Выйти из шторма вместе и вдвое сильнее
Украина, как корабль с поломанным рулем и порванными парусами, продолжает плыть по течению, получая все новые повреждения. Вот-вот бурная стихия бросит на скалы. А мы воюем за штурвал, не понимая, что с каждой минутой от него будет все меньше проку.
В условиях мирового трансформационного кризиса для нашей страны крайне важно как можно быстрее объединиться вокруг продуктивной национальной идеи. А это возможно только при наличии эффективной власти. Эти идеи должны быть основой, как срочной антикризисной программы, так и долгосрочной стратегии национального развития.
Разобщенность политических и бизнес-элит приводит к тому, что страна втягивается в чужие геополитические конфликтные сценарии. В результате неэффективного управления экономикой, Украина оказалась наименее подготовленнойк мировому экономическому кризису (-31,9% промышленного производства за 1-й квартал 2009).
Речь идет, например, о сознательной поддержке импорта, повышении тарифов естественных монополий для национальных производителей, санкционированном обвале национальной валюты, вызванной спекуляциями с участием избранных банков, повышении налогового давления.
Государство теряет контроль над собственной экономической политикой. Подорвано доверие к банковской системе, практически прекратилось кредитование реального сектора экономики. Урезано финансирование госпрограмм, увеличилось изъятие в бюджет прибыли госпредприятий и так далее.
Состояние экономики наилучшим образом отражает работа транспорта – за первый квартал текущего года объем грузоперевозок меньше соответствующего показателя прошлого года на треть.
Падают объемы внешней торговли. Экспорт сократился за январь-март на 38,6%. Ощущения весеннего оживления, связанные с психологическими факторами, не должны никого обманывать – системные структурные проблемы не решены.
Национальная экономика все больше приобретает сырьевую направленность, возникла реальная угроза существованию высокотехнологичных отраслей, научному и образовательному потенциалу нации.
Очевидно, что в период глобального кризиса соперничество основных мировых игроков необычайно обостряется. Создатели мировой экономической, в том числе и финансовой, системы – США и их союзники – также серьезно пострадали от кризиса.
Но, имея наибольшие, в том числе эмиссионные, ресурсы, они пытаются этим кризисом управлять. И делали это более или менее успешно все предыдущее столетие, начиная с первой и второй мировых, Балканской, Афганской и Иракской войн, и заканчивая кризисами на азиатских и российских рынках 1998 года.
Многие аналитики предполагали, что если бы не смена администрации в Белом доме, мир бы увидел очередную "антикризисную" войну с участием Ирана.
Есть предположения, что этот ряд может продолжить санкционированный обвал национальной валюты в Украине, вызванный спекуляциями с участием избранных банков, переходом управления отечественной экономикой под контроль МВФ…
Кризис показал, что в сегодняшнем мире все намного более взаимосвязаны, чем раньше. Серьезная нестабильность в одном регионе, так или иначе, влияет на всех. Но наиболее страдают самые слабые.
Поэтому для нас важно взаимодействие с другими государствами. Нам нужно сотрудничать и с ЕС, и с Россией, и с США, и другими странами мира, но только на качественно новой, паритетной основе.
Нельзя постоянно проситься куда-то, с услужливым "чего изволите". Печальный опыт стран Восточной Европы показывает, что само по себе вступление в ЕС не дает автоматического процветания.
Напротив, принудительная либерализация экономического регулирования, подчинение общим законам с более сильными государствами, делает экономики европейских неофитов более уязвимыми.
Именно поэтому в той же Венгрии, Литве или Латвии необычайный рост благосостояния был вызван таким знакомым теперь нам (да и, пожалуй, всему миру) притоком спекулятивного капитала, надуванием мыльного пузыря ипотеки и кредитной гонкой потребления.
А в самый сложный период страны "старой Европы" практически отказали в помощи наиболее пострадавшим от кризиса новичкам ЕС.
Но лишь угроза ряда дефолтов, а значит, угроза дестабилизации всего Евросоюза, заставили недавно Еврокомиссию увеличить пакет антикризисной помощи для стран Восточной Европы до 50 миллиардов EUR.
Украина должна хотя бы пытаться делать выводы из прошлых, и не только своих ошибок. Сегодня крайне необходимо принимать и реализовывать реальную стратегию как выхода из системного кризиса, так и дальнейшего развития.
Некоторые политики утверждают, что мир выйдет из финансового пике уже в этом году. Это ошибочное мнение. Мировой кризис носит системный характер.
Параллельно с экономическим кризисом мир переживает или будет переживать демографический, энергетический, экологический, продовольственный и технологический кризисы. Их база – кризис геокультурный.
