори считался другом и отличным парнем лишь из-за цвета своей кожи.
Разумеется, это абсолютно порочный подход. Нельзя присваивать уничижительные или хвалебные ярлыки целым национальным группам. Этническая принадлежность не может быть ни обвинительным приговором, ни индульгенцией. Если кто-то и заслуживает однозначных оценок, так это конкретные люди и определенные политические силы.
К сожалению, откровенных провокаторов и разжигателей межэтнической розни хватает не только среди великорусских шовинистов, но и в политическом лагере, который пытается презентовать крымскотатарское население полуострова.
Требования Меджлиса предоставить крымским татарам особые преференции способны лишь настроить окружающих против репатриантов. Не способствует межнациональной гармонии и газета "Голос Крыма", регулярно публикующая материалы о борьбе за этническую чистоту и вреде смешанных браков.
Чего стоят следующие перлы: "Сегодня выходить замуж за представителей других национальностей для крымской татарки это все равно, что идти на добровольное изнасилование"; "Насколько чаще и больше крымские татары общаются с представителями других национальностей, настолько больше вероятность смешанного брака"; "В современном мире большинство убеждены в естественности межрасового смешения. Но современная наука не согласна с этими утверждениями и доказывает противоположное". Псевдонаучные бредни подкрепляются ссылками на такие солидные труды, как сочинение некоего Каганца "Арийский стандарт" (sic!)…
Славянский ответ татарским радикалам – печально известная "Крымская правда", самая тиражная газета полуострова. Публикации этого издания поражают своим неприкрытым ксенофобским характером.
Так, в одной из скандальных статей автор вопрошает крымских татар: "Скажите на милость, осталось ли хоть что-то в этом несчастном, замордованном вами Крыму, над чем бы вы не надругались? Земля, море, вино, горы, сады, виноградники, города, села – все подернуто паутиной ваших притязаний, все либо разорено-разворовано, либо облито нечистотами ваших помыслов".
На первый взгляд речь идет о борьбе идейных антиподов. Но можно ли назвать авторов "Крымской правды" и "Голоса Крыма" соперниками? Являются ли конкурирующими организациями Меджлис крымскотатарского народа и Русская община Крыма?
Конкуренция подразумевает борьбу за симпатии избирателя/зрителя/читателя. Но у людей, декларирующих этнический подход, не может быть общего поля для вербовки потенциальных сторонников. Перед ними стоит другая задача: мобилизовать под свои знамена максимальное число соплеменников.
И на данном этапе мнимые "оппоненты" объективно помогают друг другу! Антитатарские выпады русских шовинистов заставляют крымских татар сплотиться вокруг Меджлиса как единственной защиты и опоры. А самозахваты и откровения татарских радикалов побуждают славянское население поддерживать шовинистические организации типа Русской общины Крыма.
Обе стороны применяют один и тот арсенал средств, направленных на разобщение крымчан и стимуляцию межэтнической розни. Среди излюбленных приемов стоит отметить следующие:
1. Открытое противопоставление крымских татар и русских. "Победителей фашизма" противопоставляют "пособникам Гитлера", "коренной народ" – "пришлым оккупантам". Провокационным делением крымчан на плохих и хороших не брезгуют и видные политики: так, нардеп Мустафа Джемилев регулярно подчеркивает, что "единственные украинские патриоты в Крыму – это крымские татары".
2. Противодействие межнациональным бракам. Публицисты из "Голоса Крыма" пишут об этом открыто. Ярые русофилы действуют более аккуратно, но в действительности столь ж нетерпимы к смешению наций. Довольно популярный мотив антитатарских публикаций – надругательство демонических мусульман над славянскими девушками.
3. Активная политизация криминальной хроники. Пророссийские СМИ смакуют случаи, когда преступником оказывается крымский татарин, формируя представление о "криминальном" этносе. В свою очередь активисты Меджлиса охотно заявляют об этнической дискриминации, когда к ответственности привлекается правонарушитель крымскотатарской национальности.
4. Всевозможные спекуляции вокруг истории. Деяния Екатерины II, Сталина, Хрущева и Горбачева используются для обоснования собственных политических претензий. При этом игнорируется очевидный факт: сейчас на дворе не 1783-й, не 1944-й, не 1954-й и даже не 1991 год. Межэтнические отношения в Крыму следует выстраивать, исходя из реалий сегодняшнего дня, а не трагического или героического прошлого.
Фактически активисты обоих лагерей преследуют одну и ту же цель: затормозить интеграцию репатриантов в крымский социум, воспрепятствовать естественным ассимиляционным процессам и взаимному культурному проникновению.
Для крымского политического бомонда это будет настоящей катастрофой! Лидеры Меджлиса и других организаций, построенных по этническому принципу, моментально потеряют влияние. Пророссийские политики больше не смогут эксплуатировать благодатную тему "татарской угрозы".
Не удивительно, что обе стороны следуют бессмертному девизу divide et impera, в унисон раздувая межнациональные страсти на полуострове.
Уровень межэтнической вражды в Крыму действительно очень высок. Теоретически этого потенциала вполне достаточно, чтобы на карте Украины появилось собственное Косово, Дарфур или Южная Осетия. В автономии накоплены немалые запасы взрывчатки – заинтересованной стороне достаточно лишь поджечь фитиль.
Что же спасает полуостров от масштабного межнационального конфликта с применением силы? По сути только одно – Его Величество Капитал, пожиратель золотых слитков и нефтяных сливок.
В драгоценные южнобережные земли и курортную инфраструктуру АРК вложены миллионы долларов. Среди держателей крымских активов – и видные русофилы, и боссы Меджлиса, а также "киевские", "донецкие" и "московские", играющие не последнюю роль в украинской и российской политике.
Крымские земли рекреационного назначения – это не алмазные шахты в Анголе, не посевы опиумного мака в Афганистане и даже не иракские нефтяные поля. Для некоторых видов бизнеса вооруженные конфликты не только не страшны, но и желательны. Однако рекреационные ресурсы АРК требуют мира: в черноморское Косово курортник не поедет.
Нескольких автоматных очередей и минометных залпов вполне достаточно, чтобы миллионные активы превратились в ничто.
Представители финансово-политического истеблишмента охотно прибегают к провокациям на межэтнической почве, дабы упрочить свое влияние в автономии. Но доводить дело до силового противостояния в АРК они не намерены – это равносильно экономическому самоубийству.
Пускай злосчастный полуостров бурлит, но взорваться он не должен! Нежелание крымской, киевской и московской элиты терять кровные деньги, превращенные в южнобережные отели и аквапарки, оберегает автономию от радикальных сценариев.
К сожалению, подобную страховку трудно назвать надежной. Игроки с огнем могут переступить запретную черту и потерять контроль за ситуацией, сами того не желая. Они рискуют попросту не заметить грань, за которой кончаются дежурные политические провокации и начинается масштабный межэтнический конфликт, чреватый непредсказуемыми последствиями.
На сегодняшний день в кровопролитии на Крымском полуострове не заинтересован никто из крупных политических игроков. Но в конце концов, Чернобыльскую АЭС тоже никто не собирался взрывать…
Михаил Дубинянский