В мировой экономике происходит смена технологических укладов.
Мир постепенно переходит к шестому технологическому укладу. Как результат – новое качество жизни.
Как отмечает в своем докладе российский экономист Борис Кузык, составляющими ядра шестого технологического уклада можно считать нанотехнологии, биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии и технологии новых материалов.
Развитие нового уклада в мире наблюдается уже в течение 15-20 лет. Благодаря новым научным достижениям, по оценкам разных ученых, к 2020-2030 годах произойдет новая научно-техническая революция, которая приведет к радикальным переменам в экономической и социальной сферах жизни на Земле.
В этой ситуации выигрывает тот, кто смотрит в будущее хотя бы на 20-30 лет вперед, разрабатывает и реализовывает стратегии развития экономики своей страны.
Украинское руководство не только не имеет долгосрочной стратегии, но и минимальной системной программы первоочередных действий. Упущено время на подготовку к кризису. Экономика страны отброшена назад, утратила темпы роста и фактически рушится.
Развивающийся экономический кризис, помноженный на кризис политический, которые, в свою очередь, тесно связаны с духовным кризисом украинского общества, могут нанести государственности Украины непоправимый урон.
Чтобы сохранить страну для будущих поколений, нужно создать условия для кардинального повышения эффективности украинской экономики и конкурентоспособности национальных товаров и услуг. И речь не только о мировом, но и о внутреннем рынке. Для его расширения все еще есть достаточные резервы.
Ожидать же скорого улучшения конъюнктуры на внешних рынках для наших базовых отраслей не приходится. Украину вытесняют без всяческих сантиментов.
В таких условиях гибельным для нас будет потеря крупнейших рынков традиционных партнеров. В первую очередь, речь о Российской Федерации, которая, пожалуй, останется нашим важнейшим торговым партнером Украины на обозримый период.
По итогам 2008 года доля РФ в общем внешнеторговом обороте Украины превышает 23%, а объемы товарооборота за 2008 год достигли почти $40 миллиардов.
В отличие от преимущественно сырьевого экспорта в другие страны, в Россию мы всегда поставляли продукцию с достаточно высокой добавленной стоимостью.
В то же время, из-за политических противостояний огромное количество возможностей упущено. Примеров множество – от замораживания совместных проектов в авиастроении и атомной энергетике, до торговых ограничений по ряду товарных групп.
Недооценены масштабы негативных последствий для отечественной экономики ускоренного перехода на высокие цены на газ.
Только за первые два месяца текущего года экспорт из Украины в Россию упал более чем на половину, а импорт из России сократился более чем на 60% по сравнению с соответствующим периодом 1998-го.
В такой ситуации крайне важно не допустить дальнейшего сужения российского рынка. Необходимо очистить украино-российские отношения от политического противостояния, не допускать в будущем обострений, в том числе, газовых.
Нужно начать широкомасштабную работу по построению фундамента для будущего сотрудничества в стратегически важных и перспективных для наших экономик отраслях.
В Украине существует множество научных и научно-технических разработок, способствующих дальнейшему развитию полноценного сотрудничества с Россией не только в промышленности, но и в сфере науки и технологий, интеллектуальной собственности.
Производственно-технологическое соперничество абсолютно бесперспективно. Соперничество не оправдано даже в сфере ВПК. И уж тем более ущербно в сферах с уже сформировавшимися связями производственно-технологической кооперации, ведь в результате снижается конкурентоспособность, как Украины, так и России.
Мир стоит на пороге новой геоэкономической модели. Из кризиса развитые страны должны выйти с новым технологическим укладом, который и станет основой нового экономического подъема.
Многие из них приняли стратегии своего развития до 2030, а кто-то – и до 2050. Учет достижений 5-го и 6-го технологических укладов характерен для стратегий развития США, ЕС, Японии и Южной Кореи. Подобные планы активно обсуждаются как экспертами, так и руководством России.
Украине не менее важно правильно спланировать и отстоять свое место в будущем мире. Россия и Украина не должны оставаться сырьевыми придатками развитых стран. И у нас есть реальный шанс сделать рывок. Вместе, объединившись, этот шанс значительно возрастет.
Именно поэтому руководство наших государств обязано не только координировать срочные антикризисные меры, но и разрабатывать и согласовывать совместные долгосрочные экономические стратегии.
Важно, чтобы антикризисные шаги были направлены не только на поддержание на плаву действующей экономики, но и на развитие экономики нового технологического уровня.
Вместе мы сможем не только выжить, но и стать вдвое сильнее.
Артем Петренко, эксперт "Центра региональных стратегий", для УП